Мошенники добрались до «Госуслуг»

Получив доступ, они оформляют займы и звонят с вашего телефона

Мошенники добрались до «Госуслуг» Получив доступ, они оформляют займы и звонят с вашего телефона
Фото: Руслан Рыбаков

Поступила заявка на смену вашего номера телефона в аккаунте госуслуг, – такую информацию мне сообщил немного взволнованный голос в трубке. Звонок был с незнакомого номера. Я ответила, что никаких заявок не подавала, и поспешила закончить разговор, так как поняла, что звонят мошенники.

Меняют ваш пароль

Говорю про них во множественном числе: потому что точно с такой же фразы начала разговор девушка, позвонившая несколькими минутами позже…

– Просто если вы не хотите менять номер, то давайте подтвердим старый, сейчас отправим эсэмэс с кодом, вы нам его продиктуете… – настаивала она.

Что произойдет, если выполнить подобную рекомендацию? Кибермошенники получат доступ к вашему аккаунту на портале госуслуг. И сейчас это распространенный вид мошенничества. Мы уже наслышаны про звонки из «полиции», «банка России», «следственного комитета» и прочих структур, лжесотрудники которых исправно опустошают счета тысяч жителей страны, вынуждают их брать кредиты и даже продавать квартиры.

Если человек называет аферисту код из эсэмэс, то последствия могут быть очень серьезные.

– Злоумышленник, получив от вас код, заходит в ваш личный кабинет на «Госуслугах», меняет пароль и устанавливает контрольный вопрос, ответ на который знает только он сам, – предупреждает Руслан Гашимов, начальник отдела по раскрытию хищений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий управления уголовного розыска ГУ МВД России по Красноярскому краю. – Это приводит к тому, что впоследствии сам владелец аккаунта не может туда зайти. А мошенник получает доступ ко всей персональной информации, которая есть на портале. Сразу запрашивается справка в бюро кредитных историй. Напомню, что при помощи портала мы можем подтверждать выполнение ряда операций, в том числе и финансовых. Делаются заявки на выдачу займов в разные микрофинансовые организации, с помощью аккаунта они подтверждаются, и указываются уже свои платежные реквизиты.

Зачастую владелец аккаунта узнает о том, что кто-то получил доступ, только спустя несколько недель, когда начинаются звонки с требованием вернуть деньги.

Не все приложения безопасны

Сейчас операторы мобильной связи взаимодействуют с порталом «Госуслуги», и через личный кабинет пользователя теперь можно выполнить определенные операции. Это дает мошенникам новые возможности. Например, они включают переадресацию, и все эсэмэс с кодами от банков приходят на указанный ими телефон. У аферистов появляется возможность заходить в ваше банковское онлайн-приложение, через портал пользоваться вашей электронной подписью.

– У нас был пример, когда мошенник получил доступ к аккаунту и подключил услугу, которую оператор предоставляет тем, кто находится за границей, – рассказывает Руслан Гашимов. – Для минимизации затрат можно звонить при помощи интернета, к примеру, подключившись к точке доступа Wi-Fi в отеле. При этом звонки поступают через сеть GSM и на экране определяется обычный номер мобильного. Эту услугу они и подключили. Всего за несколько дней они успели связаться с сотнями жителей России, представляясь сотрудниками ФСБ, различных силовых структур. Только через несколько дней, когда на счету настоящего владельца номера закончились деньги, он начал разбираться и обратился к нам. А история началась с того, что человек был за рулем, ехал по трассе и впопыхах сообщил звонившему «сотруднику госуслуг» код.

Ранее преступники использовали подменные номера для имитации звонков из банков. Но законодательство ужесточилось, предусмотрена ответственность для операторов, поэтому такие номера сейчас блокируются. И мошенники нашли новый способ – стали звонить потенциальным жертвам с чужих номеров через сеть GSM.

Откуда же мошенникам становятся известны наши номера?

Покупают слитую базу с номерами, к примеру, клиентов банков. Или же просто вводят телефон наугад, проверяя, есть ли аккаунт на госуслугах.

Автор активно пользуется ресурсом уже много лет, но звонки начали поступать буквально через пару дней после установки специального приложения «Госуслуги.Дом». Простое совпадение или же нет?

По словам специалистов, ответ на этот вопрос дать достаточно сложно, но совершенно точно, что чем больше приложений, требующих наши персональные данные, мы устанавливаем, тем больше вероятность утечки.

И то, что мошенники получили доступ к аккаунту, можно узнать не сразу. Да, у части пользователей портала настроены уведомления о каждом входе, которые оправляются на электронный адрес: «Вы вошли в систему, используя учетные данные госуслуг… Если это были не вы, возможно, кто-то вошел от вашего имени. В этом случае обратитесь в службу поддержки».

Следственная практика

Если выяснилось, что на человека оформлен кредит, как ему доказать, что не брал заём?

В полиции пояснили, что в ситуации с госуслугами работают те же самые мошенники, которые «заботливо» просят перевести средства на «безопасный счет». Только в этом случае они получают дополнительную информацию, к примеру, еще и о вашей недвижимости, предлагают продать квартиру.

– Каждая точка входа в аккаунт фиксируется системой портала госуслуг, и если человек, к примеру, живет в Зеленогорске, а зашли из населенного пункта за тысячи километров, то нелегитимность очевидна, – говорит Руслан Гашимов. – Сейчас формируется судебно-следственная практика, что если кредит с помощью портала все же брали мошенники, то потерпевшей будет признаваться финансово-кредитная организация. А значит, обязанности выплачивать деньги у того, чьими данными завладели злоумышленники, нет. Но если преступники убедили взять кредит, то это уже другая ситуация. Он сам отдает эти деньги. Да, есть сейчас прецеденты, когда после комплексных психиатрических экспертиз устанавливается, что человек выполнял все эти действия под влиянием третьих лиц. И здесь уже признается потерпевшей стороной банк. Но это пока исключение, нежели практика.

Самое лучшее, что можно сделать, услышав «оператора госуслуг», «сотрудника следственного комитета» и других «специалистов», – просто положить трубку. Лично я так и сделала.


Как защитить свои данные на госуслугах:

  • нужно использовать двухфакторную аутентификацию (эсэмэс-оповещение при входе в аккаунт «Госуслуги»);
  • настроить оповещение на электронную почту (письма о входе на страницу портала госуслуг будут приходить на указанный адрес электронной почты);
  • настроить контрольный вопрос (поможет при восстановлении пароля).

НУЖНО ЗАПОМНИТЬ, ЧТО СОТРУДНИКИ ПОРТАЛА ГОСУСЛУГ НЕ ЗВОНЯТ И НЕ ЗАПРАШИВАЮТ ЛИЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

Не следует передавать третьим лицам номера своих телефонов, СНИЛС, ИНН, данные паспорта, а также добавочный проверочный код, который приходит в эсэмэс в случае подключенной двухфакторной аутентификации.
Если все же вы столкнулись с подобными мошенниками, следует как можно быстрее сообщить в полицию и на горячую линию поддержки портала «Госуслуги» – 8 800 100-70-10.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
11 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 11 по 17 ноября
В Красноярске завершился этап Гран-при по фигурному катанию в Красноярске. Подробнее о его результатах можно узнать в нашем материале.  Понедельник.
Без рубрики
11 ноября 2024
В Красноярском крае в сутки регистрируется от 10 до 15 фактов телефонного мошенничества
Число случаев «телефонного» мошенничества в крае стабильно растет. На встрече с журналистами начальник Главного управления МВД России по Красноярскому краю
Без рубрики
11 ноября 2024
«Пауки»-сеткометы прописались в Степном
Речь не о пауке-крестовике из отряда членистоногих, плетущем сети толщиной в несколько микрометров. «Паук», о котором мы расскажем, рукотворный. Его