Их единицы, но они есть. Кому-то не нравится новое жилье, другим кажется, что их обделили квадратными метрами. Представители краевого правительства и депутаты регионального парламента отправились в Кодинск, чтобы на месте разобраться с проблемами жителей.
Северная Рублевка
Поселок Временный, находящийся ныне под водой, и отстроенный в Кодинске квартал для переселенцев – в сравнении как небо и земля. Сказать о том «временном» жилье, что оно было ветхим, значит не сказать ничего. Это были просто разваливающиеся деревянные бараки. А вот новенькие двухэтажные строения из клееного бруса, с удобствами и даже управляющей компанией местные тут же окрестили «Рублевкой». Несколько лет назад такие дома были для Кодинска и вправду диковинкой. Казалось бы, жить да радоваться.
Однако практически сразу же после новоселья появились проблемы. В одном доме вздыбились полы, в другом – потекла вентиляция, в третьем – холодно. Признаться, когда мы ехали в командировку, были настроены воинственно. В первую очередь по отношению к строителям. Как так можно строить?! Масла в огонь подливала и управляющая компания, которая насчитала недоделок почти на полсотни миллионов. На месте все оказалось не так уж и просто и, признаться, не так страшно. Ну а виноватых стоит поискать не только среди строителей.
Кто кого нагрел
Совместное заседание двух комитетов Заксобрания края – по природным ресурсам и экологии и по государственному строительству, местному самоуправлению и развитию институтов гражданского общества – началось с посещения проблемного жилья. Это поселок Бива (та самая «Рублевка») и одна секция многоэтажного панельного строения в Кодинске.
Проблемы схожие. Основная – это холод. А вот причины разные. Заходим в один из домов в Биве. Жильцы жалуются на температуру. Представители управляющей компании говорят – нужны огромные средства на переделку. Строители же скромно заявляют – денег не нужно, все исправим за свой счет. Вот только сами жильцы против – монтажников на порог не пускают. Причина оказалась банальной – чтобы было тепло, в некоторых домах надо поставить дополнительные батареи. А это хоть и ненамного, но увеличит счета за тепло. По расчетам самих строителей, потребление гигакалорий в холодных квартирах и без того в два раза меньше норматива.
А вот многоэтажка. Тут подрядчики заявляют, что сам проект был исполнен с огрехами. Потому и холодно. На вполне закономерный вопрос депутатов, а чего ж строили, строители отвечают молчанием. В то же время в дирекции по переселению утверждают и подтверждают свою правоту бумагами – схалтурили строители, а проектировщики не виноваты. Впрочем, возникает вопрос и к самой дирекции – а чего же принимали, если дом построен не по технологии? Ну и, в конце концов, почему жители сами не могут сделать ремонт в своем собственном жилье? Ведь это нормально – делать ремонт в квартире. На самом деле препирательства и доказательства всех сторон на заседании можно было слушать бесконечно. Однако решение, которое предлагали те, другие и третьи, было одним – выделить деньги из казны. С этим были согласны все, кроме депутатов.
По словам вице-спикера Заксобрания Алексея Клешко, бюджет не должен оплачивать чью-то халатность:
– Бюджет не будет платить по два раза за брак. Платить должен виновник из собственных ресурсов.
А вот что это будут за ресурсы, сегодня пока еще можно выбирать. Можно обойтись средствами подрядчиков, можно сократить лишнюю секретаршу в дирекции…
Новые старые жители
Еще одним проблемным вопросом Нижнего Приангарья является недовольство нескольких семей решением о переселении. Тут тоже не все однозначно.Не секрет, что, как только правительство объявило о программе переселения, в зоне затопления тут же появились новые старые жители. Те, кто уехал из зоны задолго до решения о достройке «Богучанки», решили «вернуться». Точнее, вернуть себе прописку, чтобы получить квартиру. Тут вспомнилось и классическое совместное «проживание» двадцати родственников в одной комнате, появились фирмы, оказывающие подобные услуги. Стремление вполне понятное – квадратные метры лишними в наше время не бывают, хотя и незаконное.
Однако подобные попытки тут же были пресечены властями. В соответствии с принятым в крае законом необходимо было доказать факт проживания. Это могли быть бумаги или показания очевидцев, соседей. В итоге переселено более пяти тысяч жителей. 234 человека подали жалобы, 148 из которых были удовлетворены. Краевые власти организовали работу согласительной комиссии, где каждый вопрос рассматривался отдельно. Ведь совершенно очевидно, что некоторые и вправду не имели документов, хотя и проживали в зоне затопления.
На сегодня переселение полностью завершено. Осталось лишь более десятка семей, которые по-прежнему претендуют на получение квартир за счет бюджета. По словам депутата Заксобрания Александра Симановского, все претенденты, которым удастся доказать свое право на жилье в суде, получат квартиры. Соответствующий жилищный резерв имеется в краевой собственности.