Моя Абсолютная Родина

Сможет ли Россия вновь стать великой империей?

Моя Абсолютная Родина Сможет ли Россия вновь стать великой империей?

В России сегодня нет идеи или комплекса идей, объединяющих нас, народ. Некой Идеи Общей Судьбы, которая бы сделала общество обществом, государство государством, страну страной. Отсутствие идеологии – не вина нынешней власти, а скорее ее беда, скоропалительно сколоченное в 90-е наследство, от которого лучше бы избавиться. Вместе с тем сейчас, к началу второго десятилетия нового века, тоска по идеократии настолько созрела и набухла российским вечным зовом, что в стране начинает вариться пока не очень густой, но все же кипящий и булькающий бульон идей, идеек, сомнений, поисков и всяческих рефлексий.


Подтверждением тому – интерес телезрителей к программе «Исторический процесс», где два политика, мыслителя, далеких от стандартного образа «теледива», всенародно размахивают копьями убеждений. А нам интересно, потому что в каждом из нас еще жива та, милая сердцу Абсолютная Родина, без ощущения которой в России хоть ложись и помирай.

Один из участников телеристалища «Исторический процесс» Сергей Кургинян, по приглашению депутата Госдумы Владислава Юрчика посетив в октябре Красноярск, встретился с творческим коллективом редакции газеты «Наш Красноярский край». Сегодня население одной шестой части суши разделилось ровно на две половины: одни принимают кургиняново слово как проповедь во спасение, другие – ненавидят, называя фашистом, сталинистом, бесом, ну и так далее. Чего только стоят некоторые заголовки: «Зачем кормить Кургиняна?», «Кургинян над могилами». Сергею Ервандовичу посвящены тонны газетной колумнистики, мегатонны жэжэшной словесной жижи. Кургинян переплюнул великого и ужасного Александра Дугина. И даже рясу не понадобилось надевать и старообрядческую бороду отращивать – хватило неброского пиджачка.

Ностальгия по советскому

В чем феномен Кургиняна? Откуда он выскочил, словно черт из табакерки? Первое, что приходит на ум, когда пытаешься ответить на эти вопросы: если Кургиняны зажигаются, значит, это кому-то нужно. Кремлю? Это самый тиражируемый ответ. Конечно Кремлю. Кому же еще? Но откуда тогда такая популярность просоветских идей? Сегодня очень сложно навязать нам, многомиллионным, упакованную систему идей. Популярность такого рода не купишь, не проплатишь, не закажешь… Сильна, ох сильна риторика Кургиняна. Но ведь не до такой же степени!

Ностальгия по советскому – одна из мощнейших приправ того самого бульона идей. И заварил его не Кургинян, и не Кремль, и не кто-то еще. В апреле 2011 года Агентство по культурно-социальным исследованиям общества (АКСИО) при поддержке общественного движения «Суть времени» провело всероссийский опрос, охвативший 77 регионов России и более 36 тысяч респондентов. Количество опрошенных на порядок превосходит число респондентов, обычно участвующих в ходе опросов ведущих российских исследовательских центров. Цель исследования – выяснить отношение россиян к процессам десоветизации. Так вот, исследования показали, что 80 процентов жителей страны оценивают советский период положительно. Советские ценности воспринимаются людьми как близкие к идеальным. Никакой Кремль столь мощную парадигму национальной ментальности не сформирует.

Почему не плывет корабль?

Так что же, назад, в СССР? Кургинян, отвечая на этот вопрос, отрицает возможность полной реставрации советской империи. По его мнению, у России сегодня есть два пути развития. Либо цивилизованный капитализм – нынешний политолог оценивает как криминально ориентированный. Либо – частичная реанимация советского опыта.

– Давайте признаем, что 20 лет назад произошло не освобождение России от «чудовищных оков советизма» и возвращение в «лоно мировой цивилизации», то есть в капитализм, а серьезнейшая ошибка, слом. Это не было простым изменением политического строя и экономической модели, это было отречение от созданного гигантскими усилиями и гигантскими жертвами великого государства. Отречением от своего исторического пути, – считает Кургинян.

Сергей Ервандович намеренно полемичен. Он вопрошает и старается не давать готовых ответов на вопросы. А вопросы растут в геометрической прогрессии. Например, почему коммунисты никак не используют ярко обозначившуюся ностальгию по советскому? Вроде бы это их поле. Почему не пашут? Особенно сейчас, в условиях выборной кампании?

– Я не могу назвать кампанию КПРФ грамотной, я не вижу у руководства партии желания «выжать досуха» все возможности этой кампании, – считает Кургинян.

С ошибками руководства он связывает и расколы, то и дело сотрясающие партию в последнее время, в том числе и раскол в красноярском отделении.

– Раскол сейчас идет всюду – в Санкт-Петербурге, Москве – везде, люди устали от поражений, они хотят побед и не понимают, почему при столь сильном попутном ветре корабль идет так медленно, – резюмирует политолог.

На склоне

Кургинян считает себя новым имперским левым. Что и говорить, адская смесь. С другой стороны, устали мы уже от дистиллированных лозунгов.

– Сегодня у власти нет не только животворящих идей, но и языка. Риторика оппозиции себя изжила. Риторика правящей партии времен нулевых тоже не совсем подходит к текущему моменту. Необходимо признать, что мы находимся в тупике, и громко, четко и ясно сказать: «Мы в тупике!»

Власть пока к таким заявлениям не готова, – говорит Кургинян.

Вместе с тем политолог считает, что Путин в определенный момент спас страну.

– В 90-е Россия стремительно катилась в бездну, – рассказывает Сергей Ервандович, – Путин приостановил это лавинообразное движение. И в этом его безусловная историческая роль. Однако мы не перестали падать вниз. Просто падение это происходит медленно, словно мы ползем по склону. Таким образом, у нас образовался люфт, в течение него необходимо срочно предпринять меры, благодаря которым траектория падения сменится медленным движением вперед.

Миссия выполнима

 

Кургинян еще более непримирим в оценке мировой экономики и политики.

– Современная система мироустройства становится крайне неустойчивой: мировая экономика, подсаженная на иглу безудержной эмиссии американских долларов, идет в тупик; США теряют одну позицию за другой, уступая их странам Юго-Восточной Азии и Китаю. Возникло противоречие между ослабляемой экономической мощью США и их военным превосходством. Все чаще они решают свои проблемы силовыми методами. Сначала была Югославия, затем Ирак, теперь Ливия. Следующими могут быть Иран, Белоруссия, а затем и Россия, – прогнозирует политолог.

Парадокс, но мировое исцеление Кургинян все-таки связывает с возрождением России – империи.
– Именно Россия, этот котел сконцентрированного неблагополучия, является надеждой всего человечества, – уверен Сергей Кургинян.

Типичное интеллигентское мессианство? Театрализованные стоны по имперству? Может быть. Как может быть верным и то, что нам, народу большой страны, просто необходимо еще и быть народом Великой страны. Вот так, с прописной буквы.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного