Прочитала статью под названием «Мне все равно за это ничего не будет» («НКК» № 30 от 25.04.2014. – Прим. ред.) и не могу успокоиться. Читать ее тяжело, а найти ответы еще тяжелее.
Федор Михайлович Достоевский писал когда-то, что семья созидается, а не дается готовой. Созидается же семья, по его мнению, неустанным трудом любви. Именно семья формирует черты характера человека, его убеждения, взгляды, мировоззрение. Это по Достоевскому. А по сегодняшней жизни и вовсе семья должна бы быть связана не только материальной, но, главное, моральной ответственностью. Жизнь-то теперь тревожная. Наблюдается просто кризис российской семьи.
Самое печальное то, что семья по разным причинам стала все больше отстраняться от воспитания детей. Забывается та истина, что родитель, образно говоря, есть педагогическая профессия.
А если педагогическая, то только совместно с педагогами и воспитывать характер подростка. Однако сегодняшняя семья настолько слаба в плане подготовки своего дитя к социальной и индивидуальной взрослости, ответственности, неиспорченности представлений о добре и зле, что порой школа становится бессильной перед такими семьями.
«…Я ее не вижу совсем и не знаю, какое у нее сердце матери. За последнюю неделю общения я заметил, что у нее сердце холодное, твердое и безжалостное. Это заметно даже тогда, когда она приезжает с работы и сразу занимается делами по дому, и не может спросить хотя бы, как у меня дела в школе, ну и так далее. И у меня появляется мысль, что я родной или неродной сын. Во-первых, если был бы родной, она уделяла бы внимание. Во-вторых, она мне ни в чем не помогает. И, в-третьих, у ней нет времени на меня. И после этого как можно описать сердце матери?» (Из сочинения ученика 11-го класса.)
А в свободное время мама активно «сидит» в «ВКонтакте». Что же желает получить эта мама для своего развития и воспитания ребенка? Где тот духовный контакт, те ступени духа, по которым ребенок должен подниматься все выше и выше, чтобы легче и прочнее усвоить законы людей? И родителям совсем невдомек – чтобы дать дитю духовную пищу, надо быть самому наполненным ею. Вот и получается, что «угль, пылающий огнем (он есть в каждом), так и не загорится».
Смею сказать: все, что мы измеряем в рублях, квадратных метрах, костюмах и платьях, никакого отношения к воспитанию и развитию духа не имеет. Наша истинная вина перед детьми – в бездуховном отношении к ним. Где высокий дух, там все на пользу: «и конфетка, и ласка, и таска». Потому, может быть, иногда и поддавали неслуху, но все это было не во вред, потому что в семье жил дух. В семье стремились к высокому: к правде, совестливости, добру. Постоянство духа и жизненных устремлений благотворно влияло на детей. Тогда как быть сегодняшним родителям, у которых нет стремления к высокому? Ответ тяжелый: «Никак». Единственное спасение – школа, где есть другие воспитатели.
А вот теперь о других воспитателях. И снова вернусь к характеру. Начнем с высокого: перед системой российского образования Владимир Владимирович Путин поставил задачу воспитания нравственной и деятельно-волевой личности, он подчеркнул значение характера для человека и общества. В этом плане школа сегодня проигрывает. Во-первых, недостаточна подготовка учителей к организации целенаправленной работы по формированию нравственных черт характера учащихся. Когда-то я прочитала слова Льва Толстого, которые запомнились мне навсегда: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, как мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любовь ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. Довольно редко теперь встретишь совершенного учителя (воспитателя), на уроках которого ты почувствовал бы трепет души детей и учителя. Сегодняшний учитель, как это ни горько, зачастую сам пуст. Во-вторых, вопросы влияния гуманитарного образования на воспитание характера учащихся в последние годы даже не рассматриваются. Что уж тут говорить: все совещания, семинары, педсоветы посвящены ФГОСам, ОГЭ, ЕГЭ, новым технологиям обучения. Это хорошо. Нам нужны математики, физики, химики? Да, нужны. А хорошие люди (понимай: с духовными устремлениями) нужны стране, граждане с нравственными представлениями, полученными на уроках гуманитарных предметов? Да, нужны. Ведь давно доказано, что дети переносят полученные представления, суждения, идеалы и оценки на свой собственный мир. Этим самым определяют направление развития характера.
И, в-третьих, родители действительно не стали больше заняты, чем в советские времена, но отец и мать были непререкаемым авторитетом для детей. Дитя поднимали всем селом, он рос на виду у всех. Все знали, чей он, и каждый останавливал его, если он дурно вел себя. Да и он не мог дерзить взрослым. Ребенок знал, что его все знают, у него было представление о чести семьи, и каждое слово отца подкреплялось не только его авторитетом, но и общественным мнением. Вот это общественное мнение соседей, близких людей и было очень воспитывающим для детей.
Да и воспитательный процесс в школе был на первом месте. Он как-то хорошо переплетался с учебным. Сегодня воспитательной задачи у школы практически нет. Единицу заместителя директора по воспитательной работе в сельских малокомплектных школах совсем убрали. Самое время бы сесть, задуматься и признать, что привычное воспитание далеко не всегда срабатывает, надо искать надежные пути, чтобы воспитать душу человеческую. Пусть даже этих детей в школе меньше ста, но ведь они граждане России.
А у нас впереди опять главное: если девятиклассник не сдал ОГЭ, всячески выдворяй его из школы, ведь не сдаст в дальнейшем и ЕГЭ. А мне до глубины души жаль этих мальчишек и девчонок, которым бы еще послушать лекции по искусству России, по мировой художественной культуре да и просто услышать доброе слово учителя и батюшки Ермаковского прихода. Это самый возраст для духовного прироста. Ан нет. Уходи со справкой, ты двоечник. А двоечник стихи пишет, спортом занимается, прирожденный артист и просто добрый парень. Он талант… но не математик.
Думаю, что нужда в хорошем воспитании детей должна выйти в число первых социальных потребностей и об этом надо говорить на всех уровнях. Об этом надо кричать!
Спасибо за статью, уважаемые коллеги. Просто не могу молчать.
Нина Николаевна УЛЬЧУГАЧЕВА,
директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Жеблахтинская средняя общеобразовательная школа» (педагогический стаж 46 лет, почетный работник общего образования РФ, заслуженный педагог Красноярского края), Ермаковский район