В этом году единый государственный экзамен решили провести максимально честно: никаких шпаргалок, списываний, сотовых телефонов. Но вот к честным результатам оказались не готовы. После проверки работ пришлось снижать пороговые баллы по основным предметам, чтобы дети смогли поступить хотя бы в техникумы: нельзя же выдать десяткам тысяч выпускников справки и заставить пересдавать на следующий год. По русскому пришлось скинуть сразу 12 баллов, оставив вместо 36 всего 24. Даже если наугад ответы ставить, не читая заданий, и то набрать можно. Но 1,5 процентам выпускников и это не помогло…
Если приходит урокодатель
Неужели с русским языком у нас на самом деле все так плохо? По мнению чиновников, ЕГЭ выявило проблемы с преподаванием, особенно в Туве, Якутии, Бурятии.
– Мы смотрим правде в глаза и понимаем, что целый ряд регионов нуждается в особых программах по русскому языку, – отметила вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец. – Дано поручение разработать такие программы с учетом специфики каждой территории.
Министерство образования и науки уже взялось готовить целевую программу улучшения преподавания русского языка. Обсуждается в том числе и возможность дополнительного обучения учителей из отстающих регионов (Красноярский край, кстати, к ним не относится – неудовлетворительно выполненных работ всего 0,16 %). По итогам ЕГЭ были проведены соответствующие мероприятия на самом высоком уровне, чтобы осмыслить причины, сделать соответствующие выводы. Причем делают их в том числе и те, кто всего пару лет назад принимал образовательный стандарт для старшей школы, где русский язык и литература вообще объединены в один предмет… Но стандарт должен вступить в силу только с 2020 года. А сейчас-то что происходит?
– Нельзя сказать однозначно: дети плохо учатся, а учителя плохо работают – это было бы слишком просто, – отмечает преподаватель одной из красноярских школ, попросившая не указывать ее имя. – Здесь свою роль сыграл целый комплекс факторов. В том числе и многонациональность нашей страны: не для всех выпускников язык является родным. Надо понимать, что изучение русского языка – это не только заучивание определенных правил, это еще и успешное освоение целого пласта культуры.
Можно научить на уровне «мама мыла раму». Но что-то бОльшее достигается только совместными усилиями школы и семьи. А сейчас родители очень мало общаются с детьми: все время уходит на зарабатывание денег.
У многих ли сохранилась традиция совместного посещения театра, музеев с обсуждением увиденного? Так удивительно ли, что ребенок не умеет формулировать собственные мысли? От классической литературы школьники сейчас бесконечно далеки. Да и вообще читают мало – больше увлекаются компьютерными играми, где нет необходимости уточнять значение малоупотребляемых слов, фантазировать, представляя какие-то не прописанные автором в произведении моменты, да и просто думать. В состоянии ли школа все эти негативные моменты нивелировать? Чтобы ребенок получил мотивацию для обучения, чтобы предмет его заинтересовал, должна быть такая отдача у педагога, такое горение на работе… Не зря же после 25-летнего стажа учителям пенсию назначают! И отпуск длинный – потому что в течение учебного года происходит очень сильное эмоциональное выгорание… Почему ставка у учителя – 18 часов? Да чтобы ты к этим 3 часам в день (при шести учебных днях в неделю) так подготовился, чтобы уроки блестяще прошли, чтобы достучаться до каждого… Но кто себе может сейчас позволить работать на одну ставку и получать «три копейки»? Вот и берут по 30 часов – для педагога это серьезная нагрузка, какое уж там горение! А если к детям приходит «урокодатель», то каков будет итог?
В конце нашего разговора педагог вздохнула, добавив: конечно, они, учителя, с себя ответственности не снимают и надеются, что результаты ЕГЭ станут стимулом для изменений.
Дырка в душе
Да, вероятно, эти изменения произойдут. Может, они даже принесут в обозримом будущем какой-то результат, остро необходимый еще и потому, что с 2015 года допуском к ЕГЭ хотят сделать сочинение. Но давайте тоже «посмотрим правде в глаза». Как минимум 50 процентов родителей, дети которых получили «чуть выше двойки», должны честно задать себе вопрос: а может, не учительница Мария Петровна, не чиновники, которые разработали стандарты педагогических программ, не министерство образования, а мы сами виновны? Может ли ребенок хорошо владеть родным языком, если ему в детстве едва прочли «Колобка», а вот до сказок Пушкина так и не дошли? Что усвоит школьник, в доме которого разговаривают на дивной смеси мата, междометий и вульгарных словосочетаний, а за ужином не отрываясь смотрят «Дом-2»? Ах, в школе и должны научить? И когда же? За 40 минут три раза в неделю?
На самом деле, не о ЕГЭ разговор. Бог с ними, с этими баллами. Просто невыносимо даже думать о том, что сейчас-то уже ничего не исправишь. И то, что недодали этим ребятам, уже не восполнишь…
Знания русского языка напрямую связаны как минимум с пониманием текста. Будут ли такие выпускники получать удовольствие от чтения качественной художественной литературы? Вряд ли. Смогут ли полноценно работать с большими объемами информации, к примеру по избранной специальности? Тоже маловероятно. А сколько раз в жизни придется стыдиться ошибок, сделанных в документах? Но это лишь то, что лежит на поверхности.
Как сказала в одном из интервью учитель русского языка, победительница краевого профессионального конкурса, «можно говорить пафосно о «формировании личности и тра-та-та», но… я точно знаю: любое непрочитанное произведение из школьной программы – это дырка в душе».
Чтобы убедиться в приемлемом для школьника уровне итоговых заданий, я заглянула в КИМы на сайте Федерального института педагогических измерений. По указанной спецификации, за каждое правильно выполненное задание базовой части «А», присваивается один балл. Правильно выполненные 30 заданий дают в итоге 47 баллов: получается, для сдачи экзамена допускается даже несколько ошибок в самой легкой части. С какими же заданиями не смогли справиться школьники? «Укажите предложение, где нужно поставить одну запятую». «В каком предложении не (ни) пишется со словом раздельно?» «В каком предложении выделенное слово употреблено неверно?»
Если за 11 лет обучения школьник не научился даже этому, то смешно говорить про какие–то инновации и модернизацию в стране. Впору вообще задуматься о ее будущем.
Людмила Куликова, профессор, доктор филологических наук, директор Института филологии и языковой коммуникации СФУ:
Ситуация сложилась неожиданно интересная. В этом году мы не почувствовали по абитуриентам, поступающим на направления нашего института, результатов школьного «провала» по ЕГЭ. Более того, если сравнивать результаты с прошлым годом, то средний балл по русскому языку у «наших» поступающих выше, есть даже несколько ребят с максимальными 100 баллами. Уровень знаний существенно снизился у школьников, которые были не ориентированы на поступление на языковые специальности.
Что можно сказать? У нас любая идея – даже здравая, может быть доведена до гипертрофированного абсурда. С введением ЕГЭ (сама цель которого была в принципе оправданна и содержала свой прагматический заказ) вся система школьной подготовки свелась к механическому «натаскиванию». Для точных наук тестовый подход – в чем, собственно, суть ЕГЭ – видимо, надежен и адекватен. Но для гуманитарных дисциплин неприемлем. Здесь необходима словесная, вербально выраженная передача смысла, умение, если хотите, устно и письменно выражать себя и прочитанное. Необходимо вернуть в формат школьных экзаменов устную часть по всем языкам (русскому, иностранным), по литературе. Со следующего года планируют ввести обязательное сочинение для одиннадцатиклассников. Но это тоже не панацея. Сочинение можно хорошо написать только в том случае, если ты до этого очень много чего прочитал – из публицистики, художественной литературы и т. д.
Только руками разводить в создавшейся ситуации бессмысленно. Наш институт выступил с инициативой – и она была поддержана – ввести на всех образовательных направлениях во всех институтах СФУ со следующего учебного года курс по русскому языку как обязательной базовой дисциплины. Студенты – и физики, и химики, и биологи – в течение полутора лет будут изучать русский. Невозможно сегодня представить себе современного успешного специалиста в любой отрасли без умения грамотно писать и говорить с учетом норм культуры русской речи. Более того, я глубоко убеждена, что на одной чаше весов лежит знание русского языка и всего спектра связанных с этим компетенций, а на другой – уровень интеллекта нашего общества.