На что поднял ножницы Петр Великий

На что поднял ножницы Петр Великий
Изображение сгенерировано нейросетью Шедеврум

В сентябре 1698 года в России началась совсем новая жизнь – царь приказал подданным побриться и переодеться в иноземное. Соответствующий указ Петра касался в первую очередь высших сословий, которые обязаны были подать пример остальным. Правда, документ почему-то не сохранился в «Полном собрании законов Российской империи», в отличие от его более позднего аналога – январского указа 1705 года – то есть в нынешнем году мы отметили 320-летний юбилей Великого Переодевания. Но так или иначе, уже с конца XVII века начался процесс превращения русской внешности в европейскую. В общем, таковой она является и сейчас.

Бритва и кнут

Петр, смолоду имевший обычай все самое важное делать собственноручно, приступил к борьбе с бородами еще до появления указа. 28 августа 1698 года на московском банкете в честь возвращения «Великого посольства» из Европы, вооружившись бритвой и ножницами, лично обкарнал знатнейших бояр, пощадив лишь совсем стареньких. Государь и впоследствии был неумолим в своей борьбе с бородами, а также прочими знаками русского обличья, делая при этом лишь два исключения – для духовенства и крестьян.

Особо упорным пришлось платить за растительность на лице. Был учрежден «бородовой знак» – жетон, подтверждавший внесение денег в казну. Дороже всех он обходился купцам первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев и дворян полагалось брать по 60 рублей, столько же – с купцов низших статей. Мещане платили по 30 целковых. Кстати, исключение для крестьян было тоже не совсем бесплатным – при въезде в город с бородатого мужика взималось «две деньги», или одна копейка.

Несмотря на то что все указанные суммы были огромными даже для далеко не бедных людей, «знаки» покупались, хоть и не нарасхват. Но это была все же пассивная форма сопротивления. Участники Астраханского бунта 1705 года, едва не переросшего в новую разинщину, поклялись друг другу «стоять за веру, и за бороды, и за платье заодно» – и это лишь один из эпизодов той революции стиля.

С платьем же пошла борьба еще более жестокая; никаких разрешительных жетонов там и не подразумевалось. По указу 1714 года за торговлю русской национальной одеждой (а равно упорство в ее ношении) полагались кнут, каторга и конфискация имущества. По улицам рыскали патрули с ножницами…

Справедливости ради отметим, что царь-реформатор был далеко не первым, кто ввел налог на бороды – ранее то же самое делали монархи Англии, Франции и других стран. Папы и кардиналы также проявляли активность. Но в любом случае за всем этим стоит нечто гораздо большее, чем мода, гигиена или простая алчность.

Борода на границе миров

Если оставить за скобками множество частностей, с тех самых пор, как уровень обработки металла позволил создать инструмент, удаляющий волосы, мир начал – неспешно, веками – разделяться на «гололицую» и «бородатую» половины, с которыми впоследствии ассоциировались Запад и Восток. Но самое главное, борода либо ее отсутствие стали одним из важных признаков, отделявших «культуру» от «варварства» – оба лагеря пользовались этим опознавательным знаком, разумеется, в свою пользу.

Ранние греки были бородаты, но высшее воплощение эллинизма, Александр Македонский, уже предстает с безволосым лицом. Такое же обличье у большинства героев и богов, сохранившихся в образцах живописи и скульптуры. Во всяком случае таков был эстетический идеал – хотя на гениальных фаюмских портретах почти половина взрослых мужчин с бородками…

Безбородым был и классический облик римлянина. Можно сказать, что у выбора в пользу бритья были вполне практические причины: борода – «приют» для насекомых, что особенно неудобно в дальних военных походах. К тому же в ближнем бою – а греки и римляне были вооружены короткими мечами – длинная борода была попросту опасна, поскольку противник мог ухватиться за нее. Легионерам, например, прямо предписывалось бриться.

Но помимо практических и эстетических соображений, «прическа» на лице, как и отказ от нее, имели причины куда более глубокие.

Битва бритых и долгополых

Борода на мужском лице – от естества, ее удаление – от человека. Бритье – знак превосходства человека над естеством. Запад шел по пути превосходства культуры над природой (а в итоге – и над Божьим замыслом), равняясь на идеал Рима с его открытым лицом. В этом и заключалась «метафизика бритья». Наиболее радикальную позицию здесь заняла католическая церковь: в 1119 году на Тулузском соборе борода была решительно осуждена, что впоследствии вылилось в категорическое предписание: «Клирик не носит ни волос, ни бороды».

Другая половина мира выбрала естество, которое можно украсить – вспомним лелеемые бороды вавилонян, персов, ассирийцев на барельефах и фресках, – но противостоять ему нельзя.

В последнем особенно упорны были евреи, считавшие естество делом Бога, покушаться на которое – кощунство.

Книга Левит, одна из самых ранних в библейском своде, предписывает: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев. 19.27). О сохранности самой бороды, которая также знак принадлежности к одному из двух полов, граница между которыми священна и неприкосновенна, даже речи не идет.

Что касается одежды, то петровская «революция стиля» разрушала еще один культурный барьер. Восток оставался не только бородатым, но и длиннополым. Запад укорачивал то и другое. Для человека Востока это было бедствием.

«И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их. И пошли они. И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так как они были обесчещены; и сказал царь: останьтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (1 Паралипоменон, глава 19, ст. 4).

Наряду с множеством принципиальных расхождений с Западом, богословских, политических и пр., борода стала одним из главных знаков православного Востока – так и перешла к нам. Уже в «Русской правде» штраф за отрезанную бороду вчетверо превышал компенсацию за отрубленный палец. А в постановлении Стоглавого собора 1551 года бритолицых запрещалось отпевать, «на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться».

Сам Петр, как известно, бороды никогда не носил, ограничиваясь франтоватыми усиками, и в окружении батюшки его, Алексея Михайловича, встречались бритые западники…

Но все же надо понимать масштаб того, на что покусился этот стилист всея Руси – на коренное представление русских о естестве и стати. Конечно, это был шок – и эстетический, и мировоззренческий. Боярин в полном одеянии, являвший собой столп, величественный и неприступный, обратился в некое подобие карнавального петуха, выставив наружу телесные излишества и нехватки, обтянутые шелками и атласом. Столп рухнул – что стало поводом для первых сомнений в божественной природе власти. Сомнения окончательно оформятся полтора-два столетия спустя (на Западе это произойдет раньше), и уже не по стилистическим причинам… Но бритье и великое переодевание Руси так и не сделает нас Европой, что прежде всего давала понять она сама.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Без рубрики
5 декабря 2025
«За ленточку» ездят особые люди
5 декабря в России отмечается День волонтера. С началом специальной военной операции добровольчество получило новый виток развития: в него пришли
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности