Как же выбрать малыша? На что нужно обращать внимание? Эти вопросы мы задали директору Центра развития семейных форм воспитания Ольге АБРОСИМОВОЙ.
– Наверное, первый критерий выбора, с которым определяются потенциальные родители, – это возраст?
– Прежде чем принять решение, нужно оценить все риски и свои ресурсы. Один из ресурсов –собственный возраст. Родитель должен отдавать отчет: сможет ли он удовлетворить потребности ребенка, когда тот станет подростком? Сможет ли его понять, помочь справиться с какими-то личными переживаниями? Если родителям уже хорошо за 40, стоит хорошо подумать, прежде чем брать младенца.
Бывают ситуации, когда к нам обращаются одинокие женщины в возрасте. И тут тоже надо хорошо оценить свои силы. Учесть, будет ли помощь от родственников, друзей, возможность нанять няню и так далее.
Есть такая категория кандидатов – мы их называем в «розовых очках», – которым кажется, что они справятся совершенно со всем. Нам приходится говорить, что трудности неизбежны, особенно на первом этапе. Особая категория детей – это подростки. Здесь особенности, связанные с переходным периодом, накладываются на проблемы, связанные с адаптацией ребенка в новой семье. Подростковый возраст начинается в 10 лет. Если семейная пара усыновляет ребенка такого возраста, возможно, особых проблем они не заметят. А если ребенок уже старше… Есть подростки, которые не хотят в семью в принципе… Зачем менять жизнь, где все за них делают сотрудники детского дома, на семью, где придется помогать родителям, иметь обязанности по дому? И мы рекомендуем тем парам, которые хотят взять ребенка подросткового возраста, обратить внимание на такую форму, как патронат. Она предполагает, что ребенок идет в семью вначале на небольшой период времени, и есть возможность присмотреться к нему.
– Если в семье есть собственные дети, то лучше брать ребенка помладше или постарше?
– Мы всегда рекомендуем принимать ребенка или такого же возраста, или на год-два помладше. Потому что у детей всегда есть иерархия. И от этого никуда не деться. Она строится не по принципу «кто старше», а по принципу «кто первый». И будет нелогично, если родному ребенку три года, а приемному – семь. В голове родного ребенка сразу неразбериха: почему же он имеет больше прав, ведь я первый появился в этой семье? Отношения будут выстраиваться сложнее. Когда приемный ребенок по возрасту младше, кровный спокойнее воспринимает то, что тому уделяется больше внимания.
– И у родного ребенка будет меньше поводов ревновать?
– Тут уже многое зависит от родителей. Был ли подготовлен родной ребенок к тому, что появится приемный? Даже родные братья и сестры ссорятся, делят внимание родителей… Забота друг о друге, формирование привязанности – на это требуется время.
– Во многих домах ребенка есть детки другой национальности – смуглые, темноволосые, с определенным разрезом глаз… Бывает так, что именно такой малыш западает в душу. Что делать? Особенно потенциальным родителям славянской внешности?
– Родители разные. Есть те, у кого четкие критерии и стереотипы, каким должен быть ребенок. Но есть и другие. У нас бывали случаи, когда пары с очень «русской» внешностью берут ребенка другой национальности просто потому, что они пришли, увидели… и сразу же поняли: «Он – наш!» И совершенно несущественными становятся национальность, пол, возраст… Вообще, надо смотреть, насколько важно для родителей общественное мнение. Если есть сомнения, наверное, не стоит добавлять проблем и себе, и ребенку.
– Многих родителей смущают записи в медицинской карте ребенка. Каких диагнозов стоит бояться, а какие обычно снимаются?
– Многие диагнозы снимаются после года.
Но если у родителей появились сомнения, есть право на бесплатную независимую экспертизу.
На занятиях в школе приемных родителей всегда есть один-два человека, которые хотят принять в семью ребенка-инвалида. С благой целью, конечно. Тут надо хорошо оценить свои силы и понять, готовы ли тратить время, деньги, чтобы дополнительно заниматься с ребенком.
Правда, есть и другая крайность: нужен совершенно здоровый ребенок. Увы, тогда поиск может затянуться надолго.
– Что касается экспертизы, каким образом она делается?
– После полученных документов о возможности стать усыновителями или опекунами родители идут в медучреждение, где их знакомят с медицинской картой ребенка. Если нужна экспертиза – пишется заявление, и она проводится. В больнице собирается консилиум независимых врачей-экспертов, которые ранее никогда ребенка не видели. Они проводят медобследование, выносят заключение.
– А ваши специалисты могут проконсультировать родителей?
– К каждому ребенку в учреждении, где он находится, прикреплен лечащий врач. По просьбе усыновителей с ним может быть организована встреча. Все интересующие вопросы по диагнозам можно ему задать. В школе приемных родителей мы всегда побуждаем задавать вопросы. Не нужно стесняться! Все темы, какими бы «незначительными» они ни казались – и по здоровью, и по поведению, – лучше обсуждать до того, как ребенок попадет в семью.
– Некоторые потенциальные родители планируют брать сразу двух малышей. Насколько это правильно? Может, лучше по одному, постепенно привыкая?
– Если речь идет о детях, которые не являются братьями и сестрами, мы всегда советуем не делать этого, потому что осложняется адаптация. Ведь детям недостаточно обычного ухода. Им нужно уделять время: поиграть в любимые игры, поговорить с ними, почитать книги. Чтобы был час или два, когда вместе «только я и мама». Или «только я и папа». А родители почему-то думают: возьмут двоих ребятишек, те будут вместе играть, и все сложится хорошо. На самом деле это не может заменить родительского общения. Другое дело – если речь идет о детях, к примеру брате и сестре, которые вместе жили, привязаны друг к другу, осознают свои родственные отношения. Тогда их, конечно, никто разлучать не будет. И тут нужен очень ответственный подход: смогу ли я справиться сразу с двумя детьми и сделать все, чтобы не возникло каких-либо непоправимых ситуаций?