Федеральная антимонопольная служба уличила в ценовом сговоре четыре авиакомпании, которые разом задрали до максимума тарифы на перелеты между Иркутском и Москвой.
У всей нехорошей четверки минимальная цена билетов была на уровне 13–13,4 тысячи рублей. Антимонопольщики уверяют, что летать в столицу из Читы, Улан-Удэ и Красноярска обходится дешевле. Но вот недавно сам летал и докладываю – это не так. Самый скромный билет туда-обратно обошелся без малого в 27 тысяч.
Лично для меня анатомия цен на авиабилеты примерно такая же тайна, как устройство китайской пишущей машинки. Простое разумение, а также слабая образованность и ненавязчивое воспитание подсказывают что-то очень простое – чем дальше, тем дороже. За морем телушка – полушка, да рубль перевоз. Но вот набираю в поисковике самый, казалось бы, пафосный внутрироссийский маршрут Владивосток – Москва и вижу: в августе-сентябре средняя цена в оба конца в районе 28–29 тысяч. А ведь от нас до столицы Приморья примерно столько же, сколько и до столицы России. Правда, уверяют, что есть так называемые лучшие цены месяца: на данном маршруте она составила 16 с лишним тысяч. Но лучшее – это ведь как попадется. В то же время перелет Красноярск – Нижний Новгород (а он в 40 минутах лёта от Москвы, или в 7 часах на автобусе) – под 30 тысяч.
Добраться до Москвы (и вернуться) можно из Якутска за 34–43 тысячи, из Норильска – за 33–40. От Красноярска до Сочи и обратно – 40–43. Хотите всей семьей подышать морским воздухом – помножьте на три-четыре.
Теперь будем немножко удивляться. От нас до Мюнхена и обратно – около 27 тысяч, до Лондона – 43–55, до Парижа – 32–37. Слетать в американский городок Сиэтл стоит 67 тысяч, но тут знакомые сказали, что эта сумма – из тех, что лежит на поверхности, при желании можно найти билеты за 19 и 25.
Знающие люди – то есть представители авикомпаний – уже устали объяснять нам, неграмотным, что цены на авиабилеты складываются из многих параметров, но главным образом из стоимости горючего (половина цены) и аэропортового обслуживания, которое в разных городах разное. То есть расстояние – далеко не главный фактор. Поэтому выходит, что в Париж и в Мюнхен слетать дороже, чем в Сочи. Поэтому же выходит, что керосин, обслуживание самолетов и пассажиров в Уфе, Самаре, Калининграде, Краснодаре обходится дороже, чем в Тель-Авиве, Риме, Бангкоке, Милане, Стамбуле, поскольку слетать во все эти города из нашего благословенного населенного пункта можно примерно за одни и те же деньги – плюс-минус 20 с чем-то там тысяч. А расстояние, естественно, побоку. Только я чего-то не пойму – у них там, в парижах-мюнхенах, в аэропортах копеечные гастарбайтеры работают или, может, керосин разбавленный заливают, а у нас – рабсила дорогая, ибо местная, и горючее, наверное, элитное – оттого и в деньгах разницы нет? И совсем уж не могу понять, почему летать не то что по родной стране, а даже по Сибири нашему человеку дороже, чем путешествовать по миру? Билеты в Новосибирск – от 10–15 до 20 тысяч, в Иркутск – около 8, в Норильск – 20–40, в Игарку – 16 и более…
А теперь будем сильно удивляться. Нашел наугад, сколько в наших деньгах стоит долететь до Лондона из разных точек Европы. Из Дублина – 1 154 рубля, из Мадрида – 1 819 рублей, из Рима – 1 521, из Франкфурта – 1 022. (Вы в Мотыгино или в Северо-Енисейск когда-нибудь летали? Ну так почувствуйте разницу). Рекордсмены – Нью-Йорк (17 848) и Дубай (13 058) – идут вровень с направлением Красноярск – Москва…
Нет, определенно в Европе гастарбайтеры самолеты обслуживают. И летчики – мигранты, прямо с рынка взятые. И «Боинги» с «Аэробусами» на самом деле в Северном Китае штампуют, в тех же фанзах, что и резиновые тапки. Там же, кстати, гонят авиакеросин. Потому и билеты копейки стоят.
Иного объяснения я не нахожу. Хотя объяснений много – одно разумнее другого: страна у нас огромная, и условия экстремальные, и авиакомпаниям за лето надо восполнить то, что потеряют за зиму при низком пассажиропотоке… Послушаешь такое от умных людей и чувствуешь себя полностью удовлетворенным идиотом. Даже как-то неудобно становится спрашивать, почему «у них» самолет – народный транспорт, а у нас…