Красноярский алюминиевый завод до сих пор остается самым мощным предприятием региона. В свое время наряду с ГЭС его строительство привело к росту численности населения Красноярска, расширению городских границ, появлению самого большого района – Советского. Сегодня алюминий КрАЗа используется по всему миру в самых различных отраслях. А ведь когда-то все начиналось с мечты.
Строить и жить
«Больше трех десятилетий своей жизни отдал я алюминиевой промышленности. По роду работы знаком с оснащением нескольких зарубежных заводов, принимал участие в строительстве и пуске многих наших заводов. Но такого предприятия, как КрАЗ, еще не было в моей жизни. Нигде не встречал я такой совершенной техники, как здесь», – вспоминал первый руководитель Красноярского алюминиевого завода Павел Елизаров, когда его попросили написать статью в отраслевую газету.
В 1956 году в Красноярск приехали первые комсомольцы, которые начали строить КрАЗ. У тех, кто начинал, были громадные планы. При этом завод являлся хотя и главным, но лишь звеном длинной производственной цепочки. Как вспоминал первое время Василий Стриго, бывший руководителем предприятия в 1964–1974 годах, все создавалось в комплексе. Это был громадный промышленный механизм. ГЭС вырабатывала электроэнергию, Ачинский глиноземный комбинат давал сырье. При этом получаемый при переработке цемент должен был дать новый толчок для развития строительной отрасли в регионе. Были задействованы даже соседние регионы. Так, Кия-Шалтырское месторождение нефелинов в Кемеровской области тоже по планам должно было работать в этой цепочке.
Все эти мероприятия должны были стать и стали новым витком в развитии Сибири. В общем-то все так и произошло. Именно создание КрАЗа послужило толчком к созданию, а после и дальнейшему развитию Советского района Красноярска, развитию космической отрасли, возможности самолетостроения в соседней Иркутской области. Создание подобных предприятий вывело нашу страну в лидеры промышленного производства.
Первые строители приехали в Красноярск по комсомольским путевкам. Пограничные войска взяли шефство над строительством и партиями посылали сюда молодых дембелей. Молодые приезжали целыми вагонами. Каждого принимали, с каждым беседовали, выясняли, к чему душа лежит, к какой работе. Ведь ребята-то все молодые, без опыта.
Кстати, именно в честь этих молодых ребят и названа улица, на которой располагается предприятие. Пограничников.
Впрочем, последние ехали в Красноярск хоть и по распределению, но с большой охотой. Тогда тяга к созиданию и познанию нового не базировалась исключительно на деньгах. Люди ехали и верили, что строят новую жизнь для себя и для страны. Елизаров вспоминал, что профориентацию проводили всего за несколько минут – и ошибок обыкновенно не возникало. Раз определено быть литейщиком – будешь литейщиком.
Тогда, в 1950–1960-е годы, появление алюминиевого гиганта было как нельзя кстати. Страна находилась на послевоенном подъеме, мечтала о полном завоевании космоса, наращивала вооружение… В общем, крылатый металл был нужен Советскому Союзу как воздух.
Уже к середине апреля 1964 года был сдан первый пусковой комплекс – корпус электролиза, литейное отделение, кремниево-преобразовательная станция с системой электроснабжения и компрессорная. Уже 29 апреля состоялся, говоря профессиональным языком, пуск первой ванны. И на следующий день в 14:30 была произведена выливка первого алюминия на красноярской земле.
В одной из газет того времени было написано, что «Енисей навсегда сменил соболиную шапку на алюминиевую корону». И это образное сравнение было как раз в точку. С этого момента край шагнул в действительно новую эпоху. Это было одно из первых высокотехнологичных производств, не «переехавшее» в регион из-за войны, а созданное здесь же.
Кстати, первые слитки алюминия рабочие КрАЗа показали всем красноярцам на первой же первомайской демонстрации. Заводчане на руках пронесли собственноручно вылитый металл по улицам города.
Уже в июле 1964 года завод официально приняли в эксплуатацию. Хотя строительство на этом не завершилось. Как и на любой грандиозной стройке, работа проводилась поэтапно. После 1964 года практически ежегодно сдавались корпуса электролиза. Сегодня вместе с самыми современными корпусами, где получают алюминий самой высокой чистоты, используемый в космической отрасли, их насчитывается 24.
Развитие предприятия велось практически постоянно. Так, в 1970 году первая продукция появилась в самом мощном на тот момент цехе анодной массы. Самой продуктивной и запоминающейся была десятая пятилетка 1976–1980 годов. Именно за работу в этот период завод получил орден Трудового Красного Знамени. Тогда заводчанам удалось поднять выпуск алюминия более чем на 50 %, повысить производительность труда на 14 % и перевыполнить план на 136 %.
Рекорды были и потом. В свое время заводчане выпускали по миллиону тонн в год.