7 ноября возвратился последний отряд судов Енисейского речного пароходства, работавших на севере Красноярского края. В составе отряда 12 буксирных судов, пять плавкранов и 35 барж. Одновременно покинул Казачинский порог туер «Енисей», проводивший суда в этом сложном месте. Навигация 2023 года завершилась.
160-я навигация
В этом году на водных артериях работали 400 судов пароходства и более 1 000 человек плавсостава.
Завершившаяся навигация была не рядовой. В этом году отмечается 160-летие судоходства на Енисее. Конечно, по великой реке плавали и раньше, но памятная дата связана с первым судном, движущимся с помощью машины. Им стал пароход «Енисей», построенный и спущенный на воду в Енисейске в 1863 году. Любопытно, что корпус первого енисейского парохода был деревянным. А построил его по собственным чертежам бывший крепостной, механик-самоучка Худяков.
С тех пор енисейский флот год от года прирастал, и сегодня речные просторы бороздят сотни судов разных компаний. Однако крупнейшей из них остается Енисейское речное пароходство (ЕРП). Основанное в 1931 году, пароходство пережило и период бурного развития во времена индустриализации Сибири, и время кризиса в 90-х годах прошлого века, когда само существование компании было под большим вопросом, и время возрождения в двухтысячных.
Мегапроекты и повседневные нужды
Сегодня Енисейское речное пароходство находится в составе речных активов «Норникеля». И это вполне обоснованно. Ведь грузы для компаний, входящих в корпоративную структуру «Норникеля», составляют основную долю в грузообороте Енисейского речного пароходства – более половины всех объемов. Однако участие ЕРП в экономической и социальной жизни Красноярского края не ограничивается транспортным обеспечением металлургических гигантов Норильского промрайона. Пароходство доставляет грузы и для других мегапроектов, реализующихся на территории региона. Так, для проекта «Роснефти» по реке Большая Хета в навигацию 2023 года доставлено 211 тысяч тонн грузов (6 % от объема грузоперевозок).
Огромна роль ЕРП в поддержании нормальной жизнедеятельности населенных пунктов, расположенных на севере края. Ежегодно суда компании в период навигации доставляют для северян огромное количество важнейших грузов. И пусть северный завоз, как традиционно называется доставка товаров жизнеобеспечения по заказу муниципальных образований, занимает всего около 2–3 процентов от объема грузоперевозок, для енисейских речников это одна из важнейших задач. Необходимо максимально воспользоваться коротким периодом большой воды, когда суда могут подняться по енисейским притокам и доставить грузы ждущим их жителям. Для речников это время – как страда для земледельцев. Нельзя терять ни минуты времени.
– Несмотря на то что уровни воды были далеки от идеальных, навигация прошла размеренно и спокойно, – рассказала генеральный директор «Норникель – ЕРП» Ольга Ксанф. – Погрузку на суда начали в апреле, и доставка грузов на притоки Енисея Подкаменную и Нижнюю Тунгуски прошла в штатном режиме. После этого приступили к весеннему завозу на реке Большая Хета под проекты «Роснефти». Общие объемы перевозок за период навигации предварительно составят 3,3 млн тонн.
Это меньше, чем в прошлом году, когда объем перевозок достиг 3,7 млн тонн, отметила Ольга Ксанф. Но снижение связано с завершением первого этапа «Серной программы» «Норникеля».
Верность реке и профессии
После завершения навигации в ЕРП традиционно подводят итоги и в торжественной обстановке награждают лучших ведомственными знаками отличия. Нам удалось побеседовать с двумя капитанами, удостоенными нагрудного знака отличия за безаварийную работу на речном транспорте первой степени. Заслужить такую награду нелегко. Для этого нужно 25 лет отработать на реке без единой аварии.
Капитану теплохода «Капитан Марусев» Альберту Сабирову и капитану теплохода «Лейтенант Филиппов» Олегу Крапивину это удалось, несмотря на то, что работать приходится в тяжелейших условиях Заполярья. Крайняя точка «Лейтенанта Филиппова» – Ванкорское нефтегазовое месторождение. А «Капитан Марусев» ходит еще дальше на север – по Енисею до Диксона.
Но Заполярье с его коварным климатом и почти морскими штормами за годы работы стало привычным. Главное – есть и товарищеская взаимовыручка, и стабильность предприятия, и ясные перспективы. Олег Крапивин пришел в пароходство в «лихие 90-е» и со знанием дела может оценить, что было и что стало.
– Было страшно, что все разваливается. Деньги не платили, как во всей стране, суда подолгу стояли, – вспоминает он. – Но я не стал искать другое место работы. И, считаю, поступил правильно. Так и получилось, что всю жизнь работаю в пароходстве.
На вопрос, не утомила ли капитанов «кочевая жизнь», когда полгода проводишь на борту судна, а полгода на берегу, оба «речных волка» усмехаются.
– Ну вот вы представьте, – объясняет Альберт Сабиров, – весной собираешься в навигацию. Тащишь на теплоход кучу вещей, обустраиваешь быт. Осенью, после навигации, перетаскиваешь ту же груду вещей с теплохода домой… Кажется, утомительно. Но начинается новая навигация, и уже дома не сидится. Привык к такому ритму, и, думаю, сидеть на одном месте будет скучно.
Такие люди – главное богатство и гордость Енисейского речного пароходства. Именно благодаря им ЕРП держит марку надежной компании, готовой доставить любой груз точно в срок, независимо от капризов Арктики. А техническое оснащение пароходства ежегодно прирастает новыми судами. В настоящее время продолжается строительство серии из 10 барж морского класса для Енисейского речного пароходства. Две из них были построены в 2022 году, четыре – в 2023-м, и четыре поступят в 2024 году. В планах компании – заказать еще одну партию из 10 барж.
– Внутренние водные пути Енисейского бассейна имеют важнейшее стратегическое и социально-экономическое значение для Красноярского края, а для районов Крайнего Севера зачастую являются единственным сообщением для перевозки грузов, пассажиров, а также базовым основанием для добычи полезных ископаемых и развития туризма, – отмечает министр транспорта Красноярского края Дмитрий Зотин.
Всем нам известно, что в крае есть много труднодоступных мест, и здесь водный транспорт решает непосильную задачу, являясь практически единственным средством связи с внешним миром.
Это и обеспечение социально значимых пассажирских перевозок, обеспечение северного завоза, оказание содействия в реализации масштабных инвестиционных проектов на севере края (например, проекты «Норникеля», «Восток-Ойл», «Северная звезда»).
Речники, путейцы Енисейского бассейна составляют славу и гордость Красноярского края, а их труд востребован, важен, а порой незаменим.