Во многие территории края до сих пор только самолетом можно долететь. И авиатранспорт остается важной составляющей жизни отдаленных поселков. При этом очевидно, что авиация – залог экономического развития всего региона. Глобальный проект «Енисейская Сибирь», объединяющий экономические возможности Красноярского края, Хакасии и Тывы, немыслим без крепкого авиационного каркаса, наличия базового перевозчика и возрождения аэропортовой инфраструктуры.
– Мы говорили о том, чтобы NordStar стала базовым авиаперевозчиком Красноярска. В этом инвестиционном проекте объединим усилия компании, власти и регионального перевозчика «КрасАвиа», создадим серьезный авиационный кулак, с которым можно работать. Этим инициативам нужно придать законодательное решение.
Врио губернатора Красноярского края Александр Усс
В советское время обычный труженик из глубинки мог слетать на премьеру в красноярский театр имени Пушкина, пробежаться по магазинам, повидать родственников и в тот же день вернуться домой. Это не было дорого, к такому «путешествию» не готовились за полгода – обычная поездка. Студенты летали на сессии, туристы – в Ергаки, на озера и по ленинским местам. Борта курсировали практически с автобусной периодичностью, а в каждом крупном или отдаленном поселке наличие взлетно-посадочной площадки было обязательным. В конце 60-х годов в регионе действовало более 200 аэродромов. Сейчас – 19 аэропортов и посадочных площадок. Многие из них требуют существенной модернизации.
Снова встать на крыло
В краевом министерстве транспорта сообщили, что в рамках государственно-частного партнерства проводится реконструкция и модернизация устаревшей инфраструктуры аэропортов. Знаковый для региона проект – строительство пассажирского терминала аэропорта Красноярск. Аэровокзальный комплекс площадью 58 тысяч «квадратов», наполненный современным оборудованием для приема пассажиров и обслуживания багажа как внутренних, так и международных рейсов, призван стать воздушными воротами в Сибирь. Не раз главы трех регионов – Красноярского края, Хакасии и Тывы – отмечали значимость этого объекта для развития мегапроекта «Енисейская Сибирь». Кроме того, продолжается реконструкция норильского аэропорта Алыкель – после завершения работ в 2018 году взлетно-посадочная полоса заполярного города будет способна принимать практически все типы воздушных судов.
Развитие мегапроекта «Енисейская Сибирь», введение нового аэропорта Красноярск и создание базового авиаперевозчика позволит держать приемлемый уровень цен на внутрирегиональные рейсы, развивать маршрутную сетку краевой авиации.
Помимо крупных инфраструктурных проектов, власти развивают малые аэродромы в территориях. В прошлом году ФКП «Аэропорты Красноярья» выполнило капремонт полос в Мотыгино, Кодинске, Подкаменной Тунгуске, Туруханске, здания аэровокзала в Подкаменной Тунгуске, приобрело аэродромную технику. В июне планируется сдать новый пассажирский терминал в красноярском аэропорту Черемшанка. Новые возможности развития получил Диксон – в мае инфраструктура порта вошла в созданный филиал, и теперь можно заняться его восстановлением.
Напомним, для сохранения и развития северных аэропортов Байкита, Ванавары, Енисейска, Туры (Горный), Хатанги в крае создан единый оператор «КрасАвиаПорт». На содержание инфраструктуры предусмотрено 120 миллионов рублей.
Естественно, реализация перечисленных проектов не решит все проблемы сразу. Необходимы как качественные, так и количественные изменения. Одно дело привести в порядок инфраструктуру, но ведь ее должен кто-то обслуживать. Привлечь специалистов можно лишь деньгами и условиями. Не секрет, что работники отдаленных аэропортов вынуждены подрабатывать из-за мизерной заработной платы.
География развития
Спрос на повышение уровня авиамобильности в крае как у населения, так и у самих перевозчиков, безусловно, есть. По данным краевого минтранса, с 2016 года авиакомпании постоянно наращивают объемы перевозок внутри региона. За два года увеличено количество рейсов из Хатанги в Норильск с одного до трех раз в неделю, из Красноярска в Мотыгино и Кодинск – с 2 до 3–4 раз в неделю. Возрождаются давно забытые маршруты – из Красноярска в Шушенское, Ярцево, Богучаны, Хатангу. Пассажиропоток с 2016 по 2017 год вырос на 12 % – с 2,6 до 2,9 млн человек. Грузоперевозки за тот же период выросли на 5 % – с 18,9 до 19,9 тыс. тонн.
В министерстве планируют и в будущем наращивать объемы авиаперевозок, расширять географию полетов, увеличивать частоту рейсов и обновлять парк воздушных судов.
Когда мы говорим о жизненной важности авиатранспорта, это не преувеличение. Ежегодно борта санавиации в крае спасают жизни и здоровье более четырех тысяч человек. В прошлом году более 600 пациентов вывезено из северных территорий. Сегодня краевое отделение санавиации самое крупное в стране – у нас восемь филиалов по краю.
Одно из важных направлений работы – повышение доступности авиатранспорта для населения. Врио губернатора Красноярского края Александр Усс считает, что развитие больших проектов в отрасли, развитие инфраструктуры, создание базового перевозчика на платформе существующей компании NordStar могут способствовать снижению стоимости билетов на внутрирегиональные рейсы, увеличению частоты полетов, плотности межрегиональных связей.
Логика проста – компания занимается перевозками по всей стране. Основной заработок идет за счет пассажиропотока за пределами края. Внутренние рейсы – своего рода социальная нагрузка, которая может компенсироваться за счет доходов по межрегиональным направлениям, не являясь при этом обузой для перевозчика. Расширение внутренней маршрутной сетки также будет способствовать развитию туризма в регионе.
Перевозки в крае субсидируются государством. На 2018 год размер субсидий увеличен до 160 млн рублей, что позволит выполнить 925 рейсов (в 2017 году выполнено 767 рейсов и освоено 108,1 млн рублей). Кроме того, бюджет оказывает поддержку – на содержание аэропортовых комплексов, лизинг воздушных судов. В 2017 году на эти цели было выделено 1,1 млрд рублей, в 2018 году – 1,4 млрд рублей.
В краевом минтрансе отмечают: эти меры позволяют сдерживать рост цен на билеты и уровень тарифов на приемлемом уровне.
ЦИФРЫ
Основное воздушное судно внутрирегиональной социально ориентированной авиации в крае на сегодня – самолет Ан-24/26. Износ авиапарка составляет от 70 до 80 % назначенного ресурса. С 2011 по 2017 год также приобретены пять ATR-42-500, три L-410, Cessna 208В, три Cessna T206H Stationair, два вертолета «Робинсон», один Ми-8АМТ, оборудованный медицинским модулем. В 2018 году ожидается поступление еще двух вертолетов Ми-8АМТ, оборудованных медицинским модулем.