Народный музей

В Балахте под него отдали лучшее старинное здание

Народный музей В Балахте под него отдали лучшее старинное здание

История Балахтинского района уходит корнями в седую древность. Но если сильно не углубляться во времена исчезнувших кочевых народов, населявших много веков назад эти земли, то первое упоминание о селе Балахтинском в российских документах относится к первой половине XVIII века. А к концу века балахтинские земли входят в Ачинский уезд…

Щедрый подарок

С этими и многими другими историческими сведениями о районе можно ознакомиться в Балахтинском краеведческом музее, который стал для местных жителей настоящим культурным центром, местом притяжения, где любят бывать дети и взрослые. Сюда обязательно привозят всех гостей райцентра, здесь жизнь бьет ключом и всегда происходит что-то интересное. В этом огромная заслуга прежде всего небольшого, преимущественно женского, коллектива музея. Его сотрудники вкладывают в любимое дело всю свою душу. Это чувствуется в каждой детали, в каждом экспонате – многие из них были найдены в деревнях самими музейными работниками, их же руками отреставрированы.

Как, например, старинный ткацкий станок, который привели в рабочее состояние, и сегодня бабушки проводят на нем мастер-классы для девочек. Музейные экспозиции выполнены с любовью и фантазией, видно, что над ними хорошо потрудились.

Приятно удивляет то, что музей занимает самое, пожалуй, красивое историческое здание поселка, построенное в начале прошлого века, – двухэтажный кирпичный особняк, бывший дом купца Мосина.

– В советское время это было главное здание района – здесь располагался райком КПСС. Потом, когда партии не стало, сюда въехал банк. А музей наш ютился в районном Доме культуры в одной комнате, он тогда еще был общественным, сейчас муниципальный, – рассказывает директор Елена Артошина. – Когда в 2014 году банк съехал, на здание появилось много охотников, главу района (эту должность тогда занимал Николай Мартович Юртаев) осаждали разные коммерсанты. Но он принял решение отдать особняк музею. За что мы ему очень благодарны.

Решение, замечу, мудрое. Не многие районные руководители понимают, что для маленького сибирского поселка, да еще с такой богатой историей, хороший музей важнее, чем какой-нибудь магазин или офис.

Юдинский след

Елена Михайловна проводит для меня небольшую экскурсию. Одно из самых интересных и таинственных мест в музее – подвал купеческого дома. Множество небольших комнаток, о предназначении которых сразу и не догадаешься. Крепкий фундамент, кирпичная кладка, мощные арки, огромная старинная печь… Умели раньше люди строить – на века.


В подвале музейные запасники. Чего здесь только нет. Прялки, самовары, утюги, старые швейные машинки, ламповые радиоприемники, какие-то старинные механизмы, хомуты, настоящие лапти – не новодел…

– Работы здесь непочатый край, – объясняет директор. – Прежде чем эти экспонаты попадут наверх, в залы, их надо привести в порядок, отреставрировать, каталогизировать. Пока до всего руки не доходят, но мы постепенно все «разъясним»… Посмотрите, какой сундук – его нам принесли и поставили на порог. Мы такого еще не видели: окован железом, есть пазы под ремни. В таких сундуках везли в Сибирь свой скарб ссыльные немцы. Сейчас, когда у нас появился такой хороший музей, люди не выбрасывают старинные вещи на свалку, а несут сюда…

Поднимаемся наверх. В музее несколько залов. В том, где представлен XIX век, воссоздан рабочий кабинет купца Юдина. Да-да, того самого, Геннадия Васильевича, библиофила и мецената. Здесь, в Балахте, Юдин основал собственное дело, женился, здесь родились его первые пятеро детей, а в 1881 году он выстроил винокуренный завод. На свои деньги построил начальную школу и народную библиотеку. Хотя справедливости ради надо сказать, и спаивал он местный народ хорошо – водка в Балахте производилась бочками. Одна из таких находится в музее. Здесь же и бутылки со старинными этикетками.

– Район наш всегда был земледельческий, богатый – выращивали пшеницу, держали много скота, – рассказывает Елена Артошина. – Балахта была центром торговли на юге края. У нас действовала регулярная Никольская ярмарка. Было несколько маслобоен и сыроварен. В советское время работали сильные колхозы…

Балахтинский музей похож, конечно, на многие другие провинциальные музеи края: и кости мамонта здесь есть, и даже череп древнего носорога – всю эту палеонтологию вымывают из земли волны красноярского моря. Прялки, старинная мебель и крестьянские инструменты, одежда наших бабушек, патефоны и советские грамоты, исторические фотографии и документы, картины местных художников… Есть уголок, посвященный Виктору Астафьеву. Отлично оформлен зал Великой Отечественной. 9 Мая, когда приходят дети, здесь зажигают свечи. Из района ушли на фронт 8 тысяч человек. Больше половины не вернулись. У стенда с похоронками и фотографиями погибших слезы наворачиваются.

Нужна помощь

Все это очень важно, чтобы подрастающее поколение знало о своих корнях. Но изюминка музея в том, что он не застыл, как древняя окаменелость, а успешно вписался в сегодняшнюю жизнь района и активно в ней участвует. Здесь недели не проходит без каких-нибудь интересных мероприятий – то встреча с ветеранами, то концерт, то потомки ссыльных латышей приедут… Проходят мастер-классы, на которых школьников учат народным ремеслам.

Ни один районный праздник или юбилей не обходится без музейщиков – они организуют передвижные выставки. А музейные ночи! В тесном дворике старинного особняка яблоку негде упасть, здесь и кашу варят, и зерно в ступе толкут, и «клады» ищут.

Люди тянутся к культуре, хотят знать свою историю. И музей открыт для них всем сердцем. Благодаря таким энтузиастам своего дела, как Нина Георгиевна Лопатина и Нина Михайловна Романова, здесь тепло и уютно.

Хочется, чтобы и государство тоже шло навстречу таким вот провинциальным хранителям истории. Денег на все не хватает, многое сделано почти на голом энтузиазме. Нужна помощь профессиональных музейщиков-экспозиционеров и реставраторов, чтобы привести фонды в порядок, а это не бесплатно. Стеллажи нужны металлические, экспонаты некуда складывать.

Нет, два гранта за четыре года музей получил. На один купили оргтехнику и кое-что для кабинетов, так как даже сидеть было не на чем. Другой, краевой, полностью ушел на один интересный музейный проект, связанный с Великой Отечественной – его провезли по всем деревням района.

А в планах есть и другие проекты. Хочется оформить зал, посвященный XX веку. Гражданская война в музее не представлена, а ведь в этих местах было большое партизанское движение. Директор хочет оборудовать в подвале гончарную мастерскую, чтобы там дети занимались. Но надо сперва вентиляцию наладить, а на это тоже нет средств. Нет у музея своего транспорта – на чем привозить экспонаты? Вот если бы спонсоры нашлись, мечтают балахтинские музейщики.

Хочется верить, что найдутся. Разве у нас нет бизнесменов, которые понимают, что, вкладывая в историю, мы вкладываем в будущее? Если бы купец Юдин занимался только производством водки, кто бы его сегодня знал?

Фото автора и из архива музея

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи