«…Наши сети притащили мертвеца» Кто делает опасным Интернет?

«…Наши сети притащили мертвеца» Кто делает опасным Интернет?

В течение одной недели подростки трижды нападали на своих сверстников с ножом. Причина одна – ссора в социальной сети. Результаты разные – двое раненых, двое убитых. Сказать, что три случая – эпидемия убийств, нельзя. Но это уже не случайность и даже не тенденция. Закономерность.

Неадекватная реакция

Поскольку закономерность эта опасная, общество реагирует. Как умеет, на уровне рефлексов. Которые, как правило, логике неподвластны и даже противоположны. Надо быстро найти виноватого. Семья? Иногда. Школа? В очень малой степени. «Во всем виноват Интернет». Вот это подходящая находка. Он достаточно глобален, безлик и неуязвим, чтобы чего-то с ним сделать. А виновного все же наказали, почти по Салтыкову-Щедрину. Только там какого-нибудь Ивашку с башни сбрасывали, для наказания ненаказуемого. У нас сняли директора школы, где учился подросток-убийца. Рефлекторно. Впрочем, это не самая странная победа над здравым смыслом. Вы что имеете в виду, говоря о вине Интернета? Сейчас он рассматривается чуть ли не как идеологическая мина, подкинутая американцами. Чтобы испортить умных и добрых россиян. Но на самом деле соединенные между собой компьютеры не опаснее табуретки, вы же понимаете. Японцы делают свои автомобили не только для того, чтобы создать пробки на дорогах Красноярска. А русскоязычный сегмент Интернета, который с громадным пафосом обсуждает опасность глобальной Сети, создан исключительно россиянами. И наши дети, какие есть, тоже наша заслуга. Или беда. Или они не наши? Просто когда в нормальной семье происходит что-то плохое, она ищет причины внутри. Это единственный шанс решить проблему.

И есть масса способов не замечать проблему – найти внешние причины. Дурное влияние улицы. Школы. Интернета. Такое было всегда – в плохих семьях. Сейчас это приняло общий характер. У нас просто случился разрыв поколений. Технологический, идеологический, культурный, если хотите. Те знания и умения, которыми владеют родители, ни в коем случае не нужны детям. Ты прочитал тысячу книг? И что? В электронной библиотеке их миллионы. Умеешь что-то делать руками? Зачем? Все можно заказать в Интернете. Дети лучше приспособлены к новому миру. Который сделали для них мы.

Если широко посмотреть, ничего странного не происходит. Люди всегда так реагируют. Представьте реакцию пешеходов и извозчиков на автомобиль лет сто назад. «Он всех убьет и задушит дымом». Со временем привыкли. Хотя убивать и душить он стал реально. Когда прокладывали Транссиб, крестьяне божились, что коровы перестают доиться от крика паровоза. Другое дело, что такие новшества, пусть и серьезно меняющие образ жизни людей, внутреннего мира не касались и в голову не лезли. Автомобиль просто заменил прямохождение. Информационные технологии в этом смысле пошли дальше – это не просто средство создания, передачи и хранения информации. По большому счету они способны заменить все – мышление, общение, отношения. Реальную жизнь. Там все как настоящее. Только лучше. Потому что там ты можешь быть кем угодно, делать что вздумается, и тебе за это ничего не будет. И главное – всегда можно начать сначала. Только не забыть сохраниться.

Жизнь без реальности

В чистом виде это и есть причина. Странных убийств, массовых суицидов, болезненного интереса к средневековому мракобесию типа астрологии, всплеска религиозного фанатизма всех мастей, «цветных революций» и борьбы за либеральные ценности. Еще в начале семидесятых Ги де Бор написал труд «Общество спектакля», обнаружив в современниках странную форму инфантилизма: предпочитать игру реальности. Даже с риском для жизни. Компьютер и позднее Интернет просто оформил этот вид слабоумия инструментально и предоставил тысячи возможностей для его совершенствования. Когда взрослый мужик большую часть времени существует в качестве мага 16-го уровня, блондинки четвертого размера и патриота Сирии – это странно. Но иногда взрослый мужик приходит в себя. Как-то примиряется с реальностью. Только надо, чтобы было кому-то куда-то приходить. А если некому и некуда? В том смысле, что человек может иметь весьма слабые и странные представления о реальном мире, – и это так. Есть куча американских фильмов про конец света, где героям нужно добывать еду – и в их представлении это значило найти запасы замороженной пиццы. То, что еду можно вырастить, не рассматривается никогда. А узнать себя можно только через взаимодействие с реальным миром и реальными людьми. Проблема. Реальный и виртуальный мир меняются местами, это факт.

Граждане родители

Особенность России в том, что в новый технологический период мы всей страной вступили, точнее, вляпались очень не вовремя. Даже в странах, где ничего такого не происходило – разрушения государства и кардинальной смены строя, не так просто проходит адаптация к новому типу существования – информационному обществу. У нас одновременно наложились несколько серьезных факторов, каждый из которых в отдельности довольно травматичен для сознания.

По мере важности. Первое – разрушение традиционного общества. Что в России, что в СССР общество было типически традиционным. Таким, где отношения между людьми регулируются определенным набором нравственных начал. Семейные ценности, например. Христианские, причем в ортодоксальной форме. В рамках такого общества было очевидно: за все поступки детей ответственность несут родители. И эта ответственность была обеспечена авторитетом родителей.

В правовом государстве ответственность возникает согласно норме закона. Поэтому виновным всегда будет тот, кого можно наказать. Кто состоит в каких-то правовых отношениях. Родителей можно уволить? Трудно. Директора школы можно уволить? Легко. Он и виноват. Гражданское общество, к которому мы так стремимся, признает отношения детей и родителей исключительно как субъектов права. Что такое ювенальная юстиция? Это святая вера в то, что родители способны любить детей только по принуждению закона и под надзором карательных органов.

Требуется человек

В качестве важного внешнего фактора выделил бы пропаганду. Антисоветскую пропаганду, на протяжении тридцати лет уничтожающую все, что связано с СССР. Это для нас пропаганда – для детей это объективная информация о собственных родителях. Убийцах, глупцах, пьяницах, бездельниках. Тоже, знаете, не способствует сближению.

Дальше. Чем обеспечивался авторитет родителей? Да тем, что они передавали детям свои умения и знания. Становились первыми и главными источниками знаний. Что сейчас? У нас есть глобальный источник всех знаний и умений. Интернет. Но в качестве пользователей этого источника дети, как правило, более просвещенные и продвинутые, они сами учат родителей. Да вообще, что за навык-то? Одно дело, какой-нибудь столяр или ювелир учит наследника – на это вся жизнь может уйти, а пользоваться компьютером дети учатся быстрее, чем ходить.

Да это и нормально, так и должно быть. Проблема же не в Интернете. В конце концов, с хорошими, добрыми книгами такие же казусы случались, когда их начинали использовать не по назначению. Собственно, все религиозные войны, которые и сейчас идут, – по причине неправильного употребления книг. Отменить, сжечь, подвергнуть цензуре? Или все-таки понять, что значение имеет и тот, кто по эту сторону, – читатель, или пользователь ПК. Он главнее, если что.

Просто связи, которые существуют или существовали в семье, обществе, стране, мире, были несколько иного свойства, нежели оптоволоконный кабель. Глубже, что ли. Люди разделяли общие ценности, участвовали в больших и важных делах, и это серьезнее, чем все социальные сети. Как раз такой системы ценностей, понимаемых и разделяемых детьми, родителями, гражданами и иными, нет и не предвидится. И этого не может сделать даже Интернет. Опять человек требуется.

P. S. Тема серьезнее, чем может показаться. Поэтому приглашаем к продолжению разговора психологов, педагогов, политиков. Вопрос: можно ли повлиять на ситуацию, и как?

Термин «интернет-зависимость» еще в 1996 году предложил доктор Айвен Голдберг (США). Ученый исходил из предположения о том, что у человека может развиться патологическая зависимость не только от внешних факторов, но и от собственных действий и эмоций.

По данным проведенных социологических опросов, в Интернете людей привлекает анонимность, доступность, безопасность и простота использования. Интернет-зависимые люди зачастую являются аутсайдерами в жизни и используют Сеть для получения социальной поддержки, психологического и сексуального удовлетворения, а также возможности создания нового «я», которое получает признание окружающих таким образом. Привыкание к Интернету можно определить как расстройство волевого контроля без употребления химических веществ.

Как и любое заболевание, интернет-аддикция имеет свои психологические последствия. Одним из них является постоянное увеличение количества времени, которое человек проводит в виртуальной реальности, и как следствие этого – пренебрежение настоящими друзьями и семьей.

Интернет-зависимый игнорирует повседневные жизненные заботы, так же как и интересы близких. Причем влияние нормальных людей на больного приводит к обратному эффекту. Зависимый становится озлобленным и старается защититься от всех, кто пытается ограничить его использование Интернета. Подобно алкоголикам, которые скрывают свою зависимость, интернет-зависимые начинают лгать о количестве времени, проведенного в Интернете.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное