Судьба «музейной комнаты» театра Пушкина всегда была непростой – несколько раз она горела вместе с театром, а при последнем пожаре была залита водой, практически не оставив зрителям шансов увидеть старинные афиши, фотографии, подлинные предметы театральной истории. Заведующая литературной частью театра Лариса Лейченко говорит: «Сегодня наш музей – это скорее собрание легенд и историй, чем музей в подлинном значении этого слова. Хотя, конечно, кое-что сохранилось. Важно другое: театр хранит память о событиях и людях и все делает для того, чтобы достоверные факты были сохранены. В театре работает замечательный человек, заведующая музеем Татьяна Васильевна Старостенко, благодаря которой нам и удается сберечь материальные свидетельства нашей истории, привести в порядок и идентифицировать фотографии, прояснить факты. Но театр хорош и тем, что в нем, как в старинном замке, существуют «домашние привидения» и мифы, передающиеся из поколения в поколение, из уст в уста».
140 лет на сцене
Красноярскому драматическому театру имени А. С. Пушкина в этом сезоне исполняется 140 лет. Сначала он был деревянным, располагался на Староострожной площади, через четверть века сгорел. Новое каменное здание строили всем миром: купцы и золотопромышленники, учителя и врачи вносили свою лепту, а городской голова Николай Александрович Щепетковский возглавил комиссию по организации строительства. Назвали его Пушкинский народный дом. В феврале 1902 года состоялось торжественное открытие театра, заметно оживившего культурную жизнь города. Красноярцы получили возможность увидеть на своей сцене лучших представителей русского театрального искусства. А уже осенью в Народном доме начала играть труппа г-жи К. П. Красновой. Несмотря на серьезность классического репертуара, театр особой популярностью у горожан не пользовался, и вскоре труппу К. П. Красновой сменил другой антрепренер с иными репертуарными пристрастиями.
После революции и национализации Пушкинский народный дом-театр стал называться «Первый Красноярский рабочий», потом «Первый Красноярский советский», имя А. С. Пушкина вернули ему лишь в 1935-м.
В 1920-е годы театр старался чутко реагировать на вызовы времени. Среди уцелевших документов музея хранятся афиши: «Первый городской театр представляет пьесу «Блудливый директор» и «1-й Советский театр готовит к постановке пьесу «Маруська Кириллова (Из жизни красноярских бандитов)». Пьеса, между прочим, местного автора, но вот текст, к сожалению, не сохранился…
В военные 1940-е режиссером становится Або Яковлевич Волгин, политический ссыльный, которому каким-то чудом разрешили работать в Красноярске. Он первым в 1947 году поставил в Красноярске детский спектакль на взрослой сцене – «Умные вещи» С. Я. Маршака. В то время в городе работал только театр кукол, поэтому детский спектакль с «живыми» артистами вызвал большой ажиотаж, шел он долго и успешно, в театральном музее и сегодня бережно хранится пожелтевшая афиша.
Первые шаги великого актера
Чтобы привлечь молодежь, Або Яковлевич основал при театре школу-студию. Можно, наверное, сказать, что Красноярское училище искусств обязано своим появлением именно этой студии.
В ней начал свой творческий путь Иннокентий Смоктуновский, в будущем народный артист СССР, Герой Соцтруда, лауреат Ленинской и Государственной премий. В студию он поступил в 1945 году в возрасте 20 лет, только вернувшись с фронта, через восемь месяцев был зачислен уже во вспомогательный состав труппы с окладом 200 рублей – деньги по тем временам смешные…
– Александр Приходько, прошедший в нашем театре путь от актера до заведующего режиссерским управлением театра, учился в театральной студии вместе со Смоктуновским и дружил с ним, – рассказывает Лариса Лейченко. – Мы спрашивали у него: ощущал ли он уже в то время, что друг его Кеша – великий актер? Утверждает, что ощущал. Говорит: «Дали как-то раз ему роль немца в спектакле. Роль без слов, нужно было просто пройтись по сцене. И вот вы не представляете, как он шел! Так больше никто не мог идти!» Так ли это было на самом деле, не знаю, но ведь театр на то и театр, чтобы слагать свои легенды…
В Пушкинском Смоктуновский сыграл всего девять ролей, отработал меньше года, уехал скоропостижно, не дождавшись конца сезона.
– О причинах ухода из театра Иннокентия Михайловича говорят разное, – рассказывает Лариса Лейченко. – Кто-то списывает все на его характер правдолюбца, другие утверждают, что он заступился за девушку и стал участником драки, а потому сильно опоздал на репетицию и режиссер Волгин резко ему за это выговорил. Смоктуновский и до того не раз уже получал замечания за нарушения дисциплины, – юный талант не вытерпел и написал заявление.
Много еще театров и ролей было в жизни великого актера, но свои первые шаги на сцене делал он именно в Красноярске.
Из театра в разведку
Актриса Александра Перегонец, в отличие от Иннокентия Михайловича, не очень известна широкой публике. Да и не так много ролей удалось ей сыграть. В красноярском театре выступала она в 20-е годы, затем уехала в Симферополь. Когда началась Великая Отечественная война, труппа Симферопольского театра не успела эвакуироваться. В оккупации решено было продолжить работу, Александра Перегонец создала даже молодежную студию. Но прославилась она другими делами.
В 1943–1944 годах в Симферополе под руководством майора НКГБ действовала разведывательно-диверсионная группа «Соколы». Входили в нее около 60 человек, 10 – служители театра. Работой «театралов» руководила Александра Перегонец. Актерам поручали очень важные задания. По некоторым сведениям, они должны были осуществить покушение на Гитлера во время планируемого им визита в Крым осенью 1943 года. Но Гитлер в Крым не поехал.
За время своей деятельности «Соколы» организовали 45 крупных диверсий, передали в Советскую Армию сотни донесений. В 1944-м группу раскрыли. 18 марта после спектакля всех арестовали.
– Мы нашли в архиве фотографию Александры Перегонец, – говорит Лариса Лейченко. – Невозможно себе представить, чтобы эта хрупкая девушка с такими изящными чертами лица руководила разведывательными операциями. Погибла она страшно. Ее жутко пытали. Расстреляли за три дня до освобождения нашими войсками Симферополя. Посмертно Александра Перегонец была удостоена звания Героя Советского Союза. Такой вот великий человек работал когда-то в нашем театре.
Судьба Александры Перегонец легла в основу сюжета спектакля и художественного фильма «Они были актерами», уже в наше время был снят и фильм документальный.
Люди и вещи
В середине 50-х красноярский драмтеатр узнали в СССР. Под руководством главного режиссера А. П. Дунаева театр стал активно выезжать на гастроли, добрался и до Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Спектакли театра принимали зрители и критики, давая им высокую оценку.
В 1964-м в театр пришла молодая актриса Екатерина Ивановна Мокиенко. Более 50 (!) лет играла она на красноярской сцене и стала настоящей легендой Красноярского края. В этом году Екатерина Ивановна, которую в театре по-домашнему называют «бабой Катей», отпраздновала 93-й день рождения.
Николай Захарович Прозоров – еще один артист, «человек-легенда», вся судьба которого связана с театром: фронтовик, талантливый актер, общественный деятель – благодаря его настойчивости открылись в городе театры музкомедии и юного зрителя, городской Дворец пионеров, а на центральной площади стали ставить елку. Он был удостоен высокого звания народного артиста РСФСР и Государственной премии РСФСР.
Четверть века главным художником театра проработал Г. К. Волков. Целое поколение жителей края выросло на спектаклях, оформленных этим талантливым человеком. Когда Волков ушел из жизни, попрощаться с ним пришел, казалось, весь город.
– Театр – это удивительный организм. – Наверное, здесь невозможно разложить все по полочкам, зато можно неожиданно найти немало интересных вещей. Один из артистов однажды нашел под сценой в каком-то закоулке портрет Пушкина – потемневший, старинный, я повесила его в своем кабинете. Кто его автор, как он попал в театр, неизвестно. В кабинете у главного режиссера – Олега Алексеевича Рыбкина – потрясающий стол: огромный, резной. Все, кто заходит в кабинет, теряют дар речи. Красоту эту тоже нашли в театре, и никто не знает, по какому поводу он здесь появился, ясно только, что резьба эта – дело рук не театральных мастеров. А когда началась нынешняя реконструкция и стали проводить работы по углублению фундамента, нашли винтовку. И хотя деревянная часть давно сгнила, оружие отлично сохранилось. Явно не театральный реквизит. Наверняка за этой винтовкой есть какая-то история.
Масштабная реконструкция здания театра должна завершиться в этом году, на декабрь запланирован первый спектакль на новой сцене. В новом здании предусмотрено место и под многострадальный музей: афиши, буклеты, фотографии артистов будут бережно храниться в специальных витринах. Там же разместятся частички старого здания театра: планшет от сцены, кусочек лепнины и номерок из гардероба.
– Наконец-то получит простор для работы Татьяна Васильевна. А мы будем рады принять у себя всех интересующихся историей театра, – приглашает в гости Лариса Лейченко.