Необходимость комплексной работы с детьми-сиротами после выхода их в «большую жизнь» обсуждалась давно. То и дело всплывали факты, когда вчерашние детдомовцы, прокутив все деньги, положенные им по выходе в самостоятельную жизнь, оказывались на улице. Печально известным на весь край стал дом в микрорайоне Солнечный Красноярска, в котором получили квартиры дети-сироты (№ 35 «НКК» от 15.05.2015).
Специалисты по работе с такими детьми говорят: пришло время признать – меры государственной поддержки по принципу «возьми деньги и иди куда хочешь» неэффективны, сиротам нужна помощь другого рода. Поэтому в Красноярском крае разработали проект концепции постинтернатного сопровождения выпускников. В базовых детских домах – Ачинском, Канском, Лесосибирском, Минусинском и Сосновоборском – планируется создать координационные центры. Именно специалисты этих центров будут в ответе за выпускников интернатов своего округа. До конца года должны начать работать 25 служб постинтернатного сопровождения, обеспечивающих подготовку сирот к самостоятельной жизни, помощь в устройстве и адаптации в обществе. Сюда дети смогут обращаться со всеми своими вопросами, начиная от правовых и заканчивая бытовыми. Идет разработка и лицензирование программ дополнительного образования. Направлений несколько: развитие творческих способностей, спортивных, здоровый образ жизни и подготовка к самостоятельной жизни.
– Лицензирование позволит детдомам реализовывать образовательные программы и принять в штат соответствующих специалистов, – объясняет Ирина Гущина, начальник отдела учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, министерства образования Красноярского края. – Федеральное законодательство устроено таким образом, что фактически запрещает привлекать воспитанников детдома к работам по дому и на хозяйстве. Но как в такой ситуации подготовить сироту ко взрослой жизни? Выходом для нас и станут лицензированные образовательные программы, по которым дети будут учиться шить, готовить, ухаживать за животными и так далее.
По словам Ирины Гущиной, 12 детдомов края уже имеют лицензию, 10 получат ее до конца года, остальные 8 – в 2016-м.
Еще один важный момент концепции – она предусматривает развитие возмездного попечительства. Когда неравнодушные люди – воспитатели детдома или родственники – присматривают за выпускником. Контролируют успеваемость, круг общения, помогают в бытовых вопросах. Предполагается, что сумма вознаграждения за такую работу в Красноярском крае составит 5 тыс. рублей.
Эффективность концепции будет измеряться снижением количества отчисленных из профтехучилищ детей-сирот, – объяснила Ирина Гущина. – В течение трех лет нам необходимо добиться того, чтобы процент отчисленных снизился с 15 до 10. Думаю, не нужно объяснять, почему мы выбрали такой индикатор. Очевидно, что человек, оставшийся без профессии, жилья и надзора, попадает в группу риска.
Без труда им никуда
Концепция постинтернатного сопровождения в действии
В Ирбейском детском доме нет привычных для казенного учреждения табличек на дверях. Директор Валентина Гринева считает: таблички – для офиса, а в доме, даже таком специфическом, двери должны быть без названий, иначе неуютно. Всех своих выпускников – больше 150 за 20 лет работы – воспитатели и директор помнят в лицо, знают, как и чем живет каждый. Говорят, особенность сельской местности: то, что в городах называется сложным термином «постинтернатное сопровождение», здесь происходит само собой. В небольшой деревне все детдомовцы на виду, да и в районе их сложно потерять из поля зрения.
Чтобы пригодились на селе
Считается, что самое оптимальное место для расположения детского дома – деревня. Там и заняться всегда есть чем, и соблазнов меньше, и контроль пожестче, а значит, и вероятность того, что сирота не свернет на скользкую дорожку, меньше. Ирбейский детский дом находится в небольшом селе Ивановка Ирбейского района. Поэтому логичным стало решение руководства о создании центра социально-трудовой адаптации, который отвечал бы потребностям именно сельской местности.
– Пятнадцать лет назад, когда мы начинали это дело, найти работу в стране было непросто. Поэтому мы поставили для себя задачу: привить детям такие навыки и умения, благодаря которым они будут востребованы на селе, – рассказывает Валентина Евгеньевна. – Потому что профессия для ребенка-сироты – это гарантия его будущего, ему ведь никто не поможет в случае чего. Начинали с малого: купили животных, развели огород.
Сегодня в детдоме три поросенка, две коровы, кролики, курицы, 30 соток картофеля – на 40 воспитанников и воспитателей работы хватает. У каждой группы – своя сфера ответственности, есть животноводы, цветоводы, есть те, кому больше по душе благоустройство двора.
Вместе с воспитателями ребятишки считают, сколько и какого корма нужно заготовить, когда выгоднее закупить сено и витамины – то, что среднестатистический сельчанин делает из года в год и чему учит своих детей. Пример одного из бывших выпускников детдома – Валентина Джуманова – лучшее доказательство того, что такие уроки для детей зря не проходят. Молодой человек после выхода из детдома завел большое хозяйство и зарабатывает на жизнь тем, что выращивает на продажу поросят…
Столярная мастерская – еще одно важное звено центра трудовой адаптации. Какой из тебя сельчанин, если с деревом работать не умеешь? Вот и осваивают мальчишки и девчонки под руководством инструктора по труду Игоря Роглета столярное производство, делают санки, полки, лопаты для снега, даже целую беседку смастерили для детдома.
В швейной мастерской тоже нет разделения на женский – неженский труд. Олеся ремонтирует скатерть, Рома шьет жилет, еще один мальчишка зашивает пуховик.
– А кто мне будет дырки зашивать? – резонным вопросом отвечает Рома на мое шутливое замечание про работу для девочек. – К воспитателям, что ли, ездить?
«Иногда усилия напрасны»
– Мы стараемся подготовить детей к самостоятельной жизни, что называется, по всем фронтам, – говорит Валентина Гринева. – Учим шить, строгать, готовить еду, прибираться в комнате. Но приходится помогать и после выпуска, семья все-таки дает гораздо больше, чем самый хороший детдом.
Воспитатели сожалеют: несмотря на усилия, далеко не всех детей удается адаптировать ко взрослой жизни. Бывает и так, что студента восстанавливают в техникуме несколько раз, приводят за руку на учебу, а он все равно не учится.
– Здесь, в детдоме, он умеет и понимает многое, а выходя за ворота, превращается в инфантильного человека, который только и ждет помощи от государства, – поясняет социальный педагог Людмила Шкуратова. – Особенно это касается тех детей, которые пришли к нам в старшем возрасте. Сложно переориентировать подростка с легкой жизни на учебу и работу.
– Со всеми выпускниками общаемся и созваниваемся, мониторинг в таком неформальном виде существовал у нас всегда, – рассказывает Валентина Евгеньевна. – Есть ребятишки, которые неохотно идут на контакт, стесняются своего детдомовского прошлого, так мы через третьих лиц все равно про их дела узнаем. Деревня же, все на виду. Если не мы, так и чужие люди могут помочь.
СПРАВКА
В системе образования края 30 организаций для детей-сирот, в которых проживает 1 530 воспитанников. В основном это дети подросткового возраста, имеющие проблемы в психическом и физическом развитии. В детдомах работает 50 социальных педагогов, 53 педагога-психолога, 278 педагогов дополнительного образования и 566 воспитателей.
Благодаря развитию семейных форм устройства за период с 2007 по 2014 год в Красноярском крае было ликвидировано 29 детских домов. В высвободившихся зданиях теперь располагаются 15 садиков, 6 учреждений дополнительного образования и 2 школы.