Не прощаясь с Бидеей

Старожилы 300-летней деревни готовы жить как отшельники, но на родной земле

Не прощаясь с Бидеей Старожилы 300-летней деревни готовы жить как отшельники, но на родной земле

Есть в крае деревни, где живет по десять и меньше человек. Один из таких затерянных уголков на карте региона – Бидея Кежемского района. О ней все реже упоминается в сводках местных новостей, ведь у деревни нет будущего, с ней нет связи, ее диагноз – умирающая. Сельсовет и власти района поддерживают здесь остатки инфраструктуры, расходуя ради семи жителей дефицитные бюджетные средства.

Свобода от прессы

В краевой центр из Бидеи прорвался глас отчаяния. Старожилы прислали письмо, в котором обратились за помощью. В нем описали свои проблемы: бензина для домашних генераторов завозят мало. Хватает на 4,5 часа в сутки. Постоянной дороги к деревне давным-давно нет – только лесовозная, по снегу. Еще забрали телеустановку, благодаря которой жители могли смотреть первый и второй каналы. Почта давно закрыта. За пенсией приходится ездить в Ирбу. Газеты невозможно выписать, так как их в Бидею не доставляют. И в конце письма подпись: «Может, о нас услышат, узнают, что еще живут люди в этой Богом забытой деревне. Е. БАТУРИНА, М. ПОСКРЕБЫШЕВ, А. ПАЛЬ, Н. ПАЛЬ, А. ПОПОВА, А. ПОПОВ, д. Бидея, Кежемский район».

Пообщаться с жителями по телефону нашему корреспонденту оказалось не так просто. Связь только через Ирбинский сельсовет, в который входит деревня. Позвонить в Бидею нельзя: там работает только таксофон без обратной связи.

В Ирбе «НКК» рассказали, что фактически проживают в деревне семь человек, а прописаны 33. Добраться до нее можно только по зимнику от Ирбы (расстояние – 42 км) и по реке Мура, притоку Ангары (расстояние – 50 км). На лодке в Бидею доставляют необходимые грузы. Топливо для домашних генераторов привозят по зимнику. Стоит оно дорого. А одного литра хватает всего на час работы. Жителям приходится самостоятельно приезжать в Ирбу за продуктами и пенсией. Обслуживает деревню доктор, который приезжает к бидейцам два раза в неделю из Ирбы. Местный таксофон когда-то располагался в сельском клубе. Здание уничтожил пожар. Средство связи забрал один из жителей и тратит на него свои киловатты.

В сельсовете понимают, что пенсионерам-соседям трудно живется. Но старички не хотят уезжать, а обеспечить комфорт для семи жителей в удаленном месте невозможно.

Это не поселок, а образ жизни

Весной 2013 года в Бидею приезжала большая делегация районных властей, представляющих все ведомства. В том числе и ЖКХ. Такого масштабного десанта деревня раньше не видела.

По итогам визита в районной газете «Советское Приангарье» вышла статья о результатах поездки. В ней деревне предрекали скорый конец, но с оговоркой:

«Семей с детьми в деревне нет, следовательно, нет и школы. Сельская администрация в Бидее не нужна, почту держать нерентабельно, как и магазины. Как ни крути, а судьба деревни предрешена – не за горами тот день, когда она будет закрыта. Но Бидея – не просто населенный пункт, это образ жизни для ее обитателей. И даже если деревню официально закроют, опустеть она не опустеет. Летом здесь кипит жизнь – рыбаков много наезжает».

Крепкие корни

Бидея еще не стала историей, но информация о ней уже вошла в хроники научной экспедиции наряду с описанием канувших в Лету после строительства Богучанской ГЭС ангарских поселков (хотя Бидея не вошла в зону затопления).

Вот как описывает деревню Лариса Салахова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Восточно-Сибирской государственной академии образования, побывавшая в тех местах:

Карта«В Кежемском районе стояло село Бидея по реке Муре. Эта река и по территории Иркутской области бежит. Когда-то вдоль нее располагалось много поселений – теперь только два. В Червянке, самой крайней точке Иркутской области, на границе с Красноярским краем, эту реку называют Мỳра, а в Бидее уже Мурá. Но Червянка живое поселение, хотя и тут есть свои проблемы, а Бидея – закрытое, оставленное, хотя могло бы существовать. Но к нему ни путей, ни дорог – только по реке. И все же там живет семья Паль – коренные: муж – из немцев, а жена из сибиряков. Там же осталась доживать свой век бабушка, ей далеко за семьдесят было, а она коней разводила, сено косила. Недавно умерла. К ним прибилось еще несколько пожилых мужчин – в 90-е годы. Из колонии освободились, а на родине их никто не ждал. Вот и остановились в Бидее – все-таки крыша над головой. Пали безобразничать в деревне не дают, к работе привлекают, требуют соблюдать порядок в занятом доме. Скажем так, у закрытой деревни теперь своя жизнь – «жизнь вопреки». Само поселение стоит на гати (гать – дорога, основание которой устроено из хвороста, реже из бревен, в болотной местности. – Ю. В.). Когда мы к нему подходили, я поняла, что на самом деле такое сибирская деревня. Эти дома могли бы еще стоять вечность! Такое красивое, мощное бревно, необыкновенный, суровый образ».

О красоте и величии мурских мест говорили и этнографы.

Вот что рассказала Галина Брюханова, директор муниципального учреждения культуры «Кежемский историко-этнографический музей имени Ю. С. Кулаковой» в Кодинске:

Такая природа замечательная на притоках Ангары – Муре, Чадобце. Наша сибирская Швейцария, фильмы можно снимать. Жаль, что вымирает Бидея, отдаленная глухая деревушка. В советское время здесь работал крупный колхоз «Красная заря», засеивал огромные площади пшеницей, рожью, овсом. Также процветал химлесхоз, он заготавливал до 800 тонн живицы в год. Еще в начале двухтысячных в деревне было 28 дворов, почта, клуб, начальная школа принимала учеников до 2002 года. Церковь стояла деревенская. Затем люди стали уезжать. Все-таки далеко расположена от цивилизации, оторвана от Большой земли. Многие выбрали Ирбу для жительства, там есть все условия.

Историческая справка

На берегу Муры в XVIII веке стояло восемь поселений. Это территория Чуно-Ангарского края, большинство его коренных жителей – потомки русских и тунгусов. Заселение шло с Енисейской губернии по Ангаре, а затем – в глубь тайги, куда переселенцы плыли на дощаниках по реке Муре. Дома, амбары и другая утварь также перевозились (сплавлялись) по реке. В 1700 году в стороне от больших дорог была основана деревня Ирба, где ныне располагается сельсовет. Деревня начала расти от старой бондарки, где изначально было три дома, а рядом стояли тунгусские юрты. Не меньше 300 лет и Бидее. Историки говорят, что основали соседние поселки братья-тунгусы Ирбей и Бидей. Жители мурской земли, в том числе из Надуя, Червянки, Коновалово, называли себя «мурашами».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит