Не прощаясь с Бидеей Старожилы 300-летней деревни готовы жить как отшельники, но на родной земле

Не прощаясь с Бидеей Старожилы 300-летней деревни готовы жить как отшельники, но на родной земле

Есть в крае деревни, где живет по десять и меньше человек. Один из таких затерянных уголков на карте региона – Бидея Кежемского района. О ней все реже упоминается в сводках местных новостей, ведь у деревни нет будущего, с ней нет связи, ее диагноз – умирающая. Сельсовет и власти района поддерживают здесь остатки инфраструктуры, расходуя ради семи жителей дефицитные бюджетные средства.

Свобода от прессы

В краевой центр из Бидеи прорвался глас отчаяния. Старожилы прислали письмо, в котором обратились за помощью. В нем описали свои проблемы: бензина для домашних генераторов завозят мало. Хватает на 4,5 часа в сутки. Постоянной дороги к деревне давным-давно нет – только лесовозная, по снегу. Еще забрали телеустановку, благодаря которой жители могли смотреть первый и второй каналы. Почта давно закрыта. За пенсией приходится ездить в Ирбу. Газеты невозможно выписать, так как их в Бидею не доставляют. И в конце письма подпись: «Может, о нас услышат, узнают, что еще живут люди в этой Богом забытой деревне. Е. БАТУРИНА, М. ПОСКРЕБЫШЕВ, А. ПАЛЬ, Н. ПАЛЬ, А. ПОПОВА, А. ПОПОВ, д. Бидея, Кежемский район».

Пообщаться с жителями по телефону нашему корреспонденту оказалось не так просто. Связь только через Ирбинский сельсовет, в который входит деревня. Позвонить в Бидею нельзя: там работает только таксофон без обратной связи.

В Ирбе «НКК» рассказали, что фактически проживают в деревне семь человек, а прописаны 33. Добраться до нее можно только по зимнику от Ирбы (расстояние – 42 км) и по реке Мура, притоку Ангары (расстояние – 50 км). На лодке в Бидею доставляют необходимые грузы. Топливо для домашних генераторов привозят по зимнику. Стоит оно дорого. А одного литра хватает всего на час работы. Жителям приходится самостоятельно приезжать в Ирбу за продуктами и пенсией. Обслуживает деревню доктор, который приезжает к бидейцам два раза в неделю из Ирбы. Местный таксофон когда-то располагался в сельском клубе. Здание уничтожил пожар. Средство связи забрал один из жителей и тратит на него свои киловатты.

В сельсовете понимают, что пенсионерам-соседям трудно живется. Но старички не хотят уезжать, а обеспечить комфорт для семи жителей в удаленном месте невозможно.

Это не поселок, а образ жизни

Весной 2013 года в Бидею приезжала большая делегация районных властей, представляющих все ведомства. В том числе и ЖКХ. Такого масштабного десанта деревня раньше не видела.

По итогам визита в районной газете «Советское Приангарье» вышла статья о результатах поездки. В ней деревне предрекали скорый конец, но с оговоркой:

«Семей с детьми в деревне нет, следовательно, нет и школы. Сельская администрация в Бидее не нужна, почту держать нерентабельно, как и магазины. Как ни крути, а судьба деревни предрешена – не за горами тот день, когда она будет закрыта. Но Бидея – не просто населенный пункт, это образ жизни для ее обитателей. И даже если деревню официально закроют, опустеть она не опустеет. Летом здесь кипит жизнь – рыбаков много наезжает».

Крепкие корни

Бидея еще не стала историей, но информация о ней уже вошла в хроники научной экспедиции наряду с описанием канувших в Лету после строительства Богучанской ГЭС ангарских поселков (хотя Бидея не вошла в зону затопления).

Вот как описывает деревню Лариса Салахова, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Восточно-Сибирской государственной академии образования, побывавшая в тех местах:

Карта«В Кежемском районе стояло село Бидея по реке Муре. Эта река и по территории Иркутской области бежит. Когда-то вдоль нее располагалось много поселений – теперь только два. В Червянке, самой крайней точке Иркутской области, на границе с Красноярским краем, эту реку называют Мỳра, а в Бидее уже Мурá. Но Червянка живое поселение, хотя и тут есть свои проблемы, а Бидея – закрытое, оставленное, хотя могло бы существовать. Но к нему ни путей, ни дорог – только по реке. И все же там живет семья Паль – коренные: муж – из немцев, а жена из сибиряков. Там же осталась доживать свой век бабушка, ей далеко за семьдесят было, а она коней разводила, сено косила. Недавно умерла. К ним прибилось еще несколько пожилых мужчин – в 90-е годы. Из колонии освободились, а на родине их никто не ждал. Вот и остановились в Бидее – все-таки крыша над головой. Пали безобразничать в деревне не дают, к работе привлекают, требуют соблюдать порядок в занятом доме. Скажем так, у закрытой деревни теперь своя жизнь – «жизнь вопреки». Само поселение стоит на гати (гать – дорога, основание которой устроено из хвороста, реже из бревен, в болотной местности. – Ю. В.). Когда мы к нему подходили, я поняла, что на самом деле такое сибирская деревня. Эти дома могли бы еще стоять вечность! Такое красивое, мощное бревно, необыкновенный, суровый образ».

О красоте и величии мурских мест говорили и этнографы.

Вот что рассказала Галина Брюханова, директор муниципального учреждения культуры «Кежемский историко-этнографический музей имени Ю. С. Кулаковой» в Кодинске:

Такая природа замечательная на притоках Ангары – Муре, Чадобце. Наша сибирская Швейцария, фильмы можно снимать. Жаль, что вымирает Бидея, отдаленная глухая деревушка. В советское время здесь работал крупный колхоз «Красная заря», засеивал огромные площади пшеницей, рожью, овсом. Также процветал химлесхоз, он заготавливал до 800 тонн живицы в год. Еще в начале двухтысячных в деревне было 28 дворов, почта, клуб, начальная школа принимала учеников до 2002 года. Церковь стояла деревенская. Затем люди стали уезжать. Все-таки далеко расположена от цивилизации, оторвана от Большой земли. Многие выбрали Ирбу для жительства, там есть все условия.

Историческая справка

На берегу Муры в XVIII веке стояло восемь поселений. Это территория Чуно-Ангарского края, большинство его коренных жителей – потомки русских и тунгусов. Заселение шло с Енисейской губернии по Ангаре, а затем – в глубь тайги, куда переселенцы плыли на дощаниках по реке Муре. Дома, амбары и другая утварь также перевозились (сплавлялись) по реке. В 1700 году в стороне от больших дорог была основана деревня Ирба, где ныне располагается сельсовет. Деревня начала расти от старой бондарки, где изначально было три дома, а рядом стояли тунгусские юрты. Не меньше 300 лет и Бидее. Историки говорят, что основали соседние поселки братья-тунгусы Ирбей и Бидей. Жители мурской земли, в том числе из Надуя, Червянки, Коновалово, называли себя «мурашами».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
16 апреля 2024
Максим Румянцев: «СФУ создает будущее Красноярья сегодня»
За свою сравнительно недолгую историю Сибирский федеральный университет сумел стать интеллектуальным центром региона. Но лидерство требует постоянного движения вперед. Иначе
Без рубрики
16 апреля 2024
Названы победители театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон»
Экспертное жюри подвело итоги девятого театрального конкурса «Полюс. Золотой сезон». В шорт-лист вошли постановки шести театров из пяти регионов присутствия
Без рубрики
15 апреля 2024
Советы бывалого управдома
Управдом жилья на улице Вавилова Красноярска Андрей Мужщинский известен в своих кругах тем, что умеет добиваться от УК выполнения поставленных