Не жертвовать стратегией ради тактики Владимир Потанин: «Пока есть такая возможность, мы будем жестко придерживаться этой линии»

Не жертвовать стратегией ради тактики Владимир Потанин: «Пока есть такая возможность, мы будем жестко придерживаться этой линии»

В период непростой экономической ситуации в мире и в стране внимание общества приковано к флагманам промышленности. От того, как будут чувствовать себя гиганты бизнеса, зависят не только наполняемость бюджета, но и судьбы сотен тысяч работников и их семей. Один из флагманов краевой экономики – «Норильский никель» – в этом году отмечает 80-летний юбилей. О самочувствии компании, ее перспективах и проектах – разговор с президентом ГМК «Норильский никель» Владимиром ПОТАНИНЫМ.

Полет нормальный

Потанин Владимир– Владимир Олегович, каково сегодня положение компании «Норильский никель» на рынке?

– Отрасль, в которой работает наша компания, находится сейчас в непростой ситуации. Впервые, пожалуй, за последние двадцать лет порядка 60 % производителей работают ниже себестоимости. То есть себе в убыток. Но «Норильский никель» – компания с наиболее низкой себестоимостью, поэтому наше положение выгодно отличается от многих предприятий в отрасли. Оно стабильно, хорошие финансово-экономические результаты. Это дает нам возможность выполнять свои социальные обязательства в полном объеме.

– «Норильский никель» довольно удачно провел размещение еврооблигаций на $1 млрд. Чем вы объясняете этот успех?

– Спрос превысил предложение в четыре раза. Поэтому нам удалось достигнуть, как мы считаем, хороших ориентиров по доходности, плюс мы получили нужный срок. Это все-таки семилетние облигации. Плюс очень хорошая книга с точки зрения инвесторов. Там очень много инвесторов по всему миру – из Америки, из Европы, из Азии. А это, в свою очередь, свидетельствует о том, что интерес к российской экономике, конкретно к нашей компании, велик, несмотря на существующее политическое давление. И есть надежда, что дальше мы сможем спокойно использовать этот большой потенциальный интерес международных инвесторов.

– В этом году компания заключала последние сделки по продаже зарубежных активов. Оправдала себя эта идея?

– Мы выбрали путь наиболее эффективного приложения своих сил, капитала наших акционеров, кредитов банков – мы сосредоточились на российских первоклассных активах. И за последние три года, вместо того чтобы сжаться и где-то в рейтингах отлететь на последние места, мы поднялись с седьмого на третье место в рейтинге крупнейших металлургических компаний мира. Мы уже глобальная компания. Глобальная компания – это не большая компания. Это не компания, которая везде присутствует. Глобальная компания – это та, которая эффективна, которая сильна, которая обладает мощными позициями на рынке. И «Норильский никель» за счет вот этого сокращения и сосредоточения на наших первоклассных активах в рейтингах даже выиграл. Такой вот парадокс. Сильная компания – не обязательно большая. Меньшего размера компания может быть более мощной и более влиятельной на мировом рынке.

Главное – стабильность

Государство ищет дополнительные источники финансирования бюджета. В 2017 году обещают ввести отдельный налог на добычу драгметаллов. «Норникель» готов к этому?

– Насколько мы понимаем, сейчас суть предложений фискальных органов сводится к тому, чтобы те преимущества или бенефиты, которые наша компания получит от снятия экспортной пошлины по драгоценным металлам в будущем году в связи со вступлением в ВТО, мы компенсировали бюджету в виде дополнительных налоговых платежей. Это справедливо. Путин обещал, что не будет увеличиваться нагрузка на компании, но он не обещал, что она будет уменьшаться. И тем более для такой компании, как наша, которая, мягко говоря, не в самом бедственном положении. Я считаю, что это справедливый подход. Для нас на ближайшие годы сохраняется прежняя налоговая нагрузка, прежняя финансовая модель. А с учетом того, что я много говорю о стабильности и предсказуемости, это для нас самое важное. Нам не нужна была сейчас льгота на $200 млн. Нам нужно было знать, что мы в течение пятилетнего периода будем жить в стабильном налоговом режиме. Мы эти заверения получили, нас они удовлетворяют. Если компания не нуждается в субсидировании в той или иной форме от правительства, значит, для нее нужно обеспечить стабильные, неизменяющиеся условия. В горной и металлургической промышленности все проекты 5–7-летние. И поэтому нам нужно, чтобы 5–6 лет для нас ничего не менялось. Чтобы наши планы нам тоже не пришлось корректировать на ходу. Тем более что сейчас в «Норникеле» разгар модернизации производства как в области обогащения руды, так и в металлургическом переделе – с увеличением мощностей, с увеличением выхода металлов, с сокращением выброса серы в атмосферу и так далее. Поэтому я совершенно искренне высоко оцениваю усилия правительства по сохранению для нас стабильного налогового режима. Это для нас реально очень важно.

Экономия не в ущерб сотрудникам

– Вопрос сокращения издержек и экономии, оптимизации сегодня для вас актуален?

– Очень. Есть два безусловных приоритета в этом направлении. Первый приоритет я уже упомянул: не должны пострадать наши работники. Поэтому социальный пакет у них сохраняется, заработная плата индексируется в соответствии с коллективным договором, то есть здесь мы все обязательства свои выполняем. С другой стороны, есть инвестиционная программа. Мы выходим из этого трудного периода, сохраняя все проекты, которые обеспечивают будущее. Что я имею в виду? Например, нам нужно увеличить обогатительные мощности с 10 до 20 миллионов тонн, с тем чтобы полностью перейти на современную переработку существующей руды, существующих полезных ископаемых. И мы эти проекты не останавливаем, мы их к 2019 году реализуем. Мы сохраняем те проекты, от которых зависит будущее «Норильского никеля» после 2020 года. Нам удается не жертвовать стратегией ради тактики. Пока есть такая возможность, мы будем жестко придерживаться этой линии.

Что касается закрытия Никелевого завода, то решение этой проблемы лежит в области модернизации, так же как и решение экологической проблемы. На Надеждинском заводе мы вводим дополнительные плавильные мощности, поэтому мы можем закрыть устаревшее производство Никелевого завода, который находится в черте города и сильно загрязняет воздух Норильска.

– Любая модернизация подразумевает повышение производительности, а значит, высвобождение рабочих мест…

– Для людей, которые уходят с Никелевого завода, разработана большая социальная программа, на которую мы выделяем порядка 4 млрд рублей. Она подразумевает и перевод их на вакансии на другую работу. Людям предпенсионного возраста предоставляем возможность – по желанию – досрочно выйти на пенсию и уехать «на материк». Я думаю, что это будет очень хороший образец того, как решается социальная проблема при закрытии предприятия. Модернизация и у нас на предприятии, и по всей стране будет приводить к высвобождению рабочих мест. И очень важно отработать механизмы, как люди могут найти другую работу, переквалифицироваться и перейти на другую работу.

– В «Норильском никеле» нет проблемы с кадрами?

– У нас дефицит кадров. И сейчас перед нами стоит серьезная задача – сделаться более привлекательным как работодатель. Раньше в Норильск ехали за длинным рублем. А сейчас мы поняли, что без определенного качества жизни мы никак не привлечем работников. Отсюда – решение экологических проблем, для этого протягиваем оптоволокно, потому что в Норильске сегодня нет скоростного Интернета. А люди не хотят ехать на работу в город, где нет широкополосного Интернета. Вот компания за свой счет в качестве социального обязательства тянет оптоволокно, и через полтора года будет нормальный широкополосный Интернет в Норильском промышленном районе.

– Каким станет этот год для «Норильского никеля»? Сейчас уже можно говорить о предварительных итогах…

– Этот год, безусловно, пройдет с плюсом. В первом полугодии компания показала хороший финансовый результат – выросла чистая прибыль и то, что любят называть EBITDA, сократились расходы. Во втором полугодии из-за снижения цен на металлы прибыль будет меньше. Но тем не менее мы завершаем год, не нарушая своих планов и выполняя обязательства перед всеми сторонами – перед работниками, перед государством, перед акционерами. И при этом, как я уже сказал, не отказываемся ни от каких планов, которые предопределяют будущее предприятия. Прожить год в условиях такого сильного встречного ветра – я считаю, что это большой успех.

По материалам программы «Мнение» от 23 октября 2015 года телеканала «Россия-24»

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт