Не знающий истории, не поймет и современности

Не знающий истории, не поймет и современности
Фото: пресс-служба Минобрнауки

В этом году студенты неисторических специальностей в российских вузах начнут изучать историю России по новому учебнику, который был подготовлен в электронном виде и уже поступает в учебные заведения.

Новый цифровой

Учебник охватывает всю историю страны, начиная с древних времен и заканчивая современностью. При этом особый акцент направлен на события последних лет. Значительное внимание уделено взаимоотношениям Украины и России, поскольку эти события имеют ключевое значение для понимания современной внешней политики нашей страны и политических процессов. Рассмотрение событий, таких как Евромайдан, Русская весна, воссоединение Крыма с Россией и специальная военная операция, позволяет студентам изучить контекст, причины и последствия этих явлений, что важно для формирования исторического и политического сознания.

Авторы уверены, что такие темы помогают объяснить текущие международные отношения, помогают молодым людям осмыслить сложные исторические процессы, формируют национальную идентичность, подчеркивая значимость событий последних лет в истории страны.

Учебник создан в электронном формате и направляется в вузы для использования в библиотечных онлайн-системах. Это делает его более доступным для студентов, позволяя интегрировать дополнительные цифровые ресурсы. В издании также представлены списки интернет-ресурсов с QR-кодами и политические карты, что помогает студентам лучше ориентироваться в материале и углубляться в изучение предмета.

Кроме основного содержания, учебник включает шесть отраслевых модулей для студентов различных специальностей – инженерных, медицинских, культурных и других, то есть учтена специфика различных областей знаний при изучении истории.

Тридцать ученых и преподавателей под руководством известного российского историка Юрия Петрова, работавшие над этим учебным пособием, постарались адаптировать его к цифровой эпохе, предусмотрели интерактивные элементы для более эффективного обучения.

Когда надо начинать

Понятно, что в современных условиях, когда идет борьба идеологий, внимание к истории крайне необходимо. Ведь давно известно: не знающий истории, не поймет и современности. Однако достаточно ли одного нового учебника, чтобы помочь молодым людям в формировании правильного мировоззрения? И не поздно ли начинать это формирование в вузе? Может быть, современные учебники нужны прежде всего в школе?

Фото: Руслан Рыбаков

– Честно говоря, я читала о нем и ранее, знакомилась с новыми учебниками еще в прошлом году, – говорит директор Красноярской школы № 10 Татьяна Казанова. – Если говорить кратко: конечно, все это должно начинаться со школы. В школе должен быть основополагающий учебник, а затем уже надо переходить к изучению истории в вузах.

В последнее время с учебниками истории наблюдается некоторая путаница, и трудно понять, как к ним относиться. Раньше был один автор и один учебник, и ты точно знал, что там будет, а сейчас у каждого автора свое видение истории.

Мне кажется, в сегодняшних условиях нужен единый подход и единый учебник. Это касается не только истории, но и других предметов, таких как литература и русский язык. Министерство образования ставит задачу создать единое образовательное пространство, и это должно касаться не только средней школы, но и распространяться дальше.

Одного учебника мало

По мнению политолога, кандидата исторических наук Сергея Комарицына, одного учебника, даже самого лучшего, для формирования исторического мировоззрения недостаточно:

– В вузах и техникумах СССР по единым учебникам преподавался комплекс идеологических дисциплин: история КПСС, научный коммунизм, политэкономия капитализма и социализма, философские дисциплины: диалектический материализм, исторический материализм, философские проблемы естествознания, этика, эстетика и другие. Это были именно идеологические, а не научные курсы: в стране было всего пять факультетов философии, а все эти дисциплины преподавались в каждом вузе, от сельскохозяйственных до театральных. Поэтому и работали на этих кафедрах выпускники партийных, профсоюзных и комсомольских школ, то есть профессиональные идеологи, агитаторы и пропагандисты. В учебных заведениях требовали конспектировать классиков марксизма, выступления генеральных секретарей, партийные документы, материалы съездов партии и пленумов ЦК. Единый учебник по истории КПСС Бориса Пономарева 27 лет переиздавался общим тиражом в сотню миллионов экземпляров.

Однако, если сейчас спросить у тех, кто по нему учился о содержании этого учебника, мало кто сможет что-то воспроизвести. Историческое мировоззрение формируется совсем по-другому, и учебники тут играют лишь малую роль, значительно меньше, чем, например, художественная литература и фильмы. В США, например, исследования показывают, что большинство молодых людей, поступающих на военную службу, получают знания об истории американской армии из компьютерных игр, а не из учебников. Для формирования мировоззрения молодого поколения необходима государственная историческая политика, включающая целый комплекс мероприятий разных направлений.


Учить делать выводы

История – это наука, основанная на изучении фактов, и в этом отношении она не менее точна, чем математика. Однако зачастую история становится инструментом политики. Так произошло на Украине, где национализм и русофобия формировались во многом благодаря преподаванию истории. Разумеется, одних учебников для этого недостаточно. Но исторические мифы – не менее мощный инструмент оболванивания, чем пропаганда, льющаяся «из каждого утюга». И в этом смысле важно не только дать молодому поколению представление об исторических фактах, но и научить самостоятельно находить и анализировать эти факты. Это станет надежной прививкой от фейков и мифов. И если коллектив авторов нового учебника ставил перед собой такую задачу, то путь избран правильный.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности