Не знающий истории, не поймет и современности

Не знающий истории, не поймет и современности
Фото: пресс-служба Минобрнауки

В этом году студенты неисторических специальностей в российских вузах начнут изучать историю России по новому учебнику, который был подготовлен в электронном виде и уже поступает в учебные заведения.

Новый цифровой

Учебник охватывает всю историю страны, начиная с древних времен и заканчивая современностью. При этом особый акцент направлен на события последних лет. Значительное внимание уделено взаимоотношениям Украины и России, поскольку эти события имеют ключевое значение для понимания современной внешней политики нашей страны и политических процессов. Рассмотрение событий, таких как Евромайдан, Русская весна, воссоединение Крыма с Россией и специальная военная операция, позволяет студентам изучить контекст, причины и последствия этих явлений, что важно для формирования исторического и политического сознания.

Авторы уверены, что такие темы помогают объяснить текущие международные отношения, помогают молодым людям осмыслить сложные исторические процессы, формируют национальную идентичность, подчеркивая значимость событий последних лет в истории страны.

Учебник создан в электронном формате и направляется в вузы для использования в библиотечных онлайн-системах. Это делает его более доступным для студентов, позволяя интегрировать дополнительные цифровые ресурсы. В издании также представлены списки интернет-ресурсов с QR-кодами и политические карты, что помогает студентам лучше ориентироваться в материале и углубляться в изучение предмета.

Кроме основного содержания, учебник включает шесть отраслевых модулей для студентов различных специальностей – инженерных, медицинских, культурных и других, то есть учтена специфика различных областей знаний при изучении истории.

Тридцать ученых и преподавателей под руководством известного российского историка Юрия Петрова, работавшие над этим учебным пособием, постарались адаптировать его к цифровой эпохе, предусмотрели интерактивные элементы для более эффективного обучения.

Когда надо начинать

Понятно, что в современных условиях, когда идет борьба идеологий, внимание к истории крайне необходимо. Ведь давно известно: не знающий истории, не поймет и современности. Однако достаточно ли одного нового учебника, чтобы помочь молодым людям в формировании правильного мировоззрения? И не поздно ли начинать это формирование в вузе? Может быть, современные учебники нужны прежде всего в школе?

Фото: Руслан Рыбаков

– Честно говоря, я читала о нем и ранее, знакомилась с новыми учебниками еще в прошлом году, – говорит директор Красноярской школы № 10 Татьяна Казанова. – Если говорить кратко: конечно, все это должно начинаться со школы. В школе должен быть основополагающий учебник, а затем уже надо переходить к изучению истории в вузах.

В последнее время с учебниками истории наблюдается некоторая путаница, и трудно понять, как к ним относиться. Раньше был один автор и один учебник, и ты точно знал, что там будет, а сейчас у каждого автора свое видение истории.

Мне кажется, в сегодняшних условиях нужен единый подход и единый учебник. Это касается не только истории, но и других предметов, таких как литература и русский язык. Министерство образования ставит задачу создать единое образовательное пространство, и это должно касаться не только средней школы, но и распространяться дальше.

Одного учебника мало

По мнению политолога, кандидата исторических наук Сергея Комарицына, одного учебника, даже самого лучшего, для формирования исторического мировоззрения недостаточно:

– В вузах и техникумах СССР по единым учебникам преподавался комплекс идеологических дисциплин: история КПСС, научный коммунизм, политэкономия капитализма и социализма, философские дисциплины: диалектический материализм, исторический материализм, философские проблемы естествознания, этика, эстетика и другие. Это были именно идеологические, а не научные курсы: в стране было всего пять факультетов философии, а все эти дисциплины преподавались в каждом вузе, от сельскохозяйственных до театральных. Поэтому и работали на этих кафедрах выпускники партийных, профсоюзных и комсомольских школ, то есть профессиональные идеологи, агитаторы и пропагандисты. В учебных заведениях требовали конспектировать классиков марксизма, выступления генеральных секретарей, партийные документы, материалы съездов партии и пленумов ЦК. Единый учебник по истории КПСС Бориса Пономарева 27 лет переиздавался общим тиражом в сотню миллионов экземпляров.

Однако, если сейчас спросить у тех, кто по нему учился о содержании этого учебника, мало кто сможет что-то воспроизвести. Историческое мировоззрение формируется совсем по-другому, и учебники тут играют лишь малую роль, значительно меньше, чем, например, художественная литература и фильмы. В США, например, исследования показывают, что большинство молодых людей, поступающих на военную службу, получают знания об истории американской армии из компьютерных игр, а не из учебников. Для формирования мировоззрения молодого поколения необходима государственная историческая политика, включающая целый комплекс мероприятий разных направлений.


Учить делать выводы

История – это наука, основанная на изучении фактов, и в этом отношении она не менее точна, чем математика. Однако зачастую история становится инструментом политики. Так произошло на Украине, где национализм и русофобия формировались во многом благодаря преподаванию истории. Разумеется, одних учебников для этого недостаточно. Но исторические мифы – не менее мощный инструмент оболванивания, чем пропаганда, льющаяся «из каждого утюга». И в этом смысле важно не только дать молодому поколению представление об исторических фактах, но и научить самостоятельно находить и анализировать эти факты. Это станет надежной прививкой от фейков и мифов. И если коллектив авторов нового учебника ставил перед собой такую задачу, то путь избран правильный.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
15 сентября 2024
Красноярцам напомнили о респираторном этикете
Осень наступила, и главные ее спутники – грипп, ОРВИ, другие инфекции – уже на пороге. Пока уровень заболеваемости ОРВИ в
Без рубрики
15 сентября 2024
НКО становятся надежными помощниками государства
В Красноярске состоялось большое социальное событие – НЕфорум НКО «Благодетели Красноярья». Вместе с авторитетными федеральными экспертами делились опытом и обсуждали
Без рубрики
15 сентября 2024
В Красноярском крае готовят квалифицированные кадры, необходимые агрохозяйствам
Подготовка кадров для сельского хозяйства региона – особая статья для краевого минсельхоза. Сегодня хозяйствам региона не хватает как высококвалифицированных работников