Нельзя забывать свой язык

Уйдет наречие – погибнет культура

Нельзя забывать свой язык Уйдет наречие – погибнет культура

Надежда Васильевна Новик приехала в Туруханск год назад из своего родного поселка Келлог – у младшего сына родилась дочка, и бабушка решила, что первые шаги малышка должна сделать в ее присутствии. Надежда Васильевна личность не публичная, хотя, прознав, что она в Туруханске, пошли к представительнице национальности кето ее соплеменники с разными проблемами. Надежду Новик знают и помнят в этом северном селе. Она 11 лет отработала в районной администрации, формировала программу помощи коренным малочисленным народам Севера, защищала их права в Организации Объединенных Наций.

Детство в чуме

Сейчас Надежда Васильевна смотритель Туруханского музея – на пенсии скучно сидеть без дела. Район для нее родной, и его историю она знает досконально.

Поселок Келлог Туруханского района называют северной Швейцарией. Расположен он на левом берегу реки Елогуй ниже впадения в него реки Келлог. Местные жители знают: здесь такая красота, получше, чем в Швейцарии. Выйдешь за пределы поселка – а вокруг простирается белый ягель, сквозь который в сезон проглядывают крупные красные бусины брусники. А как пойдет грибной дождь, только успевай собирать белые грибы и грузди.

Надежда Новик родилась в этом поселке, а затем, куда бы ни уезжала работать, судьба все возвращала и возвращала ее на родину.

Келлог – поселок, в котором живут представители кетов. Надежда Васильевна с детства помнит своих дедушку и бабушку, которые пасли оленей и кочевали по тундре:

– До четырех лет меня воспитывали дедушка с бабушкой. Они не признавали домов, которые строила для них власть, и мы жили в чуме. Дедушка был помощником шамана. Когда шаман уходил в нижний мир, чтобы побеседовать с духами, мой дед оставался в среднем мире и слагал песни о том, что видит шаман, как живется духам ушедших людей.

Женщина говорит: дед не передавал ей своего мастерства, но чувство предвидения и предчувствия обнаружилось у нее в раннем возрасте.

У деда была большая шаманская ложка. И каждый раз, как идти на речку проверять снасти, он бросал ее. Если «лицом» упадет, сети и «мордушку» проверять бесполезно – нет ничего, другой стороной – улов хороший. Была маленькая деревянная ложечка и у Надежды.

Сказки на кетском

Семья девочки жила сложно. Кроме нее у мамы еще три дочки – все младше Надежды. И девочка с 12 лет на каникулах устраивалась работать в местный детский сад нянечкой. У нее была мечта, и она копила на нее деньги.

Мечтала о путешествии в Москву – главный город планеты Земля, как ей казалось. Хотелось увидеть Красную площадь и Мавзолей Ленина, о которых рассказывали на уроках, Останкинскую башню и Третьяковскую галерею.

Ее мечта исполнилась в 14 лет. Накопила денег, купила билет и уехала на поезде в столицу. Здесь жила ее тетя, которая занималась переводами на язык кетов.

Это было ее первое свершение.

– С детства я хотела выступать на сцене, а потому после школы решила стать артисткой и поехала в Москву поступать в Щукинское училище, – вспоминает Надежда Васильевна. – Но денег хватило добраться только до Енисейска. Поступила в педагогический институт – на учителя русского языка и литературы.

После окончания по распределению молодого педагога отправили в Тюхтетский район. Работы было много: учительнице определили вести предметы у всех классов с пятого по восьмой.

Через год освободилось место учителя-предметника в школе Келлога, и Надежда перевелась туда.

– Я всегда знала кетский язык и детей старалась научить ему. Вела кружок и сравнивала кетские истории со сказками Пушкина. В них очень много схожего – так же описывается добро и зло. А руководство школы решило, что я занимаюсь неподобающим делом. Приписали мне национализм и уволили.

К тому времени у нее уже трое детей было – мал мала меньше. С мужем проблемы – семью он оставил и уехал в Ачинск. И Надежда решилась: малышей в охапку и отправилась к супругу.

Устроилась воспитателем в женское общежитие, здесь же жилье дали.

Программа для аборигенов

Началась перестройка, потом сложные 1990-е: зарплату не платили, продукты только по талонам. Выживай как хочешь.

В эти непростые годы и пришло к ней приглашение от Валерия Зубова, который тогда был губернатором Красноярского края, возглавить работу с коренными малочисленными народами Севера в Туруханском районе.

– В 1995 году меня перевели в Туруханский район специалистом по вопросам коренных народов. Главой территории тогда была Симона Юрченко. Она поручила мне разработать программу поддержки коренных народов. Я сама кето, понимала, что за северянами необходимо закрепить их родовые земли, чтобы им было где пасти оленей. А детям дать ремесло.

Для начала побывала во всех национальных поселках Туруханского района. В Совречке – эвенки, в Фарково – селькупы, Келлог и Бакланиха – кеты.

– Перестроечное безденежье только докатилось до Севера, и коренные народы в отдаленных поселках оказались брошены на произвол судьбы, – вспоминает Надежда Васильевна. – Как-то приехала в Сургутиху (деревня в Туруханском районе в 220 км от райцентра), зашла в дом, а там две девочки трех и пяти лет – голодные, чумазые. Доски от пола отрывают и печку ими топят, чтобы не замерзнуть. Едят собачий корм, разводя его водой. Это было страшно. И я решила, что необходимо создавать детский дом для коренных народов.

Детский дом в Туруханске появился. Но знаний по организации помощи коренным народам катастрофически не хватало. И Надежда взялась за разработку грантовых программ. Подготовила их и выиграла деньги на поездку сначала в Канаду – перенимать опыт по работе с инуитами (канадские эскимосы), а затем в США – посмотреть, какие преференции есть у индейцев.

Оттуда и привезла полезные знания, документы по родовым общинам, подготовке медицинских и социальных специалистов из числа местных народов, поддержке и лицензированию промысловых хозяйств, строительству жилья.

– Тогда это действительно было необходимо коренным, – считает Надежда. – А потом приняли Лесной кодекс, по которому земельные участки с лесом можно отдавать в аренду на 49 лет. И северяне свои земли, которые я за ними закрепляла, стали передавать бизнесу.

Она считала: это беда коренного народа, ведь лес – дом кетов и эвенков.

В 2005 году в Женеве проходило заседание ООН, посвященное аборигенным народам планеты. И Надежда отправилась на него, чтобы защитить права своих соотечественников. Тогда ее попросили провести несколько конференций и рассказать правозащитникам, как она видит решение проблемы коренных народов Севера в России.

А на следующий год Надежда Новик решила покинуть районную администрацию и вернуться в родной Келлог. Снова учительствовала, руководила школой, переводила русские сказки на кетский язык. В 2021 году уволилась и переехала в Туруханск к внучке.

Но и здесь не забывает дела всей своей жизни. В местной библиотеке собирает она детей и взрослых, читает им истории на национальном языке.

– Нельзя забывать свой язык, – считает женщина. – Уйдет наречие – погибнет культура.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это