Нельзя забывать свой язык

Уйдет наречие – погибнет культура

Нельзя забывать свой язык Уйдет наречие – погибнет культура

Надежда Васильевна Новик приехала в Туруханск год назад из своего родного поселка Келлог – у младшего сына родилась дочка, и бабушка решила, что первые шаги малышка должна сделать в ее присутствии. Надежда Васильевна личность не публичная, хотя, прознав, что она в Туруханске, пошли к представительнице национальности кето ее соплеменники с разными проблемами. Надежду Новик знают и помнят в этом северном селе. Она 11 лет отработала в районной администрации, формировала программу помощи коренным малочисленным народам Севера, защищала их права в Организации Объединенных Наций.

Детство в чуме

Сейчас Надежда Васильевна смотритель Туруханского музея – на пенсии скучно сидеть без дела. Район для нее родной, и его историю она знает досконально.

Поселок Келлог Туруханского района называют северной Швейцарией. Расположен он на левом берегу реки Елогуй ниже впадения в него реки Келлог. Местные жители знают: здесь такая красота, получше, чем в Швейцарии. Выйдешь за пределы поселка – а вокруг простирается белый ягель, сквозь который в сезон проглядывают крупные красные бусины брусники. А как пойдет грибной дождь, только успевай собирать белые грибы и грузди.

Надежда Новик родилась в этом поселке, а затем, куда бы ни уезжала работать, судьба все возвращала и возвращала ее на родину.

Келлог – поселок, в котором живут представители кетов. Надежда Васильевна с детства помнит своих дедушку и бабушку, которые пасли оленей и кочевали по тундре:

– До четырех лет меня воспитывали дедушка с бабушкой. Они не признавали домов, которые строила для них власть, и мы жили в чуме. Дедушка был помощником шамана. Когда шаман уходил в нижний мир, чтобы побеседовать с духами, мой дед оставался в среднем мире и слагал песни о том, что видит шаман, как живется духам ушедших людей.

Женщина говорит: дед не передавал ей своего мастерства, но чувство предвидения и предчувствия обнаружилось у нее в раннем возрасте.

У деда была большая шаманская ложка. И каждый раз, как идти на речку проверять снасти, он бросал ее. Если «лицом» упадет, сети и «мордушку» проверять бесполезно – нет ничего, другой стороной – улов хороший. Была маленькая деревянная ложечка и у Надежды.

Сказки на кетском

Семья девочки жила сложно. Кроме нее у мамы еще три дочки – все младше Надежды. И девочка с 12 лет на каникулах устраивалась работать в местный детский сад нянечкой. У нее была мечта, и она копила на нее деньги.

Мечтала о путешествии в Москву – главный город планеты Земля, как ей казалось. Хотелось увидеть Красную площадь и Мавзолей Ленина, о которых рассказывали на уроках, Останкинскую башню и Третьяковскую галерею.

Ее мечта исполнилась в 14 лет. Накопила денег, купила билет и уехала на поезде в столицу. Здесь жила ее тетя, которая занималась переводами на язык кетов.

Это было ее первое свершение.

– С детства я хотела выступать на сцене, а потому после школы решила стать артисткой и поехала в Москву поступать в Щукинское училище, – вспоминает Надежда Васильевна. – Но денег хватило добраться только до Енисейска. Поступила в педагогический институт – на учителя русского языка и литературы.

После окончания по распределению молодого педагога отправили в Тюхтетский район. Работы было много: учительнице определили вести предметы у всех классов с пятого по восьмой.

Через год освободилось место учителя-предметника в школе Келлога, и Надежда перевелась туда.

– Я всегда знала кетский язык и детей старалась научить ему. Вела кружок и сравнивала кетские истории со сказками Пушкина. В них очень много схожего – так же описывается добро и зло. А руководство школы решило, что я занимаюсь неподобающим делом. Приписали мне национализм и уволили.

К тому времени у нее уже трое детей было – мал мала меньше. С мужем проблемы – семью он оставил и уехал в Ачинск. И Надежда решилась: малышей в охапку и отправилась к супругу.

Устроилась воспитателем в женское общежитие, здесь же жилье дали.

Программа для аборигенов

Началась перестройка, потом сложные 1990-е: зарплату не платили, продукты только по талонам. Выживай как хочешь.

В эти непростые годы и пришло к ней приглашение от Валерия Зубова, который тогда был губернатором Красноярского края, возглавить работу с коренными малочисленными народами Севера в Туруханском районе.

– В 1995 году меня перевели в Туруханский район специалистом по вопросам коренных народов. Главой территории тогда была Симона Юрченко. Она поручила мне разработать программу поддержки коренных народов. Я сама кето, понимала, что за северянами необходимо закрепить их родовые земли, чтобы им было где пасти оленей. А детям дать ремесло.

Для начала побывала во всех национальных поселках Туруханского района. В Совречке – эвенки, в Фарково – селькупы, Келлог и Бакланиха – кеты.

– Перестроечное безденежье только докатилось до Севера, и коренные народы в отдаленных поселках оказались брошены на произвол судьбы, – вспоминает Надежда Васильевна. – Как-то приехала в Сургутиху (деревня в Туруханском районе в 220 км от райцентра), зашла в дом, а там две девочки трех и пяти лет – голодные, чумазые. Доски от пола отрывают и печку ими топят, чтобы не замерзнуть. Едят собачий корм, разводя его водой. Это было страшно. И я решила, что необходимо создавать детский дом для коренных народов.

Детский дом в Туруханске появился. Но знаний по организации помощи коренным народам катастрофически не хватало. И Надежда взялась за разработку грантовых программ. Подготовила их и выиграла деньги на поездку сначала в Канаду – перенимать опыт по работе с инуитами (канадские эскимосы), а затем в США – посмотреть, какие преференции есть у индейцев.

Оттуда и привезла полезные знания, документы по родовым общинам, подготовке медицинских и социальных специалистов из числа местных народов, поддержке и лицензированию промысловых хозяйств, строительству жилья.

– Тогда это действительно было необходимо коренным, – считает Надежда. – А потом приняли Лесной кодекс, по которому земельные участки с лесом можно отдавать в аренду на 49 лет. И северяне свои земли, которые я за ними закрепляла, стали передавать бизнесу.

Она считала: это беда коренного народа, ведь лес – дом кетов и эвенков.

В 2005 году в Женеве проходило заседание ООН, посвященное аборигенным народам планеты. И Надежда отправилась на него, чтобы защитить права своих соотечественников. Тогда ее попросили провести несколько конференций и рассказать правозащитникам, как она видит решение проблемы коренных народов Севера в России.

А на следующий год Надежда Новик решила покинуть районную администрацию и вернуться в родной Келлог. Снова учительствовала, руководила школой, переводила русские сказки на кетский язык. В 2021 году уволилась и переехала в Туруханск к внучке.

Но и здесь не забывает дела всей своей жизни. В местной библиотеке собирает она детей и взрослых, читает им истории на национальном языке.

– Нельзя забывать свой язык, – считает женщина. – Уйдет наречие – погибнет культура.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности