Еще несколько дней назад кризис на Украине сошел на нет: амнистию благополучно обменяли на захваченные административные здания. Но внезапно хрупкое равновесие рухнуло, и теперь Майдан горит. Есть все основания полагать, что спичку к огнеопасной площади поднесли в том числе западные лидеры. Накануне столкновений Ангела Меркель, например, приняла у себя Виталия Кличко и Арсения Яценюка. Читаем между строк: Янукович для Меркель не лидер, цель Запада – сменить на Украине власть на этих вот людей.
Майдан получил сигнал
Политик уровня Меркель не могла не осознавать, как отреагирует толпа на ее дружескую беседу с Кличко и Яценюком. Одновременно она не могла не осознавать, что оппозиция в лице этой парочки не контролирует Майдан. Следовательно, Меркель, решая политическую задачу Запада, осознанно положила на алтарь этой задачи все будущие жертвы зарождающейся на Украине гражданской войны. Жертвы не заставили себя ждать. Майдан вооружился (ладно бы один Майдан – в западных городах страны радикалы захватили арсеналы), и в милицию полетели уже не коктейли Молотова, а пули. Война. Мир облетают страшные кадры с пылающим Киевом, бэтээрами на улицах и телами погибших – в отвратительном сопровождении бытовых диалогов о том, что делать с трупами.
Запад запустил самый страшный сценарий из всех возможных – лайт-варианты не сработали. Россия продолжает демонстрировать подчеркнутое невмешательство. Правда, кое-кто все же высказывается. Рамзан Кадыров в «Твиттере» написал, что, работай на Майдане чеченский ОМОН, демонстранты не только ушли бы, но еще и «мусор бы за собой убрали». А Владимир Жириновский, которого на Западе считают человеком, озвучивающим «подсознательное» российской власти, прямо призвал Януковича к решительным действиям.
На Майдане давно орудует никакая не «оппозиция», а вооруженные бандиты. Разговаривать с которыми можно только на их же собственном языке – языке силы. Организованный бандитизм всегда и везде подавляется силами внутренних войск. В ряде случаев – армией. Выхода у украинских властей, к сожалению, нет. Тем более что так называемый «правый сектор» оппозиции отказался принимать «фальшивое» перемирие, и пламя продолжает пылать.
Легализовать командный зачет
Тем временем Олимпиада приносит все новые радости и разочарования. Россия перемещается в командном зачете с десятого места на третье, падает на седьмое, потом снова взлетает на второе, опускается на четвертое. Особенно приятно, что самые внушительные взлеты происходили после триумфальных выступлений красноярских спортсменов (подробности – на стр. 30). Но вместо того, чтобы радоваться очевидному подъему спортивной России после провального Ванкувера, кое-кто старательно множит успехи спортсменов на ноль. И даже приличное четвертое место России в неофициальном командном зачете комментирует фразами: «Россия так и не стала великой спортивной державой», «После такой Олимпиады нужна ли нам универсиада?» Пропагандисты из другого лагеря принимают контрмеры, начинают искать другие варианты подсчета, при которых место России окажется повыше. В итоге первые обвиняют вторых в подтасовках, вторые первых – в непатриотичности, и так до бесконечности. Олимпиада ли этому виной или наша собственная незрелость?
Давно пора сделать зачет официальным. Победившей стране вручать переходящую статуэтку голубя с оливковой ветвью и возвращать ее в Олимпийскую деревню на момент проведения каждой следующей Олимпиады. Считать медали по общепринятой методике, сделать командный зачет чисто спортивной величиной, к которой сложно будет приплести политику, связать ее с прогрессивностью экономики страны, что само по себе – полная чушь. Иначе по итогам Сочи-2014 пришлось бы признать, что Белоруссия находится в десятке самых развитых стран мира. Я-то не против, но это ж неправда.
Хоккейных школ больше нет?
Отдельно – о хоккее. Победам и поражениям в хоккее многие придают сакраментальное значение. Между тем хоккей – это просто хоккей. Более того, сегодня хоккей во многом довольно условное противостояние: почти во всех национальных командах многие хоккеисты – игроки клубов НХЛ и КХЛ. Фактически две интернациональные лиги разделили на комады по принципу гражданства игроков и свели их в турнирную таблицу. При таком раскладе речи о «российской», «чешской» или «шведской» школах хоккея уже не идет – фактически это соревнования между командами НХЛ и КХЛ, на время Олимпиады перемешанными по-новому. Мы болеем за «наших» – и правильно делаем, поскольку в случае удачи над ареной поднимется наш флаг. Они объединяют нас вокруг себя – это прекрасно! Но придавать хоккейной победе или поражению особенное значение и ставить хоккейную медаль выше любой другой медали сегодня уже неуместно.
Театр учится разговаривать
В прошлом номере вышло большое интервью с министром культуры края Еленой Паздниковой. Мы сверяли с властью взгляды на культуру – во многом они совпали. Например, в том, что театр должен искать новые формы общения со зрителями, переводить язык культуры на понятный массам язык. Не открою тайны, если скажу, что безусловный флагман в этом движении – Красноярский ТЮЗ. Не стану оставлять рецензии на спектакли театра юного зрителя, они будут слишком субъективны, тем более что эти акты и спектаклями не всегда можно назвать – сами посмотрите, если еще не успели. ТЮЗ пошел дальше чисто театральных экспериментов: в Красноярск по его приглашению приедет всемирно известный французский писатель Фредерик Бегбедер, по книге которого Windows on the world («Окна в мир») драматург Александр Вислов специально для ТЮЗа написал инсценировку. Бегбедер посетит премьеру одноименной пьесы, посвященной событиям 11 сентября 2001 года.
Я все думал: когда же это случится? Спорткомплекс «Бобровый лог» приглашает на открытие тусовщиков и спортсменов. Торговый комплекс «Июнь» – воплощение «общества потребления» Пэрис Хилтон. Кинотеатры – актеров, режиссеров и продюсеров. Почему молчит театр? (Культурный «обмен» – не в счет, гастроли были всегда.) И вот ТЮЗ открывает шлюзы, предлагая зрителю нечто большее, чем просто перформанс, давая ему шанс осмыслить увиденное на следующем уровне, заглянуть в тайну творчества художника, если хотите. Круто же?
Справедливости ради: это, конечно, не первая подобная акция. Но на этот раз ажиотаж вокруг приезда гостя обещает быть гораздо более массовым.
В МИРЕ
Путин всемогущий
Отношение США к России резко ухудшилось: по данным агентства Gallup, положительно к нашей стране относятся менее половины американцев. Месяцем раньше американские же СМИ признали Путина самым влиятельным политиком в мире. Обе эти противоположные, казалось бы, оценки говорят ровно об одном: об эффективности Путина как президента РФ.
В Бангкоке все спокойно
Суд запретил правительству Таиланда использовать чрезвычайное положение для разгона демонстрантов. Решение было вынесено после того, как в столкновениях погибли полицейский и четверо протестующих.
Помощнички
Корабль ВМФ США «Тейлор», отряженный для «оказания помощи России в обеспечении безопасности ОИ», сел на мель. Судно удалось снять с мели без посторонней помощи, однако лопасти его винтов при этом серьезно пострадали. «Сможет ли корабль продолжать миссию – остается под вопросом», – пишут агентства. Впрочем, миссия эта существует только в головах американцев – Россия ни за какой помощью к ВМФ США не обращалась.
Китайцы жируют?
За последние 20 лет объем талии среднего китайца увеличился на 5 см, а рост – на 2 см. И все бы ничего, если бы от этого не начала страдать… обороноспособность страны. Китайцы перестали помещаться в танках, а винтовки стали для них слишком коротки. Минобороны Китая готовится к массовому перевооружению и переоснащению армии.
Монахиня в тюрьме
84-летнюю монахиню Меган Райс чикагский суд приговорил к трем годам тюрьмы за участие в акции протеста. Райс вместе с сообщниками пробралась на ядерный объект, развесила там плакаты и исписала стены пацифистскими лозунгами. Похожая история произошла в России: активисты Гринписа атаковали российскую нефтяную платформу, за что были задержаны. Вот только российская история закончилась для экологов амнистией.
Радиация в Париже
А пару дней назад Гринпис отличился в столице Франции: привез к Елисейскому дворцу – резиденции президента – две тонны радиоактивной воды, а также высыпал у входа пять тонн угля, желая отразить тем самым негативное отношение к атомной и угольной энергетике. Цитируем Путина: «Чем топить собираетесь? Дровами? Так за дровами тоже в Сибирь ехать придется».
В СЕТИ
Самопотопление
Российская «несистемная оппозиция» за последние месяц-два сделала, казалось бы, все, чтобы утонуть и уже не всплыть. Однако порох в пороховницах, как выяснилось, еще остался. Печально известные Pussy Riot, два месяца назад освобожденные по амнистии в Красноярске, вновь попали в кадр, а «кадр», в свою очередь, – в интернет-сервисы. Попытавшись устроить новый перформанс, на этот раз в Сочи, барышни нарвались на гнев уже не силовиков, а местных жителей. Силовики девушек из потасовки выручили, те попытались снять побои, но врачи побоев не обнаружили.
Напомню, незадолго до этого американские журналисты крутили пальцем у виска по поводу нелепости действий российских «несистемщиков», говоря, что так называемая «оппозиция» в России делает все, чтобы утратить без того мизерную популярность. Теперь президент МОК назвал выходку танцующих девушек в Сочи «неуместной». Что еще нужно предпринять, чтобы символы непарламентской оппозиции перестали старательно себя топить? Хотя, возможно, это вынужденная мера: некоторые вещи, как известно, сами не тонут.