Дети дрались всегда, но раньше никто и представить не мог такой жестокости: в Покрове группа подростков избила до полусмерти 12-летнего мальчишку с ограниченными возможностями здоровья. Все происходящее снимали на видео девочки, чтобы потом выложить в Сеть. Ужас в том, что подростки полностью уверены в своей безнаказанности, и количество таких «инцидентов» увеличивается.
Преступлений все больше
Истории, похожие на эту, к сожалению, случаются и в нашем крае, и они не единичны. Все помнят трагическую гибель девочки, которую избили одноклассницы. Статистика неумолима: по итогам двух первых месяцев этого года уровень подростковой преступности вырос на 17 % (со 176 до 201 преступления) – такие данные приводит ГУ МВД России по Красноярскому краю. Сейчас подростковые преступления составляют 4,9 % от общего числа. При этом растет число всех преступлений: на 50 %. Увеличилось число тяжких и особо тяжких, зарегистрирован рост повторных и групповых, стало больше краж и грабежей.
По сравнению с прошлым годом на 21 % больше правонарушений совершено школьниками (86), на 25 % – учащимися профессиональных образовательных организаций (55 случаев).
– Статистика не радует, но надо отметить, что еще 10 лет назад несовершеннолетние совершали 13 % всех преступлений, а сейчас это 4,9 %. Можно с уверенностью сказать, что в целом ситуация улучшается, – отметила начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю Наталья Шапруто. – Но нам, взрослым, хочется, чтобы таких преступлений не было вообще. Красноярский край – регион достаточно криминальный. Так исторически сложилось, что у нас много ранее судимых граждан. И сейчас, когда подросток совершает преступление, мы смотрим, какими были причины и условия, которые способствовали противоправному поведению. Чаще всего родители или ближайшие родственники – ранее судимые люди.
Есть права, но нет обязанностей?
Семья – фактор ведущий, но не единственный. На вопрос «кто виноват?» ответы ищут педагоги, полиция, социологи. Однозначно можно сказать, что и влияние общества нельзя сбрасывать со счетов.
– Причина того, что мы видим сейчас, – социальная ситуация 1990-х и 2000-х. Она сформировала иное поколение родителей, которые воспитывались без рамок, без системы ценностей, – считает Люция Литвинцева, директор красноярской гимназии № 7. – Они привыкли жить для себя и видеть только себя. С другой стороны, сейчас каждому говорят о правах, но воспитание ответственности не успевает за предоставлением широких прав. Дети знают о своих правах, но не знают обязанностей.
У современных школьников возникает ощущение полной безнаказанности – они считают, что несовершеннолетние могут избежать любой ответственности.
Подросткам бесконтрольно доступен Интернет: вместе с нашумевшими группами смерти во Всемирной паутине появились группы, романтизирующие криминальные субкультуры.
Как отмечают сотрудники полиции, сейчас отмечается активное продвижение материалов, оправдывающих насилие в школах. Они рассчитаны в том числе на учеников, которых не принимают одноклассники.
Психологи уверяют, что помочь в этом случае должна медиация – методика конструктивного разрешения конфликтов.
Договориться можно
Институт школьной медиации развивается с 2011 года. По данным краевого министерства образования, сейчас в нашем регионе почти 700 медиационных служб в школах и организациях среднего профессионального образования. Они призваны не тушить пожар, а вмешиваться, когда конфликт только намечается.
– Наша задача – предупредить и воспитать, – поясняет Люция Абрамовна. В их школе медиация развивается успешно. – И у нас это получается: растет количество обращений – не потому, что конфликтов становится больше, а потому, что повышается доверие к медиации. Если в 2013 году в нашей школе было 10 обращений, то в прошлом году уже 28. Опробованы разные формы предупреждения конфликтов: работа ведется со школьниками, семьей и даже всем классом.
Однако специалисты признают, что профилактика действенна не во всех случаях. Если на кого-то она не действует, остаются варианты, проверенные временем: постановка на учет в самом учебном заведении или в полиции.
– Раньше в школах постоянно присутствовал инспектор по делам несовершеннолетних, это нововведение Красноярского края успешно применялось и в других субъектах Федерации, – поясняет Наталья Шапруто. – Теперь сотрудник полиции дежурит в школе два раза в неделю 3–4 часа. Но без присмотра в любом случае ни одно учебное заведение не остается.
Как отмечает Люция Литвинцева, идеальным остается вариант, когда инспектор по делам несовершеннолетних обладает и педагогическими знаниями. Очень многие инспекторы – бывшие учителя.
– Мы никогда не решим проблему детской преступности в одиночку – только полицией или только в школе, – резюмирует Татьяна Гридасова, начальник отдела общего образования краевого министерства образования. – Нам нужны совместные усилия. И в первую очередь необходимо привлекать семью. Как бы ни пытались образование сделать прививкой от всех болезней, все начинается с семьи. А школьники обязательно должны быть заняты.
Именно поэтому и школа, и полиция обеими руками за движение Юнармии и любые другие проекты. Если дети делают что-то для других, сил на дурные дела у них просто не остается. Ну а создать условия для такой деятельности должны взрослые. Ведь именно мы, так или иначе, отвечаем за все, что происходит с нашими детьми.
МНЕНИЕ
Марина САФОНОВА
кандидат психологических наук, доцент КГПУ
— Мы в первую очередь должны задумываться о психологической безопасности наших детей.
Сейчас вынуждены констатировать: каждый пятый гражданин России психически неблагополучен. Это депрессии, тревожные расстройства. Красноярский край занимает печальное пятое место в России, и мы отмечаем, что всплеск психического неблагополучия детей возникает именно с поступлением в школу.
Это связано и со стрессом, и с тем, что родители зачастую до школы не обращают внимания на детские проблемы. Не всегда мы создаем психологически комфортную обстановку для учебы. Гордимся тем, что строим огромные школы – на 1 500 человек, в планах на 2 500. А на самом деле такое огромное скопление детей делает человека обезличенным, а нарушение – безнаказанным: можно причинить ущерб человеку, и никто не узнает об этом. Нужны небольшие школы, в которых сознательно культивируется доверительное общение и налаживается диалог между всеми сторонами учебного процесса. Тогда для насилия просто не остается пространства.