Железногорску (Красноярску-26, или «девятке») стукнуло 65. Возраст по человеческим меркам почтенный, по меркам города – юношеский. Настолько, что в городе все еще немало тех, кто помнит, как все начиналось. Но предоставим ностальгировать старожилам, а нам куда важнее понять – что же такое Железногорск сегодня.
Hi-tech-кластер
У города – особый статус. Во-первых, к нему не применяются обновленные нормы краевого закона о выборах – система муниципальной власти там остается прежней, но в данном конкретном случае это как раз оправданно. Испокон веку у города было два «хозяина» – край и Росатом (раньше – Минатом), и разделить сферы ответственности проще, закрепив их между двумя «капитанами» краевой и атомной «команд». Однако эта внутренняя кухня устройства власти жителей волнует мало. Кто там мэр, кто глава администрации – дело десятое. Главное, что и раньше, и сейчас жители города ощущают себя хоть и красноярцами, но особыми. Разбирать эту местную «идентичность» не станем, а посмотрим на город извне – все с тем же вопросом: что же у Железногорска впереди?
Он по-прежнему закрыт (как и вторая крупная «запретка» края – Зеленогорск), хотя военного смысла в этом уже нет: оружейный плутоний здесь больше не производится – вырабатывавший его железногорский реактор, последний в стране и в мире, был остановлен в 2010 году. Да и вряд ли профессионального террориста остановила бы контрольно-следовая полоса, снабженная по всему периметру города колючей проволокой. Тем не менее сами железногорцы, несмотря на связанные с прохождением КПП трудности (самому тебе нужен постоянный пропуск, гостям твоим – разовые, которые ты всякий раз заказываешь загодя), в подавляющем большинстве – за сохранение закрытого режима.
На территории города завершается строительство технопарка – места концентрации высоких технологий, которые должны собраться на одной территории и образовать собой hi-tech-кластер. Место выбрано было неслучайно – во-первых, энергетические мощности позволяют, во-вторых – репутация города изначально строилась на самых передовых, наукоемких производствах (и атом, не только мирный, и космос). Когда проект заработает в полную мощность, кардинально изменится структура краевых доходов: доля сырья упадет, высоких технологий – вырастет, и это будет самый заметный прирост со времен открытия в Железногорске первых производств.
Таким образом, город продолжит развиваться в заданном фарватере высоких технологий. Тем более что заделы высокотехнологичных производств и за пределами атомной и космической промышленности существуют: и в области альтернативной энергетики, и в области медицины, и в других высокотехнологичных отраслях.
Сильнее эволюции
Недавно разговаривал с биологом насчет будущего человечества. В нем боролись две ипостаси: человек и ученый. Ученый говорил: любые попытки биологов нарушить естественный ход эволюции приближают человечество к гибели. Человек ему противоречил: как только человек откажется от спасения слабого, он перестанет быть человеком – до биологического исчезновения. Одним из аргументов в споре стало противопоставление нравов Спарты, в которой в живых оставляли только крепких младенцев, и современного человечества, которое с помощью ЭКО, перинатальных центров, генетики, да и просто повышения качества жизни невозможное делает возможным.
Нашлись, правда, и вполне объективные данные, которые примирили моего собеседника с самим собой. Во-первых, несмотря на свои разногласия с эволюцией, до сих пор человечество только размножалось, захватывая все новые территории и жизненные пространства. Во-вторых, продолжительность жизни человека только росла.
Но это «лирика». «Физика», т. е. практика жизни, заключается в том, что в отдельно взятом сегменте человечества – населении Красноярского края – намерены использовать все доступные достижения науки и техники, чтобы качество жизни продолжало расти. В том числе качество медицинской помощи. К примеру, вслед за перинатальным центром, запущенным в Красноярске несколько лет назад, в крае построят еще два – в Норильске и в Ачинске, на 120 коек каждый. Таким образом, наращивание потенциала промышленных территорий (об этом говорили губернатор Виктор Толоконский и глава Ачинска Илай Ахметов накануне) увязано в единую логику – с созданием условий для жизни работников действующих и будущих производств.
Новый перинатальный центр в Ачинске будет введен в эксплуатацию уже в 2016 году. Заседание штаба по вопросам его строительства накануне прошло в городе с участием заместителя министра здравоохранения. Контроль ведется в еженедельном режиме, и пока строители отчитываются о соблюдении графика работ.
Научились!
Принцип «одного окна» в части оказания государственных услуг – словосочетание, набившее, казалось бы, оскомину, дискредитированное задолго до того, как власти начали отчитываться о первых успехах в этом направлении, наконец получил и массовое признание. По итогам опроса 178 тысяч пользователей терминалов многофункциональных центров оказания госуслуг, более 98 % высоко оценили качество работы этих самых МФЦ. Причем красноярцы, по всей видимости, еще и самые активные пользователи системы, поскольку их доля во всероссийском мониторинге составила около 38 % – больше трети. Почему же они, центры эти, так долго приживались?
Дело в том, что автоматизация очередей, заведение услуг в «одно окно» проводились постепенно. Долгое время во многих сферах действовали и новый, и прежний порядки предоставления госуслуг – для массового перехода к новым технологиям требовалось время. Пока информация о работе МФЦ дойдет до каждого, пока каждый освоит порядок пользования ими, пока через сарафанное радио положительные отзывы о них не распространятся массово, создавая МФЦ хорошую репутацию… В итоге долгое время «одно окно» вроде как и существовало, а вроде и нет – люди продолжали по привычке действовать по старинке, отвергая новшество, да еще и поругивая его.
Но, судя по всему, процесс пошел – люди начали массово переходить к пользованию новыми сервисами (как в свое время массово перешли к мобильной связи или к платежным терминалам), и репутация механизма под названием «одно окно» очень быстро восстановилась – судя по вполне объективным данным, идея МФЦ наконец овладела массами.