Ничего, кроме правды Возможно, скоро в каждом отделе кадров появятся детекторы лжи.

Ничего, кроме правды Возможно, скоро в каждом отделе кадров появятся детекторы лжи.

МВД и ФСБ России предложили на рассмотрение Госдумы законопроект об использовании полиграфа (детектора лжи) при устройстве на высокие посты государственных учреждений. Законопроект предусматривает добровольную процедуру проверки на детекторе тех, кто претендует на должности в промышленных, в том числе оборонных, энергетических и атомном, ведомствах, а также в государственных экономических и финансовых структурах.

Работу над первым вариантом законопроекта депутаты начали еще в 1998 году. Однако предложения затерялись в коридорах власти. В 2001 году при комитете по безопасности Госдумы была сформирована группа экспертов, которая начала подготовку федерального закона «О применении полиграфа». Предполагается, что он установит права и обязанности сторон, участвующих в опросе с использованием прибора, порядок выполнения обязательных и добровольных проверок, другие важнейшие правовые нормы. Словом, цель закона – защитить государство, общество, всех граждан от неквалифицированного использования прибора.

США – первая страна, принявшая подобный закон в 1988 году. Решению предшествовали бурные дебаты в конгрессе, длившиеся четверть века. Вот и российский аналог разделил нелегкую американского закона. Несмотря на то что детектор реально применяется уже не менее 30 лет, его легитимное существование до сих пор под вопросом. Непонимание и сопротивление российских депутатов вполне сопоставимы по градусу кипения с американской парламентской историей.

«Стахановское» движение

Как заявляют специалисты, проверки на полиграфе принципиально не нарушают прав и свобод человека. Не случайно его применяют более чем в 60 странах мира. Беда в другом: сегодня массовое использование детектора лжи в России происходит в условиях правового вакуума. Отсутствие единой системы подготовки специалистов привело к настоящей «разинской вольнице». Появилась масса неквалифицированных лиц, которые вводят в заблуждение тех, кто обращается к ним за помощью, и – что намного страшнее – коверкают судьбы людей, которые попадают в их руки. Одного необоснованно обвинили в краже, другого по вине «дознавателей правды» не приняли на работу. Есть горе-специалисты, которые в день проводят по десять и более проверок. То есть на каждую уходит по 15–20 минут, в то время как по американским стандартам она не может длиться меньше полутора часов. Засилье таких «стахановцев» неизбежно ведет к нарушению прав нанимаемого на работу и работающего персонала.

Испытание для сильных

Полиграфы нашли широкое распространение в силовых структурах России примерно с середины 90-х. Параллельно детекторы лжи стали использоваться бизнес-структурами при служебных расследованиях, приеме на работу, перед повышением в должности. Надо понимать, что контингент у силовиков совершенно другой – одно дело допрос опытного рецидивиста, другое – беседа с обычным человеком – руководителем, менеджером или клерком.

– Американцы начали психодиагностические исследования еще в 70-х. Тестировали боевых летчиков – для выяснения морально-нравственных качеств, наличия скрытых психических отклонений, – рассказывает Александр Козицин, директор по персоналу, психолог, член резерва управленческих кадров Красноярского края. – К слову, многие тесты и методики для полиграфа начинались в стенах клиник для душевнобольных, и только потом оказалось, что можно выявлять отклонения и в здоровых людях, зачастую абсолютно не подозревающих о наличии таковых. Армии важно, чтобы в стрессовой ситуации пилот вел себя адекватно. То же самое необходимо для МЧС, сотрудники которого по долгу службы оказываются в самых различных ситуациях. В практике моей работы с органами МЧС регулярно проводились диагностического рода исследования с применением детектора лжи.

Детектор от бездельников
По словам Александра Козицина, для гражданских структур, отделов кадров применение методик использования полиграфа тоже дает практический эффект. В результате серии тестов можно выяснить, насколько работник компетентен, лоялен, мотивирован, стрессоустойчив, как он будет вести себя в коллективе и многое другое. Практически сходу выяснив такие нюансы, можно сэкономить значительные средства для любого бизнеса, госпредприятия, администраций любого уровня.
Практические примеры уже существуют. Мэр Казани Ильсур Метшин недавно публично поделился своим ноу-хау в области борьбы с коррупцией. Чтобы искоренить практику приема работников «по блату», в мэрии введено тестирование кандидатов. За два последних года из 2 тыс. кандидатов трудоустроено только 22 %, остальные отсеяны. Штатные сотрудники мэрии также проходят проверку на детекторе лжи. По словам Метшина, это дает картину, чем занимается конкретный работник, кто работает, а кто нет. – В результате более 200 сотрудников повысили в должности, а 25 понизили. С теми, кто совсем безнадежен, мы простились, – рассказывает мэр Казани. – Кадровый аудит помог сократить штат казанских чиновников на 25 % и сэкономить городскому бюджету свыше 450 млн рублей.

Гадание на полиграфе

Вокруг полиграфа в России создалось немало мифов. Причем самых полярных. Одни боятся полиграфа как огня и уверены, что ничего скрыть от проницательной машины невозможно. Другие, напротив, считают, что прибор можно легко обвести вокруг пальца. В Интернете распространено множество доморощенных советов, как обмануть чуткий полиграф. Например, прикусывать кончик языка, сжимать ягодицы, считать в обратном порядке от ста до единицы, подменять образы и так далее.
Как утверждает наш эксперт в области профессиональной детекции лжи – полиграфолог Григорий Ермаков, применение подобных советов на практике не только бессмысленно, но и вредно.

– На бытовом уровне, уровне советов, распространенных в сети Интернет, обмануть полиграф не выйдет. Более того, опытный полиграфолог, безусловно, заметит любое необычное поведение и сопротивление испытуемого, которые будут истолкованы против него. Специальные методики по обману полиграфа, конечно, разрабатываются различными спецслужбами, но для эффективного применения они требуют регулярных тренировок – словно некий вид спорта.

Только факты

Ни для кого не секрет, что значительные финансовые потери в бизнесе часто связаны с нелояльностью собственного персонала. По разным оценкам, показатели внутренних рисков в организации могут достигать 90 % всего перечня возможных неблагоприятных ситуаций. Кражи, «откаты», «слив» информации и прочие злоупотребления на рабочем месте в значительной мере подрывают непрерывные усилия руководства по повышению доходности предприятия.

Зачастую на кражу идут работники, которых в обычной жизни трудно заподозрить в каких бы то ни было противоправных действиях. Для многих людей принцип «что охраняю, то и имею» остается руководством к действию. Украсть на работе не зазорно, а, наоборот, свидетельствует об умении удачно приспосабливаться.
Любой руководитель в определенный момент задается вопросом о доверии к своим сотрудникам. Не важно, связано ли это с приемом новых людей или выявлением фактов злоупотребления, – необходимо поддерживать собственную уверенность в лояльности персонала.
На сегодняшний день существует целое направление, связанное с обеспечением кадровой безопасности в организациях. Главным образом все задачи сводятся к сбору информации и контролю за сотрудниками. Но в реальной жизни невозможно каждый шаг работника фиксировать средствами видеонаблюдения. Крайне затруднительно отслеживать судьбу абсолютно каждого отчетного документа.
Полиграф, или, по-простому, детектор лжи, во многих ситуациях является наиболее удобным и действенным средством для получения необходимой информации о сотрудниках. Многолетний опыт применения полиграфа в коммерческой сфере доказал эффективность организации тестирования по трем основным направлениям:

– тестирование сотрудника при устройстве на работу;
– оценка лояльности работающего персонала;
– тестирование в рамках служебных проверок.

Тестирование сотрудника с использованием полиграфа может проводиться на разных этапах карьеры служащего (прием на работу, переход на более высокую должность, увольнение), и в каждом случае оно имеет свою специфику. Заказчик совместно со специалистом определяют список ключевых вопросов и тем, по которым проводится обследование.

Скрининг (от англ. screen – «просеивать, сортировать, отбирать») – наиболее распространенный вариант тестирования на полиграфе, когда испытуемому задается перечень вопросов по самым разным темам и выявляется достоверность ответов по намеченным факторам риска. По общемировой статистике, 70 % всех полиграфных проверок – это скрининговые тестирования при устройстве на работу. На остальную долю приходятся обследования по выявлению лояльности работающих сотрудников и служебные проверки. По оценке экспертов Reid & Accotiates Inc., за счет полиграфа значительно повышается вероятность того, что нанимаемый им сотрудник окажется честным человеком. Также президент Американской ассоциации полиграфа Л. Мэрси подтвердил, что, по результатам многих исследований, проведенных ассоциацией, точность полиграфа составляет 90 %. Этого вполне достаточно, чтобы намного снизить риск найма на работу злоумышленника. (New York Times, 1983, February, 13, p. 4).
В отличие от скрининга, в ходе служебного расследования вопросы формируются относительного конкретной ситуации, ставшей причиной разбирательства: пропажа определенной суммы денег, конкретного товара, разглашения некоторой информации и т. д. Целью служебной проверки является снятие подозрения с невиновных сотрудников, сужение круга подозреваемых, выявление лиц, каким-либо образом причастных к искомой ситуации.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского