Низковольтная легенда Дивногорский завод низковольтных автоматов опять пытаются обанкротить. Напомню, первую попытку предпринял Промсвязьбанк два года назад из-за долга в 17 миллионов рублей.

Низковольтная легенда Дивногорский завод низковольтных автоматов опять пытаются обанкротить. Напомню, первую попытку предпринял Промсвязьбанк два года назад из-за долга в 17 миллионов рублей.

На сей раз банкротства ДЗНВА захотело ОАО «Красноярскэнергосбыт» по той же причине – завод задолжал энергосбытчикам более 6 миллионов рублей, причем долг тянется с 2008 года.

Более того, кредиторы обратились в ГУ МВД по краю с требованием проверить, есть ли в действиях директора завода Андрея Лопатина признаки преступления по двум уголовным статьям – «Мошенничество» и «Злостное уклонение от погашения дебиторской задолженности». Подозрения же, как пояснили в пресс-службе Красноярскэнергосбыта, возникли оттого, что завод, судя по аудиторскому заключению, имеет чистую прибыль в размере 77 миллионов рублей. И почему-то не платит.

Кроме того, уже без привязки к Красноярскэнергосбыту, в начале года на ДЗНВА были долги по зарплате, с чем губернатор разбирался лично. В июне заводское начальство доложило Льву Кузнецову, что все зарплаты выплачены, впереди много заказов.

Тем не менее – чистая прибыль есть. Почему не платили?

Вообще, что касается трудностей – а предприятие трясет периодически, – то, как уверяет гендиректор, носят они сезонный характер: заказы начинаются ближе к лету. Так уж сложилось в отрасли. К примеру, Курский завод – единственный в России конкурент ДЗНВА – в январе вообще останавливал производство, в Дивногорске – всего лишь сокращенная рабочая неделя и долги. Так что худший вариант всегда найдется.

Но, простите за назойливость, прибыль в 77 миллионов – есть.

Теперь перейдем в другую плоскость. Автор живет в Дивногорске, и уже много лет. Город настолько маленький, что градообразующее предприятие неизбежно становится – как пейзаж – почти родным, даже если сам лично не имеешь к нему никакого отношения. Перефразируя Троцкого, в Дивногорске нет людей, свободных от ДЗНВА. Он обязательно зацепит тебя через знакомых, родственников, разговоры, местные легенды…

Что касается легенд, то по большому счету их две, и существуют они, не соприкасаясь друг с другом.

Первая легенда – парадная. Предприятие, отметившееся практически на всех советских «стройках века» 70–80-х годов. Лидер в отрасли. Награды и дипломы отечественных и международных выставок. Премия Правительства РФ в области науки и техники. Внедрение передовых разработок. Партия выключателей для адронного коллайдера. Переход в новую, более высокую ценовую нишу… И т. д. и т. п.

Эта легенда, бытующая на официальном сайте и в релизах, движется исключительно по восходящей, а трудности – см. выше – опять же носят сезонный характер.

Вторая легенда – непарадная. За полтора десятилетия у автора сложился вполне четкий собирательный образ работника ДЗНВА. Это человек, пребывающий в трепетном ожидании зарплаты – мизерной чаще всего. Последняя непредсказуема, как клев в незнакомом месте. Дадут в апреле за февраль – уже повод для радости. Повод уважительный хотя бы потому, что в 90-е российские деньги заводчанам заменяла внутренняя валюта – «усатики», прозванные в честь тогдашнего директора. На них можно было выменять хлеб и кое-что из прочей еды. Кстати, многие поминают директора Усатова добрым словом – не дал «совсем загнуться»… Позже работники ДЗНВА запатентовали пару остроумных способов борьбы с зарплатной непредсказуемостью. Самый оптимальный – подать на мужа на алименты (оказывается, это можно сделать без развода), которые задерживать не имеют права. Хоть что-то, да получишь, причем день в день. Самый радикальный вариант – через прокуратуру. Кто пробовал, говорят, что вернули все долги до копейки, правда, с завода «попросили» уволиться.

У непарадной легенды есть одна важная особенность – ее очень трудно перевести в классическое журналистское расследование. За годы беспрерывной «тряски» на заводе остались самые проверенные кадры – те, кому уйти на лучшие хлеба мешают непреодолимые жизненные обстоятельства. Необходимость доработать до пенсии, например. Или страх ломать привычку. Поскольку провинция – это отсутствие выбора, то крепкие заводчане не митинговали и не будут. Терпение – вернее. По-человечески их можно понять, тем более что многие из нас бывали в подобной ситуации.

Когда этот текст готовился к печати, появился официальный ответ руководства завода на претензии энергосбытчиков. Там сказано, что размер долга еще не установлен, а заявленная цифра – 6,2 млн – «не является критичной для обеих компаний». Финал – целиком из парадной легенды: зарплата – в срок, расширение и модернизация производства, и, наконец, фраза, ставшая традиционной: «Положение компании на рынке стабильно».

Интересно, на какой планете находится этот рынок?

  

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света
Без рубрики
24 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: вышла новая книга о писателе
В серии «Жизнь замечательных людей» вышла новая книга о писателе «Астафьев. Праведник из Овсянки» (+16). Ее написал журналист и литератор Олег