Первая долгожданная премьера в новом театральном сезоне красноярской драмы – переосмысление знакового романа Достоевского. Театры редко берутся за этот материал, считая его слишком тяжеловесным и сложным. Режиссер, обладатель «Золотой маски», Александр Огарев хочет развенчать этот миф: показать, что «Преступление и наказание» – не роман о тьме, а история о том, как сквозь мрак пробиться к свету.
Как далеко мы можем зайти?
– Давайте послушаем, сейчас должен быть такой звук – как будто кто-то шепчет.
В зрительном зале все замирает – режиссер Александр Огарев слушает фонограмму. Через минуту сквозь музыку пробивается чей-то голос – и фонограмма останавливается. В этот момент на сцене переставляют декорации. В театре идут последние репетиции – премьера назначена на 29 октября. Костюмы сшиты, сценография готова – мы не увидим привычный желтый Петербург Достоевского, спектакль будет жить в черном цвете. За декорации в этот раз отвечает питерский художник-постановщик Александр Мохов, он пока еще не знаком красноярской публике. А вот режиссера Александра Огарева мы уже знаем – несколько лет назад он ставил для ТЮЗа «Метель». Так же как и хореографа Эдуарда Соболя, который ставил на нашей сцене «Петра и Алексея».
И «Метель», и «Преступление и наказание» – классические тексты, известные всем со школьной скамьи, однако подход к их постановке – принципиально разный. Александр Огарев сохранил стилистическую основу классического текста.
– У Достоевского своеобразный язык: его начинаешь ломать – и получается сериал, нечто обыденное. Вся фантастичность пропадает, – поясняет режиссер. – Поэтому мы сохраняем основы, но пытаемся сделать эмоцию живой – не вычурной, не театральной, не замшелой.
Действие спектакля начинается с убийства; в нем оставлены только две сюжетные линии: Порфирий Петрович – Раскольников и Раскольников – Соня. Больше, как поясняет режиссер, нет смысла – роман слишком объемный. Но эти две линии принципиально важны: Порфирий Петрович задает движение по горизонтали – земной уровень, Соня – по вертикали: стремление к Богу. И на пересечении этих линий – человек. С его поиском, метаниями, завиральными идеями, которые могут привести его в ад или туда, где есть свет, где есть Бог.
Главный зритель, которого ждут на этом спектакле, – молодые люди.
– В романе дело касается молодого человека, который решил, что он чем-то лучше других, – поясняет Александр Анатольевич. – История амбициозности, потенциала молодого человека всегда актуальна. Кто ты на самом деле? Какими путями ты хочешь достигнуть своей мечты? Мечта у Раскольникова прекрасная – осчастливить всех, не ради себя он совершает злодеяния – ради всего человечества. Он хочет быть личностью масштаба Наполеона. Идет к «благой цели», как герой.
Другой Достоевский
Труппе Красноярского драмтеатра повезло с Александром Огаревым – и не только потому, что он уже поставил 60 спектаклей. Александр Анатольевич – сам в прошлом актер, артистам работать с ним проще. Достоевский – его давнишняя любовь, он мечтал поставить его на русской сцене – до этого его постановка с успехом шла в Хорватии.
Восприятие этого классика во многом стереотипно: он слишком тяжелый, депрессивный, сложный. Александру Огареву хочется развеять эти заблуждения: для него этот знаковый роман не о тьме, а о пути к свету. Не о несчастье, а о мощи человеческого духа. Воплотить это представление о Достоевском помогает молодой актерский состав «Пушки». Примечательно, что роль Раскольникова сейчас репетируют два актера – Станислав Линецкий и Дмитрий Барков, которые интерпретируют текст в соответствии с собственной индивидуальностью. Это значит, что у спектакля будет два варианта прочтения – он будет живым. А что еще нужно для текста, который всегда актуален?
Этот знаковый роман — не о тьме, а о пути к свету. Не о несчастье, а о мощи человеческого духа