В минувшее воскресенье, 21 сентября, в Центральном районе Красноярска горел 25-этажный жилой дом.
Сообщение о том, что на высотке по адресу: Шахтеров, 40, горят балконы, поступило пожарным в 13:48. Первые расчеты спасателей, по словам Виктора Макеича, заместителя начальника ГУ МЧС по краю, прибыли к месту событий через 7–8 минут (пробки!). К этому времени огонь охватил один из углов здания с 1-го по 25-й этаж. Пожарные эвакуировали из горящего дома 130 человек. Никто не пострадал. Многие жильцы покинули высотку сами еще до приезда спасателей. Паники не было, люди помогали друг другу.
Пожару был присвоен четвертый, самый высокий номер сложности. Его тушение осложнялось скрытым горением, проходившим под панелями, которыми обшит весь жилой дом. Порывы ветра раздували огонь, вниз летели полыхающие куски обшивки здания, из-за которых сгорели два автомобиля, припаркованные во дворе.
В ликвидации пожара были задействованы три вертолета Ми-8 авиации МЧС России, оборудованные специальными устройствами для сброса воды. На тушении работало около 140 человек и 44 единицы специализированной техники. Локализовать и потушить пожар площадью 2 тыс. кв. м удалось через четыре часа.
Всего в доме 145 квартир. Все они в той или иной мере пострадали – те, что не сгорели, залиты водой или в них перекосило двери и окна. 48 квартирам нанесен значительный ущерб, из них 15 выгорели полностью. По злой иронии судьбы, 101 квартира в этом доме – ведомственное жилье для сотрудников МЧС, дом и строился по заказу «спасательного» министерства.
Создан оперативный штаб для руководства работами по ликвидации последствий ЧП. Информация докладывается непосредственно избранному губернатору Красноярского края Виктору Толоконскому.
Город припал к «Ютубу»
В воскресенье черный дым от горящей высотки наблюдали жители всех районов Красноярска. Затем в воздухе появились вертолеты МЧС, они сновали как челноки – к Енисею за водой и обратно, к месту пожара. Вскоре дым стал белым, а потом и совсем исчез. Всего винтокрылые машины совершили 34 рейса, вылив на дом 102 тонны воды. И что бы там ни говорили диванные знатоки пожаротушения (мол, не так лили да не туда), именно помощь авиации оказалась решающей – не будь вертолетов, возможно, сгорел бы весь дом, а так он вполне «ремонтопригоден», несущие конструкции не пострадали. При этом надо учесть, что пилоты ранее имели только опыт тушения лесных пожаров. Бороться с огнем в условиях тесной городской застройки им пришлось впервые, но они блестяще справились со своей задачей.
Город припал к «Ютубу». Многочисленные очевидцы пожара (а зевак вокруг дома собралось несколько сотен) снимали его практически с первых минут и выкладывали ролики в Сеть в режиме онлайн.
Зрелище было страшным: вентилируемые фасады 25-этажного дома горели с такой скоростью, как будто это была бумага, пропитанная соляркой. Вспыхнув на седьмом этаже, огонь с обезьяньей прытью побежал и вверх, и вниз. Горели балконы, плавились окна, лопались стекла, вскоре загорелись внутренности некоторых квартир. А когда пожарным удалось потушить один угол здания, загорелся другой, с противоположной стороны. То, из чего сделана «одежда» дома, плавилось и крупными горящими каплями падало вниз…
Многие красноярцы, наблюдая пожар из окон своих домов или по Интернету, молились: только бы никто не погиб! Слава богу, обошлось. И это была главная хорошая новость дня, если это слово здесь уместно.
В считаные часы руководством края, города и МЧС были приняты все меры, чтобы жильцы сгоревшего дома не остались без крыши над головой. Для их размещения подготовили спортзал школы № 150, которая рядом, здесь же было организовано бесплатное питание. Однако в первую ночь в школе ночевал только один человек, остальные разъехались по друзьям и родственникам.
Людей не оставят в беде
На другой день люди вернулись к своему дому. В свете дня высотка, стоящая между двух таких же «близнецов», только целых и красивых, не тронутых огнем, выглядела ужасно: закопченная, на месте многих окон черные ощерившиеся дыры, обрывки теплоизоляции треплются на ветру, торчат ребра фасадного каркаса, часть обшивки сгорела, обнажив утеплитель… Дом был под охраной полиции, посторонних внутрь не пускали.
Люди выносили из жилищ то, что более-менее уцелело: бытовую технику в саже, мебель, домашнюю утварь. И все это с верхних этажей – на себе, без лифта. Дом обесточен, коммуникации отключены или повреждены.
– В квартире жить нельзя! – коротко и мрачно ответил на мой вопрос мужчина, грузивший коробки с вещами в машину. – У меня то, что не сгорело, пропиталось дымом и копотью, можно выбросить. Предстоит капитальный ремонт.
Журналисты ждали мэра. Вскоре подъехали Эдхам Акбулатов и Евгений Вершинин, начальник ГУ МЧС по краю. Они поднялись в высотку, прошли по всем этажам, оценили масштаб ущерба, пообщались с жильцами. Затем ответили на вопросы журналистов.
– Предполагаемым виновником пожара стал рабочий, выполнявший гидроизоляцию балкона в одной из квартир на седьмом этаже. По предварительным данным, он использовал газовую горелку. Подозреваемый задержан и допрошен, в отношении его возбуждено уголовное дело по статье «Уничтожение имущества по неосторожности», – сообщил Вершинин.
Эдхам Шукриевич согласился с моей репликой о том, что это неправильно, когда облицовка дома горит так быстро, такого не должно быть, но он не может, как мы, журналисты, оперировать эмоциями – нужно дождаться результатов экспертизы, а потом делать выводы.
Вечером того же дня глава города совместно с руководителем департамента городского хозяйства администрации Красноярска Игорем Титенковым и представителями управления соцзащиты провел собрание с жильцами дома в актовом зале школы № 150. Люди выглядели усталыми, подавленными, на многих лицах читались страх и отчаяние.
Мэр сообщил, что избранный губернатор Виктор Толоконский только что провел совещание, на котором попросил передать погорельцам: руководство края и города людей в беде не оставят. Разработан план помощи. В край прибыла комиссия МЧС – министерство выступит заказчиком ремонта дома и частично его профинансирует. А сейчас нужно в первую очередь восстановить тепловой контур здания, заделав специальной пленкой разбитые окна и балконы, подать в него воду, отопление, электроэнергию. (Когда статья готовилась к печати, все эти работы были выполнены. – Ред.)
Затем специалисты приступили к поквартирному опросу, определяя приблизительный ущерб по каждой квартире, выясняя, каковы повреждения, состояние коммуникаций, решали, чем нужно помочь жильцам прямо сейчас, немедленно.
В это время красноярцы продолжали нести в школу вещи, предметы обихода, еду для погорельцев – в холле набралась целая гора пакетов и коробок с самым необходимым. Волонтеры разместили в соцсетях призыв о помощи пострадавшим от пожара, и город откликнулся. На двери актового зала висел список с телефонами горожан, которые предлагали землякам, попавшим в беду, временный приют в своих домах.
Негорючее, а горит!
Расследованием причин пожара и поиском виновных сейчас занимается следственный комитет по краю. Со стен сгоревшего дома взяты для экспертизы образцы обшивки. Их, видимо, будут пытать огнем. «Одежда» здания представляет собой сложный многослойный бутерброд из алюминиевой фольги, пластика, ветроизоляционного картона, утеплителя, гидроизоляции и еще бог знает чего.
Но эти материалы, как заверяют все причастные к строительству дома (подрядчики, субподрядчики, производители), прошли проверку в специальных лабораториях и имеют множество сертификатов, подтверждающих их безопасность, в том числе противопожарную. Фирма-застройщик «Сибагропромстрой» категорически не считает себя виновной: «У нас все бумаги в порядке!» У компании-субподрядчика «Каскад», которая монтировала эти злополучные вентилируемые фасады, они тоже «в порядке». А представитель фирмы – изготовителя наружных панелей, железногорской компании «Алюком», у которой «Каскад» их приобретал, намекнул одному красноярскому телеканалу, что надо еще разобраться, наши ли там панели были смонтированы, может, какой-то другой фирмы?
А что, все может быть. Это, кстати, одна из версий, выдвинутых и знакомыми строителями, к которым я обратился за консультацией. Не исключено, что сертификат получен на одни материалы, а при монтаже были использованы другие. Такое, мол, случается. Еще одна версия – банальный подлог документов. И все это находится под крышей мамы-коррупции. Иначе с чего бы «проверенные» и на сто рядов «сертифицированные» материалы горели как порох?
Еще раз подчеркиваю: все это только предположения, догадки. Хотя они и основаны на долгом опыте жизни в России, но точки над «i» расставят следствие и суд.
Тем временем в Красноярске начались проверки всех домов, построенных или строящихся по такой же технологии, с использованием аналогичных материалов. В городе введено в эксплуатацию 13 таких зданий и строится еще 10.
Государство поможет
Семьям, чьи квартиры наиболее пострадали от пожара, государство планирует выплатить максимально возможный размер компенсации – по 343 тыс. рублей. Размер выплаты тем, чье жилье пострадало в меньшей степени, будет рассматриваться индивидуально, после оценки ущерба. Всем без исключения жильцам дома будет выплачена материальная помощь по 15 тыс. рублей. Средства будут взяты из городского и краевого бюджетов.
Адвокат Первой Красноярской краевой коллегии адвокатов Денис Солдатов:
– Всевозможных юридических нюансов в таких делах, как правило, много. Но если выделить основное, то каждый пострадавший должен знать: следствие должно назначить экспертизу для установления ущерба, признать вас потерпевшим и установить обвиняемых в пожаре. Это делается автоматически, без вашего участия. Однако если по каким-либо причинам следствие этого не сделало, вы сами имеете право обратиться к нему с заявлением, потребовав назначить экспертизу по вашей квартире, признать вас потерпевшим и привлечь к уголовной ответственности виновных.
Кроме того, уже на стадии следственных действий вы можете подать гражданский иск о возмещении вам материального ущерба, причиненного пожаром. Это можно сделать и после суда, когда виновный или виновные будут установлены. Но все же самый простой и менее затратный способ – подать такой иск сейчас и попросить следствие, чтобы он был приобщен к материалам уголовного дела, рассмотрен в суде. А суд решит в своем приговоре, какую сумму ущерба и каким образом взыскать с виновных в вашу пользу.
Если вы не согласны с экспертизой, назначенной следствием, и с оценкой ущерба, вы имеете право заказать независимую экспертизу: организаций, уполномоченных ее проводить, в Красноярске достаточно.