В столице региона началась подготовка к производству художественного фильма об основании Красноярска
Наш край не избалован большим кинематографом. Да, лент пять, снятых на сибирской земле, назвать можно. Однако Красноярье в них служило лишь красивым фоном разворачивающихся на экране событий. Тем интереснее представляется проект руководителя продюсерской компании «Острог» Игоря МИХАЙЛИШИНА. Сегодня он – гость нашей редакции.
– Игорь Иванович, о чем будет фильм?
– Если в двух словах – о присоединении Восточной Сибири к Российскому государству. Главный герой ленты с рабочим названием «Красный Яр» – Андрей Дубенский, основатель Красноярского острога в 1628 году.
– Я подумал – а ведь на самом деле, о том, каким он был, что им двигало, – мы практически не знаем ничего.
– Мне посчастливилось тесно общаться с известным российским историком Геннадием Быконей. Он совершил настоящий гражданский и научный подвиг – раскопал в архивах и летописях такие сведения о Дубенском! И в итоге написал биографию человека, который был не просто воеводой, а основателем нашего города. Для этого нужно иметь очень сильный характер и волю – подчинить себе 300 буйных стрельцов и казаков, набранных им из добровольцев по всей Западной Сибири.
– В последнее время российские кинематографисты все чаще обращаются к исторической тематике. И все же – будет ли фильм понятен прежде всего молодежи?
– Вы правы – сценарий должен быть интересен современному зрителю. Да так, чтобы он себя отождествлял с героями. Гиперболы, художественный вымысел, конечно же, правомочны – но они будут опираться на конкретные факты. Жанр нашей киноленты – остросюжетная историческая драма – предполагает отличную завязку и неожиданную развязку. Действующие лица – исторические персонажи с выразительными и эмоционально захватывающими характерами. Будут яркие батальные сцены, эффект полного погружения в эпоху – необходимо изготовить оружие, одежду, утварь первой четверти XVII века. Воссоздать ту жизнь, которая была. Очень суровую. Когда все было вынесено в буквальном смысле слова на руках против течения Енисея…
– Многие считают, что успех фильма определяется только сборами от проката. Но все-таки кино – это искусство. Оно должно нести в себе некую идею, посыл поколениям – нынешнему и будущему. Согласны?
– Безусловно! На мой взгляд, в Красноярске к популяризации и продвижению своей истории относятся не очень бережливо. Этим фильмом мы хотим показать, что город на Енисее – это не какая-то периферия. Его значение в истории России недооценено. Работая над архивами, мы пришли к выводу, что на самом деле роль Красноярска заключается в создании и укреплении оборонного щита государства. Это все подтверждается.
Смотрите, практически 100 лет со дня своего основания Красноярск служил форпостом на юго-восточной границе и находился в стадии войны. Если б его не было, неизвестно, как в итоге все повернулось. Известно, что от Волги до Енисея казаки шли 50 лет. А от Красноярска до Абакана – почти 120! Русских не пускали, им сопротивлялись. Те же енисейские кыргызы – великолепные воины, мобильные. Убойная сила пущенной ими стрелы достигала 300 метров. Так что, по сути, первые жители острога все были военными. И даже пахали и сеяли с оружием в руках.
Наши предки задали вектор движения, которое продолжается до сих пор. В Красноярске создана мощная оборонная промышленность: Красмаш, радиозавод, ИСС имени Решетнева. В этом и заключается развитие идеи: восстановить нашу историю, через характеры и поступки героев сформулировать образ сибиряка-воина, защитника государства Российского. Без ложного пафоса.
– Я знаю, что одним только фильмом ваш проект не ограничивается. Расскажите об этом подробнее.
– Проект отлично встраивается в городскую концепцию подготовки к 400-летнему юбилею Красноярска. На острове Молокова запланировано строительство объектов музейно-исторического плана, спортивного и культурного. Для съемок мы предлагаем возвести капитальный острог по восстановленным историческим чертежам. Есть проект. После их завершения в нем будут размещены драматургически продуманные экспозиции, тематические площадки, ремесленные мастерские и так далее.
Смысл – в создании легенды, которая послужит наполнением этого острога, закрепит в общественном сознании устойчивое понимание – почему этот город возник? Какова его роль и значение в истории России? Это будет серьезный музейно-исторический центр, точка притяжения туристов со всей страны, из-за рубежа. В стране такого цельного проекта до сих пор нет.
– На какой стадии сейчас находится подготовка к производству фильма?
– Мы выбрали сценариста, настоящего мэтра – Павла Финна. Он знаком зрителям такими работами, как «Всадник без головы», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Миссия в Кабуле», «Леди Макбет Мценского уезда» и многими другими. Материалы ему отправлены, он уже составляет предварительную структуру. Написание сценария – дело дорогое. Минимальная цена, рекомендованная Гильдией сценаристов, – 60 тысяч долларов за 90 минут. Длительность нашего фильма – 110 минут. Вот и считайте…
Непосредственно съемками займется кинокомпания М2Ф. С 2000 года она выпустила более 20 игровых и 15 документальных лент, среди которых – «Жуков». «Истребители», «В июне 41-го». Неоднократно побеждала на российских и международных кинофестивалях.
Наш продюсерский проект недавно презентован главе Красноярска Сергею Еремину. Он заинтересовался, поручил специалистам досконально его изучить и принять решение. Мы, со своей стороны, ведем поиск инвестора на первый этап производства – создания сценария.
КОММЕНТАРИЙ
Геннадий БЫКОНЯ
доктор исторических наук, профессор
– Андрею Дубенскому мы в первую очередь обязаны тем, что он выбрал для Красноярска именно это место. Уникальное, с широкими градостроительными возможностями. С другой стороны, через предков в его лице представлена вся Россия – северная, центральная Русь. Наконец, это человек, который помог утвердиться, создать плацдарм для закрепления Центральной Сибири, которая сохраняет стратегическую важность с тех времен и до нынешнего дня.
Его род восходит к зажиточному посадскому Юрию Репехову из Старой Русы под Великим Новгородом. Поверстанные в государеву службу, его дети стали дворянами. Выходец из простых людей, в третьем поколении владимирский сын боярский Дубенский был младшим, стал сиротой, но смог выжить в Смутное время. Не исключено, что прошел хорошую школу у земляка, князя Дмитрия Михайловича Пожарского и участвовал в освобождении Москвы от польских интервентов. Владел грамотой, был хорошим организатором и психологом – смог справиться с буйной братией, попавшей под его начало, быстро наладил нормальную внутреннюю жизнь Красноярского острога.
Несправедливо обвиненный Андрей Ануфриевич вновь проявил ум и характер и смог вместе с земляками защитить Красноярский острог от ликвидации. Он постоянно чувствовал ответственность перед своим родом. Дом, фамильная честь для него не были пустым звуком – впоследствии Дубенский получил статус дворянина, приобрел вес и авторитет. Обеспечил более престижное продвижение своим потомкам, которые все были глубоко верующими людьми, как и их предок.
Словом, вырисовывается очень любопытный образ. Мы попытались реконструировать и внешний облик Дубенского. В качестве основы использовали портреты его земляков из Владимирского уезда. В менталитете соединились две ветви русского народа – северная и южная. Получился обобщенный тип русского человека того времени. Да, совсем не случайно он представлял интересы государства в окраинах, на которые нужно было встать твердой ногой…
ДОСЬЕ
Игорь МИХАЙЛИШИН – оператор, режиссер. Окончил операторский факультет ВГИКа. Работал на Норильской студии и норильском корпункте Центрального телевидения СССР, в пресс-центре «Норильского никеля», телекомпании «Северный город», пресс-службе губернатора Красноярского края. Автор документальных фильмов «Авамская сказка», «Норильская металлургия сегодня» и других.