Обещанного три года ждут

Как вернуть деньги за отмененную поездку?

Обещанного три года ждут Как вернуть деньги за отмененную поездку?
Фото Олега Кузьмина

Информация о защите прав потребителей была востребована всегда: для многих дело принципа – вернуть незаконно удержанную комиссию или стоимость дорогого, но некачественного товара, получить у застройщика компенсацию за кривые промерзающие стены…

Да, в каких-то случаях речь идет о копейках, но чаще всего – о весьма внушительных суммах, терять которые не хочется никому. А именно это и произошло с тысячами жителей края, чье финансовое благосостояние существенно подкосила пандемия…

Получил – сфотографируй

Но не многие готовы идти и отстаивать свои права. «Долго, дорого, и я вообще в этом ничего не понимаю – нет у меня юридического образования», – такие отговорки можно услышать чаще всего.

– На самом деле вплоть до 50 процентов спорных ситуаций решаются в досудебном порядке, после того как покупатель изложит свои претензии в письменном виде и отправит их руководителю учреждения, где был приобретен некачественный товар или оказана услуга, – поясняет Наталья Богачева, заместитель отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю.

Консультацию по дальнейшему алгоритму действий в спорной ситуации можно получить, позвонив по телефону горячей линии краевого Управления Роспотребнадзора 8 (391) 226-89-50.

В ряде случаев (когда пострадавший из группы социально незащищенных и не может себе позволить оплатить услуги юриста) сотрудники Управления представляют интересы потребителя в суде.

В последние месяцы – по вполне понятным причинам – больше всего обращений поступает в связи с покупками на расстоянии.

– За первое полугодие текущего года к нам поступило 432 обращения, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2019-го, – говорит Наталья Богачева. – Или товар приходит ненадлежащего качества и заведомо стоит меньше, чем за него заплатили. Или же вообще вместо заказанного приходит другой товар. Мы рекомендуем потребителю еще в отделении почтовой связи проверять посылки в присутствии свидетелей, смотреть, что там находится, и делать фотографии. Иначе потом сложно доказать, что прислали не то. У потребителя также есть право отказаться от посылки в течение 7 дней, не забирать ее, а сразу отправить назад. Но при этом нужно понимать – в случае отказа от товара надлежащего качества продавец имеет право взыскать убытки, понесенные за доставку.

Разумеется, нужно вначале проверить информацию о продавце, а потом уже делать заказ.

(Более подробную информацию о том, как проверить интернет-магазин, можно узнать из предыдущего выпуска «Азбуки финансов» в № 56 НКК от 31 июля 2020 года.)

Разницу не оплачивай

Еще одна из актуальных тем – возврат средств за так и не состоявшуюся поездку. По сравнению с тем же периодом прошлого года, в 10 раз выросло число обращений по воздушным перевозкам и в 8,6 раза – в сфере туризма.

Информация для тех, кто планировал улететь в теплые края, прописана в Постановлении Правительства РФ от 20.07.2020 № 1073.

– Тем, кто в период по 31 марта 2020 года частично или полностью оплатил российские или зарубежные поездки на 2020 или 2021 год, туроператор должен обеспечить предоставление равнозначной услуги, – комментирует документ Наталья Богачева. – При этом программа пребывания, маршрут и условия путешествия, условия проживания должны оставаться прежними.

При этом уведомление о возможности переноса поездки туроператор должен направить турагенту или напрямую туристу в течение 60 календарных дней с момента вступления в силу постановления (это 24 июля 2020). Если же указанное уведомление было направлено турагенту, то последний обязан направить его туристу в течение одного рабочего дня.

Сроки переноса поездки должны быть определены по соглашению сторон, но не позднее 31 декабря 2021 года. Даже если стоимость тура изменилась – разницу потребитель оплачивать не обязан. Если турист отказывается от переноса поездки, то туроператор должен вернуть ему денежные средства в полном объеме не позднее 31 декабря 2021 года. При этом при возврате денежных средств туроператор обязан выплатить туристу проценты за пользование в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ на момент публикации положения за каждый календарный день пользования.

Но есть исключения – для тех, кто достиг возраста 65 лет либо находится в тяжелой жизненной ситуации, к примеру, есть инвалидность или человек состоит на учете в службе занятости в качестве безработного. В таком случае туроператор обязан вернуть денежные средства за тур в течение 90 календарных дней со дня предъявления указанного требования.

Что касается авиаперелетов, то там действует немного иная схема – в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 № 991.

Итак, авиакомпания имеет право изменить условия – дату, время, маршрут (изменение прямого на маршрут с пересадкой либо изменение пункта назначения на ближайший к первоначальному пункту назначения), тип самолета – или же отказаться от исполнения договора и вернуть деньги. Но при соблюдении определенных условий. Одно из них – фиксация «угрозы возникновения и (или) введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации».

Важны еще и даты. Например, вылет в Китай должен был состояться не ранее 1 февраля, по всем другим направлениям, и зарубежным, и внутренним, – после 18 марта. При этом билет должен быть приобретен до 1 мая 2020 года. Но возврат стоимости проезда в денежной форме возможен только по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Все это время будут начисляться проценты – в размере 1/365 ключевой ставки ЦБ РФ за каждый день. (Напомним, на сегодня ключевая ставка ЦБ РФ равна 4,25 %.)

В связи с пандемией нередко стали нарушаться права потребителей финансовых услуг. Речь идет о кредитных каникулах, механизм предоставления которых был подробно прописан в соответствующем законе. Однако на банковских форумах – множество историй о том, на каких «выгодных» условиях им на самом деле готовы предоставить отсрочку банки. В некоторых случаях сумма долга возрастает вплоть до 0,5 миллиона рублей.

– Кредиторы не вправе отказывать заемщику в предоставлении кредитных каникул по его заявлению, если соблюдены все условия и требования, установленные законом № 106-ФЗ вплоть до 30 сентября 2020 года, – пояснил Сергей Журавлев, управляющий Отделением Красноярск Банка России. – В случае же, если ситуация заемщика не соответствует критериям – к примеру, не произошло снижение дохода на 30 % и более, кредитор может предложить заемщику рассмотреть собственные программы реструктуризации кредитов. При этом он должен разъяснить клиенту разницу между кредитными каникулами по закону № 106-ФЗ и собственными программами.

И буквально на днях Центробанк рекомендовал реструктуризировать кредиты до 31 декабря 2020 года – но уже в рамках собственных программ.

Справка

Много полезной информации – образцы претензий, исков, обзор судебной практики – можно найти на информационном ресурсе в сфере защиты прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru или же на сайте краевого Управления Роспотребнадзора 24.rospotrebnadzor.ru в разделе «Защита прав потребителей».

Защитой прав пользователей финансовых услуг занимается Банк России. С жалобами на кредитные учреждения, кредитные кооперативы, страховые организации можно обратиться в интернет-приемную учреждения по адресу cbr.ru/reception.

Срок для ответа установлен законом и составляет до 30 дней (с возможностью продления до 60 дней, если вопрос требует особенно серьезного надзорного разбирательства).

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
13 декабря 2024
Никогда нельзя забывать о людях: в Красноярске открыли мемориальную доску Владимиру Долгих
Память о выдающихся людях помогает сохранять историческое наследие региона, лучше понимать ныне живущим свои корни, традиции, культуру. Да и осознание
Без рубрики
13 декабря 2024
Шахтеры не подведут!
Генеральный директор АО «СУЭК-Красноярск» Евгений Евтушенко выступил на сессии Законодательного собрания Красноярского края с докладом о деятельности угольных предприятий. Сегодня
Без рубрики
13 декабря 2024
Секрет высокого урожая – в мастерстве и умении наших аграриев работать на грани возможного
«День урожая» в Красноярском крае – праздник не только для сельчан, но и для нас, горожан. Ведь именно деревня кормит