Старинное здание гимназии № 12 возвышается над Покровкой. Добраться до школы непросто: ученики выходят на автобусной остановке и долго идут через частный сектор по узким тротуарчикам. Но все равно родители готовы возить их сюда – через весь город. А все потому, что после обеда ребята перестают быть просто гимназистами: школьный автобус увозит их в другой корпус, где они занимаются сценической речью или совершенствуются в игре на музыкальных инструментах. Так за стандартные 11 лет они проживают две школьные жизни – общеобразовательную и творческую.
Философия преодоления
– Ребят, ну как звук вчера был? Не очень? – Ольга Васильевна Григорьева раздает тесты по русскому языку. В классе – меньше десятка учеников, вчера все они ходили на «Фишку», фестиваль школьных коллективов, и опять стали победителями. Конкурсы и выступления идут у ребят в режиме нон-стоп, перед Днем Победы особенно – гимназисты выступали перед ветеранами.
Ольга Васильевна раздает листочки с заданиями и параллельно рассказывает – о конкурсе, о самих школьниках. Вот Аня – она актриса, Никита 10 лет играл на фортепиано, а сейчас занимается на актерском отделении, Карина мечтает стать дирижером. Кажется, что она знает о своих детях все: с кем дружат, о чем мечтают, как учатся.
Учиться плохо здесь невозможно: три старших класса малокомплектные. В этом девятом всего девять учеников – отсидеться на уроке или не сделать домашнюю работу просто не получится. Ольга Васильевна спросит каждого – и по несколько раз. Когда гимназия только появилась 20 лет назад, такое было возможно: сюда брали лучших – самых одаренных, и воспитывать их предполагалось индивидуально, поэтому на параллели так мало девятиклассников, да и десятиклассников тоже. Сейчас нормативы изменились, и первоклашек набирают по 25 человек в класс. Хотя ведущий гимназический принцип остался неизменным: сюда берут тех, кто собирается связать свое будущее с творчеством – выпускников с удовольствием ждут в академии музыки и театра. Вдохновителями создания гимназии были педагоги академии. Преподают здесь тоже лучшие: директор Анна Дмитриевна Якобсон приглашала педагогов академии и учителей из других школ. Так сюда попала и Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы.
– Я работаю в гимназии с 2002 года, – говорит Ольга Васильевна. – Конечно, когда только перешла, все было необычным – здесь настолько другие дети! Талантливые, мотивированные, увлеченные. И вот этот интерес к предметам постоянно нужно поддерживать. Поэтому мы, учителя, должны быть творческими, активными, ярко проявлять свою жизненную позицию. Выявить творческие способности учащихся, приобщить их к традициям культуры России, поэтическому наследию помогает внеклассная работа: праздники, литературные гостиные, викторины…
Последняя литературная гостиная была посвящена поэзии Серебряного века и современной рок-поэзии. Результат удивил и самого учителя, и гостей той литературной встречи.
– Это был праздник поэзии и музыки. Ребята смогли прочувствовать, донести до зрителей трагедию той эпохи, – вспоминает Ольга Васильевна. – Современная рок-музыка – Чичерина, Шевчук, Арбенина, «Агата Кристи» – связала две эпохи. Она оказалась удивительно созвучна поэзии Серебряного века.
Отличительная черта этого учреждения, которая не прописана в официальных документах, но хорошо известна каждому ученику, – преодоление. Нужно преодолеть себя, чтобы быть лучшим в математике, русском, сольфеджио.
– Быть сильным, целеустремленным, усидчивым, иначе в школе будет очень сложно, – дополняет она. – Дети часто участвуют в конкурсах, потом приходится программу наверстывать. Мы не имеем права отстать по программе только потому, что ребенок уехал на конкурс. Индивидуально работаем с каждым учеником – наверстываем программу.
«Хочу стать учителем»
Из школьного кабинета переходим в репетиционный зал, здесь ребята проводят все свободное время. Класс превращается в группу Unknown. Пока о них никто не знает, но – без сомнений – их имена скоро зазвучат в театрах, оркестрах, группах по всему миру. Практика показывает, что так случается почти с каждым выпуском гимназии. Сейчас ученики Ольги Васильевны работают не только в театрах края, России, но и за рубежом.
– Мы объединились в группу только полтора года назад, – рассказывает Евгений Гаврилов, пока ребята с профессиональной ловкостью готовят аппаратуру. – Легкий рок, попса, сейчас есть совместные проекты с народными исполнителями. Этноджаз – играем все, пробуем себя, ищем.
После окончания школы Евгения ждут на вокальном отделении академии музыки и театра – он видит себя певцом. Прокудина Карина пойдет на дирижерское, а Реброва Аня – на актерское. Уже в 9-м классе эти ребята знают, чему посвятят свою жизнь, – в современном мире этой уверенности можно только позавидовать.
– А я поступлю в педуниверситет – хочу быть учителем математики, – вдруг удивляет Никита Маады, он 10 лет «отыграл на фортепиано», перешел на театральное отделение, а теперь вдруг – математика.
– Но я все-таки параллельно хотел бы заниматься музыкой! – с улыбкой успокаивает он. – Подыгрывать в каких-нибудь группах, а так я думал прийти в нашу школу. Ко мне и дети обращаться будут, это ведь здорово, когда учитель играет в группе.
Задача гимназии – воспитывать разносторонне развитую личность, не только театрала или музыканта. Общеобразовательный блок дается настолько серьезно, что гимназия невольно подпитывает не только театральные и музыкальные вузы: выпускников, сдающих ЕГЭ на отлично, готов принять любой университет.
Но главным все-таки остается творчество.
«Мы – другие. И понимаем это»
– Мы заняты 24 часа – учимся сценическому движению, сценической речи, искусству гармонии – и все это складывается в единое целое, – объясняет Евгений Гаврилов. – В нас всех, как я считаю, заложена нотка прекрасного: я понимаю, что такое классическая музыка. Когда я говорю, что слушаю Бетховена, не многие это воспринимают.
– Мы не зазнаемся, – подхватывает Никита. – Но чувствуем, что мы другие. Даже в плане обучения: наша программа сложнее, мы знаем несколько больше – особенно по русскому и математике.
Ребята начинают дополнять друг друга, чтобы мы ни в коем случае не подумали, что, кроме классики, они ничего не признают. Нет, есть современная музыка, есть джаз, который, как говорит Аня Реброва, «въедается» – и весь день после занятий ходишь и только его поешь. Удивляет, насколько серьезно – взросло – рассуждают эти дети, уже начавшие осваивать свою профессию, не раз выступавшие перед самой разной аудиторией. Пусть не все точно определились, куда они пойдут, уверенность в себе и своем пути ощущается на физическом уровне.
– В гимназию я пришла в 7-м классе, – вспоминает Кристина Гореликова. – И, знаете, главным плюсом этой школы стало то, что я открылась как личность. Это умение держаться на сцене, больше уверенности в себе, это целеустремленность. Стержень такой заточили в нас. Я точно свяжу свою жизнь с искусством, скорее всего, пойду на театральное отделение в академию. В другом я себя не вижу и не представляю. Для меня театр – самое главное, что сейчас есть.
Из четырех отделений – музыкальное, вокально-хоровое, хореографическое и театральное – ребята могут выбрать любое. И также могут поменять «специальность» – перейти, например, с вокала на театральное. Так многие и поступают, стараясь раскрыться и найти себя. Радует, что гимназия всегда держит двери открытыми: попасть сюда можно фактически в любой класс – было бы соответствующее призвание.
В этом девятом классе – на удивление – не чувствуется конкуренции, хотя, казалось бы, в сообществе, где каждый – звезда, этого следовало ожидать.
– Мы все команда, дружим, вместе учимся и развлекаемся, – ребята взахлеб рассказывают о викторинах, конкурсах, флешмобах, которые они проводят – не без помощи учителей, конечно же.
Все это настолько не похоже на типичный школьный социум, а уж тем более на стереотипные представления об элитной школе, где учатся только особо одаренные, что с первой же минуты проникаешься к ребятам симпатией. Хочется прожить свои школьные 10 лет заново, но уже в этом старом здании, возвышающемся над городом.