«Есть обычай на Руси ночью слушать Би-би-си» – была в советские времена такая диссидентская прибаутка.
Правда, лично убедиться в существовании обычая как-то не довелось. То ли потому, что дома не было хорошего приемника, то ли оттого, что по ночам я обычно спал, а вернее всего – по причине абсолютно лояльной к власти среды. Ни одного живого диссидента я, честно говоря, не встречал, – среди друзей и знакомых моих родителей таковых не водилось.
Но тем не менее присказке этой вполне верю – и не только потому, что об этом говорили многие, в том числе уважаемые люди. Советский информационный ассортимент был, пожалуй, беднее ассортимента продуктового и товарного, а хуже всего то, что он был практически одного вкуса – сладенький. Власть говорила, что так она бережет граждан от ненужных переживаний, однако переживания, как выяснилось, были очень даже нужными и в их поисках граждане ходили на сторону – собирали страшные сплетни или крутили по ночам ручки приемников…
Позже я убедился, что в те времена вражьи голоса вещали примерно о том же, о чем сегодня вещает любой «независимый» информресурс, не обязательно оппозиционный – т. е. о том, как все на самом деле плохо. Также голоса рассказывали о катастрофах и прочих ЧП, о которых советская пресса если и упоминала, то мельком. На фоне сладенького официоза это выглядело откровением, и люди в нем нуждались, как выяснилось, даже лояльные. До сих пор помню, как в 90-м году в Новосибирске начала выходить мелкая газетка «Час Пик», публиковавшая сплошную криминальную хронику. Желание знать, кто кого убил, ограбил, изнасиловал, было настолько массовым, что моя ныне покойная теща вставала в шесть утра, чтобы занять очередь у киоска.
Так у вражьих голосов появлялись конкуренты, которые со временем (и без всяких «глушилок») сделали их голосами вполне заурядными. Теперь беда в другом: не знаешь, куда деваться от этих бесконечных катастроф, скандалов и светской грязи; еще труднее разобраться в многообразии комментариев, особенно когда они делаются не по поводу, а назло другим комментариям.
На таком фоне выглядит, мягко говоря, не совсем понятным объявленное по всем каналам намерение США послать свои «информационные войска» в российские социальные сети. Внешне это выглядит как попытка взбодрить захиревшие идолища – «Свободу» и «Голос Америки», – но, честно говоря, страсть как интересно узнать, чем они сейчас-то хотят удивить?
Один эксперт сказал, что теперь эти самые войска не будут представлять альтернативную точку зрения на события, а всецело посвятят себя разоблачению лживой российской пропаганды, запустившей «механизм всемирной дезинформации». В частности, есть такой проект «съемка против съемки», в рамках которого «свободовцы» станут ежедневно тыкать наше официальное ТВ мордой в его же художества. Как это будет выглядеть, предположить пока сложно, но можно. К примеру, покажет программа «Время» высадку десантников в Арктике, а вскоре в «Одноклассниках» вылупится ролик о том, что на самом деле русские начали оккупацию Норвегии. Утром – об открытии больницы в Крыму, вечером – о том, что все медучреждения на полуострове разрушены. И т. д. и т. п.
Что же здесь, спрашивается, нового? Ничего. Этим вражьи голоса занимались в советские времена – с той лишь разницей, что тогда публику шокировали разглашением замалчиваемых фактов, а теперь на вооружение берется фальшивка либо откровенный бред. Последний, кстати, не стоит недооценивать – иногда это очень действенное средство, например, в наглухо закрытых или обозленных обществах, – но казус в том, что и бредом русскоязычный медийный рынок затарен, как и любым прочим товаром. Кому приятно знать, что на крымском референдуме под видом домохозяек проголосовало 800 тысяч завезенных агентов ГРУ, а по Донецку лупцует российская артиллерия, тот всегда найдет место, где это удовольствие можно получать регулярно.
Все так или иначе стремится к тому, что вернуть былую славу вражьим голосам (пусть теперь это будут информационные войска, называйте как хотите) можно только в том случае, если Россия оборотится Советским Союзом, а это еще больший бред, чем гэрэушники на референдуме…