Он услышал и заговорил

История преодоления

Он услышал и заговорил История преодоления

Паше 15 лет. Он учится в школе, шутит с друзьями, общается с родителями, иногда зависает на телефоне, обсуждая со сверстниками горячие новости. Обычный подросток со всеми сложностями переходного возраста, увлечением горнолыжным спортом и большими планами на будущую счастливую жизнь. Паша родился глухим. Услышать мир во всем многообразии звуков ему позволила сложнейшая операция и титанические усилия родителей и сурдопедагогов, научивших ребенка понимать речь и самому говорить.

Чудо пробуждения слуха

В семье Казаковых считают: любая проблема решаема. Медицинские технологии шагнули так далеко, что помогут исправить то, что недодала человеку природа. О том, что малыш не совсем обычный, мама начала догадываться, когда Паше исполнилось три месяца. Мальчик не реагировал на бытовые шумы. В сурдоцентре диагностировали четвертую степень потери слуха. Паше купили слуховой аппарат, ребенок начал заниматься с сурдопедагогами. Результаты были, отмечает мама, но не такие, как хотелось бы. Для здоровой, слышащей семьи глухой ребенок – трагедия.

Мама Паши Юлия Вениаминовна с горечью вспоминает взаимные обиды супругов, поиски виноватых в том, что ребенок получился с ограниченными возможностями. Все это нужно было пережить и сохранить в семье климат любви и общности.

Все силы родителей были брошены на социализацию сына. Папа встал на роликовые коньки и гонял вместе с мальчишками. Мама осваивала новые технологии реабилитации ребенка. Занятия с сурдопедагогами сопровождали Пашу с первых дней его жизни – и в медицинских учреждениях, и в детском саду, и в школе.

– Моему ребенку было шесть лет, когда в России начали делать кохлеарную имплантацию. Первыми ее освоили медики Москвы и Санкт-Петербурга, в Красноярске к неизвестному продукту относились с опаской, – рассказывает Юлия Казакова. – А мы, родители, в Интернете узнавали, что это за операция, изучали, смотрели, мечтали.

Это было настоящее чудо. С помощью вживленных во внутреннее ухо электрода и чипа удавалось вернуть слух. Правда, стоил импортный имплант запредельные суммы – 1 млн 200 тыс. рублей (производят их фирмы в Америке, Франции, Австралии, Швейцарии). Две красноярские семьи уже начали думать, где взять кредит на операции детям, но кто-то подсказал: обратитесь к губернатору. Письмо Александру Хлопонину, который в то время возглавлял край, сработало. Уже через три месяца трем детям сделали кохлеарную имплантацию: в Красноярск пригласили главного отоларинголога России с оперирующей бригадой.

– Это был праздник, – говорит Юлия Вениаминовна. – День операции мы отмечаем как второе рождение ребенка. После того как имплант подключили, Паша начал воспринимать тихие звуки. Он впервые услышал, как журчит вода, льющаяся из крана, как шуршит целлофановый пакет, как поют птицы. Это было такое удивление!

Но операция – только первый шаг на пути к выздоровлению. Дальше начинается реабилитация. Ведь ребенок, раньше живший в вакууме, должен распознать, что он слышит, научиться воспроизводить звуки. Для него окружающие люди говорят на иностранном языке. Задача педагогов – научить малыша понимать эту «китайскую грамоту».

Трудный путь реабилитации

Павел Казаков– Нельзя сказать, что это был легкий путь, – говорит о реабилитации сына Юлия Вениаминовна. – Когда нам сделали имплантацию, педагоги в крае не были готовы работать с такими детьми. Я начала искать возможности, и мы поехали на всероссийскую реабилитацию в Анапу. Оттуда я вернулась с четким пониманием, что делать.

Слухоречевая реабилитация занимает не один месяц. Нередко людям с имплантами приходится заниматься со специалистами всю жизнь. Мама в одиночку с таким объемом работы не справится. Нужна команда сурдопедагогов, логопедов и соратников – родителей таких же детей с ограниченными возможностями.

Паше операцию сделали восемь лет назад, а в 2012 году в Красноярском крае появилась общественная организация «Говорим и слышим», в которую вошли семьи малышей с кохлеарными имплантами и слуховыми аппаратами. Сегодня она насчитывает 250 членов, за восемь лет в Красноярске сформировалась и команда педагогов, работающих с такими детьми. Родители первых прооперированных ребятишек делились опытом с новичками, настраивали родителей на победу над глухотой малыша, а также организовывали семинары и мастер-классы известных питерских и московских светил сурдопедагогики. А потом вышли с предложением к министерству социальной политики края организовать коллективные выезды в детский санаторий «Жарки». Летом 2014 года члены общественной организации «Говорим и слышим» впервые получили бесплатные путевки. На ту сессию пригласили специалистов кохлеарной имплантации, настройщиков аппаратов. Оплатить работу светил помогли спонсоры.

Нынче в конце июня ребята и родители снова едут в «Жарки» – уже пятый раз. Члены общественной организации набираются опыта, сил на дальнейшую реабилитацию и радуются от души. В «Жарках» еще не видели столь сплоченной и веселой команды.

– Необходимо поддерживать друг друга, – считает председатель общественной организации «Говорим и слышим» Юлия Казакова. – На первую реабилитацию с глухим ребенком приезжает потерянная мама. А через год, когда малыш прооперирован, начинает говорить и показывать хорошие результаты, мама уже слезы не льет. Она счастлива, потому что есть и решение, и поддержка более опытных товарищей.

Всем вместе можно преодолеть все проблемы, уверены общественники, главное – не молчать, стучаться в двери. В прошлом году, например, государство выделило средства на замену внешней части импланта (на нее дается гарантия пять лет), 30 семьям посреди учебного года предстояло ехать в Москву. Общественная организация написала письмо в Минздрав России, и аппараты привезли в Красноярск.

Особенный? Нет, обычный!

Сурдопедагогика – дело тонкое

занятияДля обучения детей, прошедших кохлеарную имплантацию, родители зачастую выбирают красноярскую школу № 17. Здесь с 1999 года работают со слабослышащими ребятами. Они учатся как в специальных классах, так и в общеобразовательных – сидят за одной партой с обычными детьми, выполняют те же задания. Мальчишки и девчонки с аппаратиками за ухом здесь не редкость.

Сурдопедагог школы № 17 Наталья Ольховская поясняет: все дети учатся в одних условиях. В учебном заведении стараются не акцентировать внимание на особенностях ребенка. Возможно, именно в этом секрет успеха. Окончившие общеобразовательную школу слабослышащие ученики получили достойное образование и устроились на хорошую работу. Конечно, они получают пенсию по инвалидности, но для каждого человека важно самому иметь возможность заработать на жизнь себе и своей семье, а потом правильно потратить средства.

– Для нас главное – социализировать детей, – говорит Наталья Ольховская. – Они не должны выделяться в обществе. И если педагог понимает суть проблемы, реабилитация ребят идет успешно. Существуют свои требования к обучению слабослышащих. Такой ученик должен сидеть на первой парте, а учитель – преподавать предмет, четко выговаривая слова.

Уроки в школе обязательно сопровождаются занятиями с сурдопедагогом. Здесь ставят речь, учат правильно произносить звуки. Уровень речевого развития ребят разный. Кому-то требуются индивидуальные мастер-классы, кому-то групповые. Результат один: в школу пришел особенный ребенок, а вышел обычный.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного