Опорный вуз

Красноярская высшая школа нуждается в поддержке

Опорный вуз Красноярская высшая школа нуждается в поддержке


Депутаты Законодательного собрания края уделяют большое внимание контрольной деятельности. Практика сессионных отчетов ключевых фигур исполнительной власти стала уже традиционной. На этот раз перед народными избранниками выступила заместитель председателя правительства края Наталья Рязанцева. В основе ее отчета – основные направления развития науки, высшего образования и инноваций в регионе, а также доклад о работе агентства науки и инновационного развития края, которое находится в ведении заместителя председателя правительства. Основная задача агентства, созданного в марте 2015 года, – государственная поддержка научной, научно-технической и инновационной деятельности для создания оптимальных условий ее развития.

Как сообщила Наталья Рязанцева, в рамках приоритетного направления по повышению эффективности научно-образовательного комплекса и инновационной системы региона в интересах социально-экономического развития края создается совет по научно-техническому и инновационному развитию при губернаторе.

Также ведется работа по привлечению федерального финансирования на поддержку существующих и перспективных инновационных проектов в регионе. Ожидается, что в 2015 году будет привлечено на развитие инновационной деятельности в регионе 274,2 млн рублей из средств федерального бюджета при софинансировании из краевого бюджета в сумме 48,1 млн рублей.

Кроме того, планируется выдвинуть Сибирский федеральный университет для участия в конкурсе на поддержку вузов «5–100». Совместно с агентством молодежной политики создана рабочая группа по разработке концепции стратегического управления талантами в Красноярском крае. Также подготовлена концепция развития краевого фонда науки.

После отчета депутаты задали ряд острых вопросов. Вице-спикер Алексей Клешко поинтересовался:

– Какие меры предпринимает правительство края, чтобы не были ликвидированы академия музыки и театра и художественный институт в Красноярске? Угроза такая возникла в связи с результатами аттестации вузов. Как мы собираемся бороться за наш педагогический университет, чтобы он не оказался закрытым как неэффективный? Пока там ситуация очень тяжелая.

Вера Оськина уточнила:

– Есть ли у вас понимание, как работать с вузами, которые вы отметили в своем докладе, есть ли понимание, как сделать так, чтобы они вошли в десятку лучших в стране?

Николай Креминский поднял тему получения субсидий сельхозтоваропроизводителями:

– Одним из условий получения господдержки является наличие на предприятии квалифицированных, имеющих высшее образование кадров. Но агрономов, зоотехников, ветеринаров на селе практически нет.

Анатолий Матюшенко обозначил такую проблему:

– Подъем высшей школы экономики связан с инновациями, и прежде всего с развитием высшей школы в крае. А мы практически все последние годы отмечаем ее отрыв от реальных объектов экономики.

Заместитель председателя правительства края дала довольно обстоятельные ответы по обозначенным темам, однако не все они удовлетворили депутатов. Заинтересованная дискуссия на сессии продлилась больше часа.

КОММЕНТАРИЙ

УссАлександр УСС

председатель Законодательного собрания края

– Меня несколько удивили некоторые вещи, касающиеся неоднозначной оценки состояния высшего образования в Красноярском крае. Я являюсь председателем координационного совета по высшей школе всей Сибири, и общая картина мне известна. Сегодня лицо высшего образования Красноярского края – это Сибирский федеральный университет, даже исходя из числа студентов, в нем обучающихся. Когда мы создавали СФУ, то вузы, которые сейчас входят в его состав, занимали в рейтинге 70-е, 80-е место и так далее… Сегодня СФУ занимает 14-е место в России. В стране около пятисот вузов, включая старейшие, имеющие богатую историю. И вот появился «вуз-выскочка», и он стал 14-м. Это наше достижение. К нам никто не присылал из Оксфорда преподавателей, мы это сделали с вами вместе, своими руками и с теми же людьми. Даже если СФУ будет занимать 20-е, 25-е место в ближайшие десять лет, это будет означать, что мы спасли высшее образование Красноярского края. Опорный вуз – этот тот, который воспроизводит культурные коды, характерные для всех регионов. Одним словом, нам надо вместе еще многое обсуждать и делать.

Кадровый дефицит

В школах края насчитывается 637 вакансий учителей

На том же заседании сессии вниманию депутатов был представлен отчет министра образования Светланы Маковской. Она рассказала о том, что на реализацию государственной программы «Развитие образования» направляется более 20 процентов краевого бюджета. Расходы ежегодно растут и в 2015 году составляют 44,3 млрд рублей. Сеть образовательных учреждений края включает в себя более двух тысяч учреждений.

В своем выступлении министр рассказала о достижениях, проблемах и основных задачах, стоящих перед отраслью образования. В настоящее время более 115 тыс. (91,3 %) детей в возрасте от 3 до 7 лет получают услугу дошкольного образования. За семь лет в системе дошкольного образования края было создано около 42 тысяч дополнительных мест. В 2015 году запланирован ввод еще 13 084 мест.

Что касается общего образования, то в 2015 году в крае 116 школьников получили по 100 баллов. По сравнению с 2014 годом выросла доля участников ЕГЭ, набравших высокие баллы по физике, химии, биологии, информатике и ИКТ, обществознанию.

Как считает министр образования, одним из важнейших условий получения качественного образования является наличие квалифицированных кадров. В общеобразовательных организациях края работает около 22,5 тысячи учителей. В настоящее время в школах края насчитывается 637 вакансий, из них более половины – в сельских школах. Наиболее востребованными являются учителя иностранного языка, начальных классов, математики, русского языка и литературы.

Депутат Павел Семизоров спросил:

– Почему в сельских школах теперь нет подготовки по рабочим профессиям? Некоторые выпускники оставались на селе и работали по полученной специальности. Теперь у сельских школ нет такой возможности, так как нет средств на приобретение техники?

Светлана Маковская ответила:

– Профессиональная подготовка школьников в Красноярске проводится на базе профессиональных образовательных учреждений. Мы планируем распространить этот опыт на сельские школы.

Владимир Бедарев поинтересовался:

– Будет ли сохранена система обучения в вечерней школе?

– В законе «Об образовании в РФ» нет формы «вечерняя школа», – сказала министр. – Обучение таких подростков будет осуществляться на базе общего образования, по тем же программам и с такой же итоговой аттестацией, но в вечернее время. Набор учеников на вечернее обучение будет осуществляться на базе общеобразовательных школ.

Затем слово взяла Марина Добровольская:

– С чем связаны добровольно-принудительные взносы на ремонт в образовательных учреждениях?

Ответ Светланы Маковской был четким:

– Финансирование ремонта осуществляется на уровне муниципалитетов, из-за недостатка средств действительно есть случаи, когда деньги собираются с родителей. Это недопустимо. Сбор средств возможен только по решению родительского собрания и только на нужды детей, к примеру, на дополнительное образование, но никак не на ремонт.

Завершила дискуссию председатель комитета по образованию, культуре и спорту Людмила Магомедова:

– В ближайшее время министерству необходимо вплотную заняться решением ряда вопросов по детям-сиротам: обеспечением жильем, выплатой им компенсации на аренду жилья, оплатой услуг ЖКХ и текущего ремонта и созданием специализированного жилого фонда. Проезд детей, прежде всего сирот, из северных территорий к месту отдыха оплачивается солидной суммой из бюджета. Надо провести переговоры с авиаперевозчиком о снижении тарифов. Комитет ждет от министерства поступления ряда очень важных законопроектов (к примеру, о бесплатном питании). И еще. Мы с радостью рапортуем о сокращении очереди в детские сады и строительстве новых зданий ДОУ. Но почему-то никто не говорит о том, что будет дальше, когда эти дети пойдут в школу. Во вторую смену в 2014 году обучалось 33 тысячи детей, в 2015-м – 37 тысяч, а через два года будем вводить третью смену?! Очередь перекочует в школы, и будем платить компенсацию уже за непредоставление места в школе? Есть над чем задуматься…

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного