Ориентирование по «Пушкинской карте»

Ориентирование по «Пушкинской карте»

В одной из недавних публикаций НКК рассказал о том, что к проекту «Пушкинская карта», призванному приобщить молодежь к отечественной и мировой классике и поддержать учреждения культуры, подключилось менее трети муниципалитетов Красноярского края. Примерно такова же доля молодых людей, воспользовавшихся возможностью бесплатно посещать музеи, театры, концертные залы… Можно ли говорить о том, что безусловно благое начинание «забуксовало», и если это так, то что делать?

Первое правило оптимиста

Для начала напомним, что «Пушкинская карта» – федеральный проект, действующий с 1 сентября 2021 года. Молодежь в возрасте от 14 до 22 лет, зарегистрировавшись на портале «Госуслуги», получает электронную карту, позволяющую за государственный счет оплатить билеты на спектакли, выставки, концерты. До 1 января нынешнего года сумма составляла 3 тысячи рублей, сейчас 5 тысяч рублей. Всего в программе участвует более 5 тысяч учреждений культуры России, в том числе свыше 90 из нашего региона. С февраля наряду с театрами, музеями, концертными залами к проекту подключились кинотеатры. На сегодняшний день афиша «Пушкинской карты» насчитывает более 70 тысяч спектаклей, фильмов, концертов и т. д. Каждое культурное событие, прежде чем попасть в проект, проходит через экспертные советы, ведь сверхзадача «Пушкинской карты» – показать молодежи вершины культуры, а не ее «мусорный» слой, о нем она и так знает. Карту нельзя обналичить (хотя предложения от «умельцев» в соцсетях уже есть) или продать.

Муниципалитетам и учреждениям культуры, чтобы участвовать в проекте, необходимо зарегистрироваться на портале PRO.Культура.РФ и далее следовать по указанному маршруту… Процедура несложная, особенно при наличии желания.

Проблема в том, что желание не всегда есть, о чем и говорит статистика, упомянутая в начале. Между тем, по словам члена регионального штаба «Народного фронта», модератора тематической площадки «Культура» Владимира Лузана, не участвующие в проекте теряют возможность заработать в нынешнем году почти миллиард рублей:

– Эти деньги сгорят, если не будут привлечены к реализации программы, что крайне негативно скажется на сфере культуры региона.

Но прежде чем говорить о причинах такой инертности, стоит все же отметить, что «Пушкинская карта» – проект сложный, многослойный и при этом, считай, новорожденный, десятимесячный, которому еще предстоит раскрыть свои возможности. Следуя первому правилу оптимиста, надо прежде всего понять, «что имеем», а уже потом – «чего нет», то есть посмотреть туда, где «Пушкинская карта» действительно работает.

Реклама и среда

По данным внутреннего соцопроса, в Красноярском государственном педагогическом университете им. В. П. Астафьева «Пушкинской картой» пользуются около пятисот студентов вуза. Учитывая, что далеко не все попадают в возрастную категорию 14–22, показатель вполне приличный. Исполняющая обязанности ректора КГПУ Мария Холина считает, что во многом это следствие отлаженной корпоративной рекламы:

– Мы специально организовали информационно-рекламную кампанию этого проекта: у нас есть хороший видеоролик о «Пушкинской карте», на нашем сайте и других внутренних информационных каналах постоянно обновляются новости о проекте, каждые две недели публикуем дайджест культурных событий. Если почитать указ о «Пушкинской карте», то за его реализацию отвечает сфера культуры. Но поскольку этот проект связан с молодежью, мы считаем, он и наш тоже. Тем более, говоря о формировании будущих педагогов, мы понимаем, что культурно-просветительская составляющая должна присутствовать обязательно. Да и сама возможность, которая предоставлена государством в этом проекте, уникальна.

Между тем, уверена Мария Валерьевна, реклама решает многое, но не все:

– Для того чтобы молодой человек захотел воспользоваться «Пушкинской картой», нужны, как минимум, интерес и желание, а они не возникают сами по себе. Нужна культурно-образовательная среда. Если интерес к культуре не поддерживается в семье, то его могут поддерживать школа или вуз. Поэтому очень многое зависит от того, как организована жизнь внутри образовательного учреждения.

Не повод для уныния

То, что «Пушкинская карта» пока востребована в крае не на все сто, совсем не повод для уныния, уверяет Анна Куликова, проректор Сибирского государственного университета науки и технологий им. М. Ф. Решетнева:

– Я давно работаю в сфере молодежной политики и знаю, что, по различным экспертным оценкам, активность проявляют не более 15 процентов студентов. Если «Пушкинскую карту» оформило около трети молодежи, это успешный показатель для проекта. Не могу сказать, сколько именно наших студентов к нему подключились, поскольку это банковская карта, которую студент получает сам, без участия университета, но точно знаю, что они этим сервисом активно пользуются. На мой взгляд, прекрасна сама по себе идея проекта, когда государство финансирует популяризацию классической культуры.  Много лет говорится о важности гуманитарной составляющей в образовании. Наш вуз преимущественно технический, но если будущего инженера погружать только в технические дисциплины, мы снизим его кругозор, общую культуру. Заблуждение считать, что технарей искусство не интересует. Кроме всего, карта – инструмент универсальный: молодые люди «голосуют деньгами» за то, что им действительно интересно, а учреждения культуры могут оценить, насколько они «попадают» в молодежную среду. Что касается разнообразия культурной программы, то у меня есть ощущение: «Пушкинская карта» открывает для молодежи практически все, что можно открыть. Думаю, неплохо было бы добавить еще и спортивные соревнования, ведь болеть за наших – часть национальной идеи.

Статистика как вызов

Для культурных учреждений участие в проекте – не только поддержка, но и повод искать новые формы работы.

– По «Пушкинской карте» приобретается 21 процент билетов, а это довольно большое количество, – говорит Айгуль Суюндикова, заместитель директора Красноярского музыкального театра. – Под действие «Пушкинской карты» подпадает практически весь наш репертуар. Более того, режиссеры уже думают о новых постановках для молодежи, которые вошли бы в этот проект. То, что только около трети территорий и молодежи в крае участвуют в проекте, это, конечно, плохо, но для нас означает: нам есть куда двигаться – выходить на сближение со школами, вузами, колледжами, чтобы молодые люди больше знали о «Пушкинской карте». Такая статистика – своего рода вызов, необходимость использовать новые форматы. Например, мы стали выезжать с проектом «Пятый элемент» в образовательные учреждения, в музыкальные школы, в школы искусств и увидели живой отклик у детей. Они разговаривают с артистами, на себе ощущают магическое влияние театра. Думаю, это побуждает их к тому, чтобы зарегистрироваться на портале и получить «Пушкинскую карту».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
7 мая 2024
День Победы – до и после
Предлагаем вам проверить свои знания по истории Великой Отечественной – ответить на несколько вопросов, связанных с окончанием войны и Днем
Без рубрики
6 мая 2024
Нить, которую нельзя разорвать
Сегодня и участники спецоперации, и молодежь из патриотических клубов говорят: для них важна история Великой Отечественной войны, память о предках
Без рубрики
5 мая 2024
Деды победили, и мы победим!
Сегодня все чаще из уст российских политиков разного ранга, высокопоставленных военных, участников СВО можно услышать слова о том, что между