На состоявшейся вчера сессии Законодательного собрания одной из важнейших тем был ежегодный доклад уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Семена Пальчина о проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных жителей Севера в 2014 году. В основу его доклада легли обращения граждан, общественных объединений, информация, полученная в ходе личных встреч, а также в процессе взаимодействия уполномоченного с органами государственной власти и местного самоуправления.
На сессии депутатов проинформировали о том, что в 2014 году в адрес уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае поступило 67 жалоб и обращений. Впервые за последние годы их число снизилось, и значительно. Для сравнения, в 2013 году было зарегистрировано 122 обращения. В докладе отмечена положительная работа муниципальных властей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, откуда стало поступать на треть меньше обращений от жителей.
Права не учитываются
По мнению Семена Пальчина, серьезного внимания заслуживают коллективные обращения в адрес уполномоченного. Показательно, что темы коллективных жалоб одновременно и самые распространенные. Более чем в 70 % обращений поднимаются вопросы природопользования и доступа к рыбопромысловым, охотничьим угодьям и оленьим пастбищам, 20 % обращений связаны с невозможностью получения качественных муниципальных и государственных услуг.
– В условиях внедрения в законодательство РФ принципов платности за пользование земельными, биологическими ресурсами на конкурсной и аукционной основе не учитываются законные права и интересы коренных малочисленных народов, что сводит на нет принимаемые в последние годы меры социального и экономического характера. И, как следствие, положение коренных малочисленных народов продолжает ухудшаться, – констатировал докладчик.
Он привел впечатляющий пример. Родовая община КМНС «Ямбукан» («Полноводный») Эвенкийского муниципального района решила закрепить за собой на праве аренды свои исконные родовые земли. По заказу и за счет общины были проведены необходимые работы по формированию и описанию границ и характеристик соответствующего лесного участка площадью 237 280 га. На аукционе был четко указан вид использования лесов: ведение сельского хозяйства (северное домашнее оленеводство). Однако кроме заявки общины на аукцион была подана еще одна заявка – от ООО «Дрофа» из Самарской области. В результате аукциона победило ООО «Дрофа», повысив цену участка с начальных 12 тысяч рублей почти до 5 миллионов.
Нарушения прав северян:
— ограниченный доступ, а в некоторых случаях и невозможность получения качественных государственных и муниципальных услуг;
— проблемы с природопользованием, связанные с ограниченным доступом к рыбопромысловым, охотничьим угодьям и оленьим пастбищам;
— ограничение территорий традиционного природопользования;
— трудности с возмещением убытков от хозяйственной деятельности недропользователей;
— невозможность документально подтвердить свою национальную принадлежность.
Нет четкой программы
В докладе уполномоченного звучало много критики. Он отметил, что в крае отсутствует четко и ясно сформулированная рыболовная, рыборазводная политика, нет рыбной отрасли как таковой, несмотря на то что ресурсы северного рыболовства велики. Затронуты в докладе и проблемы взаимоотношений с крупными недропользователями, которые получают миллиардные прибыли, а местное население по-прежнему живет в ветхом жилье.
Традиционный ежегодный доклад Семена Пальчина был ярким и эмоциональным. Не менее горячим получилось и его обсуждение.
Депутат Марина Добровольская пожаловалась на эффект дежавю, отметив, что проблемы, о которых Семен Пальчин уже больше пяти лет говорит с трибуны, точь-в-точь повторяются из года в год. По ее мнению, депутаты следующего созыва также будут слышать «абсолютно искренний и человечный призыв одуматься и посмотреть в сторону Севера».
– Я буду говорить об этих проблемах, пока они не будут решены, – ответил с трибуны Семен Яковлевич, заметив, что положительные моменты, конечно же, есть, но говорить о достижениях – это работа не его, а скорее правительства.
Председатель Законодательного собрания Александр Усс посчитал необходимым уточнить вопрос Марины Добровольской:
– Это не претензия к вам. У всех, кому адресуются ваши предложения, к сожалению, не хватает – у кого ответственности, а иногда просто реальных возможностей для того, чтобы добиться каких-то сдвигов. Мы должны с большей настойчивостью и конкретностью говорить о мерах, которые можем и должны все вместе предпринять после такого рода доклада.
Депутата Людмилу Магомедову в докладе уполномоченного заинтересовала статистика: количество жалоб в крае от коренного населения за год снизилось в два раза, а по Эвенкии, наоборот, увеличилось.
– Что не так на территории? – спросила Людмила Васильевна.
Причины, по словам Семена Пальчина, лежат в экономической плоскости. Раньше в Эвенкии была отлажена некая система, существовало муниципальное предприятие, которое вело традиционную хозяйственную деятельность. Сегодня оно ликвидировано. Охотники сами не могут оформить документы на промысловую территорию, на оружие.
Депутат Владислав Зырянов заострил внимание коллег на деятельности крупнейших финансово-промышленных групп, осваивающих природные богатства края:
– Я хотел бы услышать, как они взаимодействуют с коренными народами Севера, сколько школ построено, сколько снегоходов куплено, сколько детей вывезено на юг отдыхать и так далее, – и предложил отразить эту проблему в постановлении по докладу уполномоченного.
Депутаты затрагивали и другие темы: Виктор Кардашов – проблему национальных кадров в системе муниципального управления, Павел Семизоров – проблему ветхого жилья, Артем Черных – проблему утилизации отходов в северных территориях. Заместитель председателя профильного комитета Валерий Вэнго с болью говорил о скрытой безработице среди коренного населения, достигающей 50 и даже 60 процентов:
– Длительная безработица приводит к снижению мотивации к труду, к снижению квалификации и, в конечном счете, к деградации населения.
Валерий Сергиенко задал вопрос по существу: не пора ли вернуться к особому статусу северных территорий и принять соответствующий закон? И даже предложил вновь сделать эти территории округами. Необходимость принятия подобного закона затрагивали в своих выступлениях председатель профильного комитета Анатолий Амосов и депутат Николай Фокин.
Ждать нельзя
Свое мнение по итогам доклада обозначил губернатор края.
– Безусловно, мы обсуждаем сущностные, жизненно важные вопросы и в целом развитие северных территорий края, жизни коренных малочисленных народов Севера, – отметил Виктор Толоконский. – Первое: нам действительно нужен закон края об особых подходах к развитию наших национальных районов – Таймыра и Эвенкии. Проект такого закона в основном сформирован. Этим активно занимался комитет, который возглавляет Алексей Михайлович Клешко, этим занимается Юрий Николаевич Захаринский со своими коллегами. И я думаю, что мы должны к первому чтению этот закон точно сформатировать. Он должен отразить позицию органов власти края: к этим районам мы должны подходить по-особому – по функционированию органов государственной власти – и федеральных, и краевых на этой территории; по особому режиму землепользования и пользования биологическими природными ресурсами и по особому бюджетному финансированию развития социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры. Все тут решаемо, на мой взгляд, и этим сейчас нужно более акцентированно заняться. Больше мы ждать не можем.
По результатам обсуждения доклада правительству края рекомендовано разработать до 1 июня 2015 года план мероприятий по реализации прав коренных малочисленных народов на территории края с учетом проблем, указанных в докладе уполномоченного, а также сформировать рыбопромысловые и охотопромысловые участки для осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов с учетом мнения их уполномоченных представителей; разработать подпрограмму краевой госпрограммы «Развитие здравоохранения», направленную на обеспечение доступности медицинской помощи для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, где, в частности, предусмотреть строительство модульных зданий медицинских организаций в поселениях, расположенных в местах традиционного проживания КМН, и организацию комплексных медицинских обследований для кочующих оленеводов и охотников.