Давно уже заметила, что люди в автобусах перестали смотреть в окна. Все внимание приковано исключительно к экранам мобильных телефонов. Наверное, думают, что ничего нового на улицах города они увидеть уже не смогут: да и разве это не так? Ежедневно мы проезжаем мимо одних и тех же домов и скверов. Правда, при этом даже не догадываемся об удивительной истории многих объектов. Сегодня я предлагаю совершить путешествие во времени. Увидеть Красноярск сразу нескольких эпох.
Вот Стрелка. Именно здесь на протяжении ста лет острог, заложенный казаками в 1628 году, играл роль форпоста. Постепенно город расширялся и почти двести лет спустя приобрел статус губернского.
Вот музей Василия Сурикова – казачий дом, построенный в начале 1830-х годов из лиственницы и защищенный от пожаров каменной стеной – брандмауэром. По этой усадьбе можно судить, как выглядели дома в нашем городе в то время.
Дом офицеров – здание, построенное в 1913 году по проекту известного красноярского архитектора Владимира Соколовского для городского Общественного собрания в стиле ампир, выбранном в связи с двумя значимыми юбилеями – столетием победы русских войск в войне 1812 года и трехсотлетием царствования Дома Романовых. Недалеко здание бывшего кинотеатра, построенное по плану, заказанному в Париже, который впоследствии дорабатывал красноярский архитектор Сергей Движенко.
Исторических памятников у нас сохранилось не очень много. Город несколько раз горел да и просто перестраивался. А доминанты застройки города – соборы были разрушены. Причем один из них – Воскресенский, на месте которого находится БКЗ, снесли не так уж давно.
Казалось, сейчас стоило бы остановиться и задуматься над сохранением тех немногих исторических памятников, что буквально уже пунктиром нанесены на карту современного центра города. Почетный житель города Арэг Демирханов в одном из интервью признался: «Начавшаяся застройка площади имени 350-летия Красноярска, которая мной задумывалась как просторный городской форум, раскрытый к реке и заречным далям, – моя личная драма…»
Не успеваешь смириться с одним «шедевром», как мгновенно появляется другой. Не так давно я с ужасом наблюдала, как на Стрелке вырос автосалон с видом на Енисей. Напрашивается вопрос специалистам: разве культурно-исторический центр не должен в принципе исключать объекты подобного назначения? Конечно, нельзя поместить часть города под колпак и сохранить его в том же состоянии, что и 50 лет назад. Но, наверное, к зданиям, которые располагаются в центре, должны предъявляться особые требования? Среди такой городской среды растут дети, которые потом будут считать, что несколько десятков квадратных метров земли возле красивейшей сибирской реки, закатанные под автостоянку в самом центре города, – это совершенно нормально.
Не так давно увидела информацию о московском проекте, который пользовался большой популярностью, – «Выход в город». Преподаватели МАРХИ проводили бесплатные экскурсии по историческим зданиям. Может, и нам сделать нечто подобное? По крайней мере, пока еще есть что показывать.
«Поставили амбар четырех сажен»
Благодаря некоторым сохранившимся документам мы, хоть и примерно, можем себе представить, как выглядел город почти 400 лет назад…
Острог Качинский (так назывался Красноярск в самом начале) был срублен всего за несколько недель. «Город» расположился между Енисеем и Качей в виде двойного острога, делившегося на «малый» – крепость и большой город – посад. Крепость была обнесена высокой стеной с четырьмя дозорными башнями по углам. Внутри же острога «поставили амбар четырех сажен для хлебных запасов, да съезжую избу – трех сажен и тюрьму и воеводской двор…». В крепости были возведены необходимые для того времени постройки – Преображенская церковь, воеводская канцелярия, гауптвахта, кладовые, комендантский дом, пороховой погреб и пушечный цейхгауз.
Примерное представление об облике города можно получить из описания, сделанного после экспедиции историка Миллера: «В 1739-м на посаде Красноярска были 350 дворов, Покровская церковь, рынок и винный подвал». Так как в городе селилось немало выходцев с русского Севера, планировка и внешний вид жилых домов были очень схожими – высокие бревенчатые избы с массивными воротами. Первое крупное каменное здание города – Воскресенский собор на Стрелке – начинают строить в 1759 году. Возводили его с помощью мастеров из Енисейска. Но собор, как и большое количество храмов, выстроенных позднее в Красноярске, до наших времен не сохранился. И теперь старейшим памятником исторического центра города признают Покровскую церковь на ул. Сурикова.
Мощный импульс для своего развития город на Енисее получил с конца 1822 года, став центром Енисейской губернии. Примерно к этому периоду относится появление одного из самых известных символов города – часовни Параскевы Пятницы. По мнению некоторых исследователей, в начале XIX века местный купец Новиков срубил деревянное здание в память о том, как он чудом спасся, попав в водоворот порожистой реки.
По другой же версии, красноярцы общими усилиями построили здание, чтобы почтить память тех людей, которые дежурили на Караульной горе еще во времена существования острога и подавали знак: разжигали костер при виде неприятеля. Только в середине XIX века на средства золотопромышленника и мецената Петра Кузнецова заложили уже каменное здание часовни. Великомученица Параскева Пятница была очень почитаемой в Сибири, поэтому часовня и получила ее имя. Часовня знаменита еще и тем, что на площадке работал художник Василий Суриков над своими этюдами, а летом 1887 года ученый, изобретатель радио Александр Попов там наблюдал солнечное затмение – исследования показали, что именно в Красноярске оно будет длиться дольше всего…
Собор разрушило землетрясение?
Многие памятники архитектуры, которые дошли до наших дней, появились в начале XX века. В середине XIX в губернском городке произошло важное событие – закладка Богородице-Рождественского собора, который сейчас пытаются восстановить – правда, на другом месте. История храма началась в 1843 году, когда купец Исидор Щеголев подал епископу Томскому и Енисейскому прошение «на устроение в Красноярске нового собора». Его было решено возвести в благодарность «за открытие в Енисейской губернии золотопромышленности и в память рождения в царской семье наследника». Проект, как известно, был изготовлен Константином Тоном – «автором» храма Христа Спасителя в Москве.
Масштабное строительство продолжалось уже несколько лет, как совершенно неожиданно часть строения обрушилась. Инженер, штабс-капитан Ле-Дантю в качестве объяснения написал – «близ полудня в Красноярске было чувствуемо землетрясение, причинившее некоторые повреждения в городских и казенных строениях». Правда, как отмечают исследователи, возможной причиной могла стать именно низкая квалификация самих строителей.
Тем не менее храм был построен и освящен в 1861 году. Располагался он на месте современного здания правительства края. Оно было построено гораздо позднее, после того, как в 1936-м храм взорвали… Величественное здание высотой несколько десятков метров на протяжении многих лет поражало гостей города, что было совсем неудивительно: Красноярск того времени был застроен одно- и двухэтажными зданиями, внешний вид которых за редким исключением вряд ли мог произвести какое-либо впечатление.
В одной из книг по истории архитектуры встретилась информация о том, что в 40-х годах XIX века правительством были разработаны новые типы «экономических построек, которые бы соединяли дешевизну с несгораемостью». И в 1910 году под руководством архитектора Л. Чернышева возвели первую глинобитно-хворостную постройку – казарму для пожарных. Строили так: солому укладывали рядами и заливали жидкой глиняной массой. Специалисты признали: материал вполне пригоден для местных условий, тем более что «постройки из глины дешевле деревянных на 25–35 процентов». Власти разрешили возводить глиняные постройки на всех улицах, кроме Воскресенской (сейчас – пр. Мира), а глину отпускать для них горожанам бесплатно. Наверное, такие дома были не очень комфортны, но некоторые современные жители наверняка бы позавидовали такому простому механизму получения недвижимости в центре города без ипотеки.
В начале 1873 года по просьбе любителей театрального искусства городские власти разрешили возвести деревянное здание театра. Выглядело оно внушительно: «Огромное деревянное здание с залом, вмещавшим до 300 человек, поставленное на высокий кирпичный цоколь и оформленное центральным четырехколонным портиком». Правда, через 25 лет его постигла нередкая для деревянных строений судьба – оно сгорело… Любитель театрального искусства Александр Петрович Кузнецов представил собственный проект театра – каменного, при этом по обе стороны по проекту планировались читальня и книжный склад-магазин. Именно их работа в перспективе должна была частично погасить расходы, связанные со строительством. Так как проект был принят в 1899 году, то городские власти постановили – «в ознаменование 100-летней годовщины со дня рождения А. С. Пушкина – наименовать Пушкинским». Здание театра построили очень быстро. Над его декорациями работал красноярский художник Дмитрий Каратанов, изобразивший на первом занавесе мотивы «У лукоморья дуб зеленый…».
Чуть позже, в 1908 году, по проекту гражданского инженера В. Соколовского был заложен каменный римско-католический храм во имя Преображения Господня, известный сейчас как Органный зал. В это же время другой, не менее известный красноярский архитектор Л. Чернышев предлагает свой проект по постройке трехэтажного краеведческого музея. В нижнем этаже по проекту отводилось место для библиотеки, склада материалов, лаборатории, а два верхних – для экспозиций. Место было отведено на углу Береговой улицы и Гимназического переулка (сейчас это ул. Дубровинского и ул. Перенсона), так как «здание на углу будет более выделяться со стороны Енисея и железной дороги». Музей начал строиться зимой на добровольные пожертвования.
Откуда в проекте именно египетские мотивы? Одна из основных версий – архитектор заимствовал идею из описаний здания, построенного на Всемирной выставке в Париже в 1878 году. В журнале «Нива» была даже фотография здания в парке Трокадеро, его фасад очень схож с фасадом нашего музея. Однако в июле началась война, и пожертвования прекратились, стройку временно заморозили. Лишь осенью следующего года было перечислено около 1 500 рублей для приспособления здания под постой войск. Там разместилось около двух тысяч человек. Интересно, что музей в этом здании начал свою работу лишь в 30-е годы XX века.
– Здесь был госпиталь, лечили тифозных больных в 20-е годы. А потом здесь размещался первый концлагерь для военнопленных, которые были сосланы в Сибирь в период Первой мировой, – рассказывала старший научный сотрудник отдела истории Красноярского краеведческого музея Людмила Грищенко.
«Элитный» дом для рабочих
Квартирный вопрос в Красноярске почти всегда стоял очень остро. Интересный материал по истории проекта жилищного комплекса уже после революции удалось найти в материалах аспиранта СФУ К. Петрова. В конце 20-х годов власти города решились на постройку дома-коммуны, который бы не только решал проблему с дефицитом квадратных метров, но и по сути создавал новый стиль жизни, облегчая быт. В жилищном комплексе предусматривалось устройство общественных столовых, библиотек-читален и яслей. Под строительство был выбран квартал между улицами Маркса и Советской (Мира) и переулками Робеспьера и Красным (ул. Декабристов). Проект поручили С. Дриженко, который в то время исполнял обязанности городского архитектора. По проекту, каменные дома в виде буквы Г должны образовывать замкнутое пространство, внутри которого хозяйственный комплекс. Предполагалось, что дома будут окружены по периметру деревьями. Между корпусами под землей планировалось строительство бетонных ледников с отделениями по числу квартир. Внутри, во дворе, думали установить снеготаялку и мусоросжигательную печь… По некоторым данным, предусматривалось, что и дрова будут «на механических подъемниках подаваться в этажи и приноситься дворниками в каждую квартиру».
Если учесть, что Красноярск в то время представлял собой большую деревню, где люди, за редким исключением, ютились в деревянных домах, не имея элементарных удобств, становится ясно: по меркам того времени это был настоящий «элитный» комплекс – и жить в нем должны были рабочие. Правда, с финансированием возникли проблемы, да и сам проект претерпел изменения и был реализован впоследствии лишь частично.
К послевоенному времени относится появление современного архитектурного ансамбля на площади Революции. Здесь были построены в том числе Дом Советов, краевая библиотека…
В советские годы в городе наблюдается настоящий строительный бум: подавляющее количество зданий – и жилых, и общественных, и промышленных, которые мы наблюдаем сейчас, – было возведено именно в это время. Красноярск стремительно расширяется. Появляются новые районы. К строительным работам в том числе активно привлекались осужденные. Вот что написано в книге воспоминаний Виктора Боровика, почетного жителя Красноярска: «Мои первые объекты – старый кинотеатр «Родина», что стал теперь актовым залом университета цветных металлов и золота, и 20-я больница, первая крупная больница города. Основная рабсила – заключенные, пятьсот человек жили в административном корпусе больницы… Сроки почти у всех пошли уж на второй десяток, и за лихое десятилетие многие из них… так мастерово научились работать руками, что такой квалификации сегодня трудно найти. Вот дверь в администрацию края. Каждый раз, открывая ее, я вспоминал и восхищался: не просто ручная – золотая! – работа зеков Вальтера Густавовича Сильда и Арвида Петровича Лаздиньша. Закончили они свою дверь в 1956 году, и сколько лет она даже не требовала ремонта! Один из мастеров – бывший владелец трех мебельных фабрик в Латвии».
Принцип экономии
Однако каких-то особенных шедевров, с колоннами и кариатидами, в то время, конечно, не возводили.
– В 70-е годы в советской архитектуре произошел переход к экономичному жилью, – рассказывает профессор кафедры «Архитектурное проектирование» института архитектуры и дизайна СФУ Александр Слабуха. – Сталинский ампир, который был едва ли не единственным стилистическим направлением в архитектуре с конца 30-х до 50-х годов, создавал в СССР образ державы – мощной, устойчивой, сильной. Но власть сменилась, были поставлены новые задачи – обеспечение широких масс людей жильем. В итоге было решено сэкономить на проектировании зданий – появились типовые проекты, экономить на материалах – перешли на полносборное строительство: кирпич заменили элементами домостроения, которые собирали на заводах. В Северо-Западном микрорайоне, Зеленой Роще появились хрущевки с крошечными кухнями и низкими потолками. Их часто ругают. Но именно такие дома помогли решить проблему с жильем.
Интересные работы, безусловно, были. Многие из них связаны с именем почетного жителя города архитектора Арэга Демирханова. Именно он работал над гостиницей «Красноярск», комплексом площади Мира на Стрелке с концертными залами и филиалом Центрального музея В. И. Ленина, проектом реконструкции и художественного оформления здания театра музыкальной комедии, фасада и интерьеров театра кукол в Красноярске…
В последние годы в Красноярске строится немало интересных с точки зрения проектов жилых зданий. Однако некоторые из них буквально «втиснуты» в уже существующую застройку, и изящно оформленный фасад новостройки смотрится на фоне однотипных хрущевок, которыми дом зажат со всех сторон, совершенной нелепицей…
Хотелось бы, чтобы многочисленные дискуссии о внешнем облике города, которые ведутся на протяжении последних лет, привели к более удачным планировочным решениям по застройке города, выгодно отличающимся от того, что мы наблюдаем сейчас.
Квартал, где остановится время
Атмосферу сибирского города собираются вот уже который год воссоздать в историческом квартале между улицами Горького, Бограда, Декабристов и Маркса. На этой территории находится более 10 памятников архитектуры. Предполагается, что квартал будет объединен с территорией Центрального парка и набережной, представляя единый комплекс, где появятся в том числе антикварная лавка и кафе. Подобный проект был реализован несколько лет назад в Иркутске и в короткий срок стал популярной достопримечательностью для туристов.
– Вопрос реанимации «реноме» исторической застройки – это главный результат работы реставраторов и властей на проекте 130-го квартала в Иркутске, – считает Александр Слабуха. – Обычные люди признали: эти районы могут быть престижными, интересными, иметь другое лицо – не в виде полуразвалившихся зданий – и плюс к этому приносить доход. С точки зрения профессионалов по реализации проекта есть вопросы.
Структура застройки несколько иная: «усадьбы» как основной единицы деревянной части города, с домом, надворными постройками, огороженной территорией, к сожалению, нет. Есть отдельные дома. Но это частности. Главное, что там переломили само представление о деревянной застройке как неэффективной, неэкономичной, неэстетичной. Что касается проекта нашего исторического квартала, я считаю, что запланированная прогулочная зона с торговыми заведениями, с элементами музейными тоже вызывает вопросы. Почему исторические здания – это обязательно музей? Объекты должны приносить деньги.
Вместе с тем это место может стать уже очень скоро едва ли не единственным, напоминающим о почти трехсотлетней «деревянной» истории города.
В каком виде это будет реализовано? Пока не ясно. В управлении архитектуры города пояснили: «проект исторического квартала проходит экспертную оценку», и «на данный момент важно согласовать его с документами зон охраны объектов культурного наследия».
«С претензией то на готику, то на модерн»
В 1913 году в Красноярске побывал полярный исследователь Ф. Нансен, в своей книге «В страну будущего» он написал: «Мы посетили городской парк, который слывет лучшим во всей Сибири. <…> Улицы в городе широкие и прямые, на главных улицах каменные дома, но большая часть построек из дерева. Красноярск красиво расположен на левом берегу Енисея, в долине, окруженной горами».
А. В. Луначарский, побывавший в нашем городе в 1923 и 1928 годах, в книге «Месяц по Сибири» писал:
«Сам город Красноярск представляет соединение, с одной стороны, большого количества заурядных провинциальных домишек, а с другой стороны – известную сумму неплохих зданий старого типа с претензией то на готику, то на модерн. Странно высится в этом городе новое здание музея, весьма элегантно построенное… Правда, кажется, что этот музей-храм немного зябнет у сварливых вод Енисея, но в общем все-таки красив…»
В конце мая 1890 года писатель А. П. Чехов по дороге на Сахалин буквально на день остановился в Красноярске и написал в письме: «Когда подъезжаешь к Красноярску, то кажется, что спускаешься в иной мир. Из леса выезжаешь на равнину, которая очень похожа на нашу донецкую степь, только здесь горные кряжи грандиознее. Солнце блестит во всю ивановскую, и березы распустились, хотя за три станции назад на березах не потрескались даже еще почки. …Красноярск красивый интеллигентный город; в сравнении перед ним Томск свинья в ермолке и моветон. Улицы чистые, мощеные, дома каменные, большие, церкви изящные… Я согласился бы жить в Красноярске. Не понимаю, почему здесь излюбленное место для ссылки».