Осваиваем стихии

Пилотом и капитаном может стать каждый?

Осваиваем стихии Пилотом и капитаном может стать каждый?

После того как автомобиль перестал для многих быть роскошью, отдельные персоны устремили свои взгляды на другие транспортные средства. Стали они осваивать искусство управления вездеходами, катерами и даже самолетами. Вряд ли подобное увлечение в ближайшее время станет массовым. Потому как затратное и есть серьезные ограничения – например, по здоровью. Но для тех, кто загорелся мечтой, в нашем крае есть все возможности ее (эту мечту) осуществить.

Корреспондент «НКК» разобрался, как это сделать и сколько это будет стоить.

Заоблачные высоты

Самый труднодоступный вид транспорта для простых смертных – самолет. Чтобы попасть на борт в качестве пилота, нужно пройти дорогостоящее и длительное обучение. К тому же учитывайте: ради чего штудировать основы навигации и управления, платить немалую сумму за практику и теорию, если не владеть самим транспортным средством или хотя бы знать, что когда-нибудь в перспективе вы его купите. Конечно, можно за определенную плату арендовать летающее средство, но это, согласитесь, совсем не то. Впрочем, если желание велико, а денег в обрез, сойдет и этот вариант.

Курсы пилотов-любителей в Красноярском крае есть на аэродроме «Кузнецово», что в нескольких километрах от Красноярска. Стоимость обучения составляет 400 тысяч рублей. Сюда входит как теория, так и практика. Два-три месяца будущий пилот проводит в классах, после этого его выпускают в небо. Сначала в ознакомительные полеты под присмотром инструктора, затем в самостоятельные рейсы. Впрочем, присмотр инструктора во время обучения обязателен во время всех полетов.

Минимум по налету для летчика сверхмалой авиации – 28 часов, для пилота-любителя – 40 часов.

Кстати, цена и условия обучения в других регионах нашей страны особо не отличаются от сибирских. К примеру, стать пилотом в Москве стоит ровно столько же – летный час обойдется в девять тысяч рублей плюс теория. Выходит почти 400 тысяч рублей.

Как нам рассказали на аэродроме, предварительно нужно пройти очень жесткую медицинскую комиссию. Шоферская, уверили нас, – это детский сад. Билет в небо не купишь, и требования медиков тут гораздо серьезнее. Еще бы, ведь отказ какой-нибудь системы во время полета – это всегда внештатная ситуация. А уж если «сломался» главный механизм – пилот, пиши пропало.

На интернет-страницах нет-нет да попадется предложение о продаже удостоверения на право управления тем или иным видом транспорта. Дельцы предлагают получить корочки без обучения и даже посещения классов, обещая при этом выслать документы из Москвы в самую далекую глубинку. Единственное, что не продается (по крайней мере, нам не удалось найти таких предложений), – «права» на самолет. Все-таки в небе «перепутать педали» стоит гораздо дороже, чем на шоссе.

Ждем весны

Чтобы управлять своей яхтой или хотя бы мотолодкой, придется также получать права. Конечно, можно положиться на авось – «сплошных» на реке все же нет, повернул руль, поехал… И в самом деле, ну никто же с нас не требует корочки, когда в Сочи или Турции выдает напрокат гидроцикл. Однако учтите, что сейчас контроль на воде в России гораздо жестче, чем несколько лет назад. Потому можно запросто получить внушительный штраф.

В Красноярске существует несколько школ, которые обучают судовладельцев. Старейшее заведение – школа ОСВОД на острове Отдыха. Цены с прошлого года тут нисколько не изменились. К примеру, очное обучение на мотолодку обойдется в семь тысяч рублей, а заочное – в три с половиной тысячи. Пенсионерам дешевле. Учиться можно и дистанционно. Для этого нужно выслать в школу пакет документов вместе с заявлением. Вам пришлют договор и вариант контрольной работы.

Как нам пояснили, очный вариант приемлем для совершенных чайников. А вот опытным или знакомым с техникой можно заниматься самостоятельно. Это и дешевле, да и график выстраиваете сами. В качестве учебного пособия – брошюра объемом 60 листов.

Учтите, что практику придется сдавать на месте. Как нам рассказали в школе, зимой на мотолодках никто, конечно, не катается. Однако как только наступает навигационный период, всех курсантов обзванивают и приглашают на заключительный этап – экзамен.

В качестве практики катаетесь на лодке, предоставленной учебным заведением. Количество часов, как нам сказали, не регламентировано и зависит от понятливости самого курсанта. Научился за час – хорошо. Нет – продолжим. Сам экзамен практически ничем не отличается от автомобильного – нужно сдать компьютерный тест. В билетах указаны ситуации, которые могут возникнуть на воде. В случае успешной сдачи – проверка практических навыков в ГИМС. Придется показать швартовку, маневрирование и умение спасать человека на воде.

Чем дальше в лес

квадроциклНедавние изменения в правилах дорожного движения поначалу повергли автовладельцев в настоящий шок – в новых категориях можно запутаться. Сейчас уже привыкли. Впрочем, для внедорожной техники такое дробное деление существует уже несколько лет.

Одна лишь категория «А» насчитывает пять подкатегорий. А ведь есть еще категории «В» (гусеничные и колесные машины мощностью до 25,7 кВт), «С» (колесные машины мощностью от 25,7 до 110,3 кВт), «D» (колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт), «Е» (гусеничные машины мощностью свыше 25,7 кВт), «F» (сельскохозяйственные машины).

А ведь тут еще и обучение особенное. Просто прийти в автошколу и выучиться на тракториста-машиниста невозможно. Автошкол, которые предоставляют такую услугу, мало. Мы нашли одну – автошкола СФУ. Здесь за 18 тысяч рублей через несколько месяцев из вас сделают тракториста третьего разряда. Однако это скорее исключение из правил. В большинстве случаев получать такую профессию нужно в специальном учебном заведении.

После этого нужно сдать экзамен в Гостехнадзоре.

Возможна и самоподготовка, но только по двум категориям: «А1» (внедорожные мототранспортные средства – квадроциклы и снегоходы) и «В». Опять же школ, которые обучают по этим категориям, в городе не так уж и много. При этом, как нам сказали в технадзоре, учебные пособия в случае самостоятельных занятий вам никто предоставлять не обязан – их тоже нужно найти в Интернете.

Билеты с вопросами не так уж и сложны. Многие опытные водители смогут ответить на них без всякой подготовки.

После того как вы посчитали, что созрели для экзамена, нужно обратиться в технадзор (в Красноярске эта организация находится на улице Красной Армии, 3). Заплатив пошлину в 500 рублей, вы сдаете экзамен и записываетесь на сдачу практического экзамена.

При этом какой-то одной площадки, где проводится экзамен, как у автомобилистов, нет. У инспекторов существует график выездов в различные районы города. Если инспектору по пути, он заедет и на ваш «полигон».

Сам экзамен сложности не представляет – движение вперед, назад и «змейка». И еще один нюанс – перед экзаменом нужно обязательно зарегистрировать транспортное средство в том же технадзоре. В противном случае у вас просто не примут экзамен.

Можно, конечно, как в истории с мотолодками, понадеяться на случай – а вдруг не поймают – и гонять по лесам без всяких прав, ведь на каждой тропинке инспектора не поставишь. Но, как показывает практика, таких любителей езды с ветерком все же ловят. И в последнее время это происходит все чаще.

Так что уж лучше потерять время и сделать все по правилам.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного