История – дама непредсказуемая, часто повторяет один красноярский историк и политолог, имея в виду будущее. Но сегодня, когда не существует никаких запретов на высказывание своей точки зрения, когда на просторах Интернета с легкостью опровергаются любые исторические факты, которые мы твердо усвоили со школьной скамьи, можно сказать, что история «непредсказуема» и в своем прошлом.
Развесистая клюква
Никогда не угадаешь, что еще о «кровавой истории России» нароют любители «разоблачений» и выставят на всеобщее обсуждение. Особенно это касается истории Великой Отечественной войны, которую кое-кто готов сегодня пересмотреть и перекроить до неузнаваемости.
Давно ли в мозги мало читающих обывателей не без помощи провокатора и предателя Родины Суворова-Резуна была вброшена мысль, что Сталин сам хотел напасть на фашистскую Германию, усиленно готовился к войне, а Гитлер его просто опередил? Лет 20, кажется, или когда там вышла книжонка этого «писателя», в которой он собрал «неопровержимые» факты об СССР как о «стране-агрессоре»? И вот его мысли уже укоренились в головах некоторых повзрослевших представителей «поколения пепси», в спорах об истории войны они апеллируют к Суворову как к серьезному источнику. А кто бы им доказал обратное, если еще недавно к преподаванию истории в наших школах было допущено около сотни учебников, половина из которых была издана на западные гранты? В большинстве из них, рассказывал мне профессор СФУ Михаил Северьянов, генерал Власов был подан как национальный герой.
Развесистая клюква зреет прямо на глазах. Буквально за последний год мы узнали, что никаких 28 героев-панфиловцев, оказывается, не было! Все это, мол, выдумка сталинских журналистов-пропагандистов – воюющей стране нужны были герои, символы, вот панфиловцев и «придумали». И уже гуляют по Интернету «архивные документы», якобы подтверждающие этот факт.
Что будет дальше, предсказать невозможно. «Правдоискатели» расскажут нам, что у Гастелло просто бензин в баках кончился, и ему не оставалось ничего другого, как направить самолет на вражескую колонну? При нынешнем уровне технологий можно любые «документы» состряпать. Кто-то, глядишь, и поверит.
Не люблю, когда мне на уши вешают пропагандистскую лапшу. Любую. Привык искать новости в разных источниках, сопоставлять факты, самостоятельно делать выводы. Но иногда грешным делом завидую тем нашим читателям, которые не пользуются Интернетом, а смотрят только федеральные телевизионные каналы и читают только официальную прессу. Таких много среди пенсионеров. На них хотя бы не льется весь тот поток псевдоисторической грязи, которой нынче в Сети – выше крыши. Поэтому они твердо знают, что фашисты – враги, которые чинили зверства на оккупированных территориях, что мы освободили от них Европу и все человечество. Александр Матросов совершил подвиг, а Ленинград нельзя было сдавать врагу, его нужно было защищать до последней капли крови…
А ты не верь!
Становится жалко стариков, как представишь, что они могут прочитать такое:
«Что было бы в России, в СССР, если бы страна оказалась под управлением Германии?..
При всех ужасах фашизма у среднестатистического жителя было бы намного больше шансов выжить при гитлеровском режиме, чем при сталинском. Хотя бы потому, что нищие, умирающие от голода и болезней колхозники получили бы землю в собственность и стали бы фермерами. Промышленность не перерабатывала бы ресурсы в бесполезный металлолом, а реально бы работала на потребление и науку. Не потому, что Гитлер «хороший», а потому, что немцы все-таки вменяемые капиталисты и привыкли соблюдать закон, порядок и экономическую выгоду».
Дамочка, которая написала этот бред, родилась в Москве, окончила МГУ, сейчас живет в Нью-Йорке. На своей странице в соцсети она с упорством, достойным лучшего применения, публикует свои соображения по поводу Великой Отечественной войны, Победы, ветеранов. Смешивая с грязью святые для нас символы и понятия. Стопроцентная заказуха. Не верю, что человек, родившийся в Москве, учившийся в советской школе, может писать такое по зову сердца.
Не смог ей не ответить. Спросил, где это фашисты советских колхозников обращали в фермеры? В Хатыни? На Смоленщине? Или в Германии, куда угоняли в рабство советскую молодежь?
Вот насчет закона, порядка и экономической выгоды я с ней согласился. В Освенциме и Бухенвальде, например, был строжайший орднунг, и все делалось по гитлеровским законам. С экономической выгодой тоже было нормально, ничего не пропадало – все золотые коронки были вырваны и посчитаны, из людей делали мыло, сумочки, перчатки, человеческими волосами набивались матрасы. Цивилизованная нация.
Одна моя коллега, прочитав это, сказала:
– Бабушка моя, мудрая женщина, все это предчувствовала. Она говорила: «Настанет время, когда про немцев будут говорить, что они ничего такого плохого и не делали на оккупированных территориях. Ты не верь никогда! Это были четыре года унижения, страха и ненависти к ним…»
Всем бы таких бабушек, никаких учебников истории не надо.
Цена Победы
В Германии воспевание фашизма и отрицание его преступлений – уголовно наказуемые деяния. А у нас – резвись не хочу, и тебе за это ничего не будет. Вот они и резвятся. Бесы. Заметил: чем дальше от нас уходит в историю май 1945-го, тем сильнее этих бесов корежит от слов «Парад Победы», «георгиевская ленточка», «Сталинградская битва». Как от ладана. Они прямо наизнанку выворачиваются, будто соревнуясь друг с другом – кто больше гадостей скажет про наше прошлое.
Московский «блогер» Максим Кац пишет, что «парад, проводимый ежегодно, в 71-летие, 72-летие, 73-летие и во все остальные даты, – это демонстрация приспособлений для убийства».
И вот уже красноярский парень, нормальный вроде, вменяемый человек, которого знаю сто лет, тоже, смотрю, называет военный парад в честь Дня Победы на главной площади нашей столицы «идиотизмом». Дурные зерна дают быстрые всходы. А за добрыми надо ухаживать.
Таких примеров не счесть, не хочется их лишний раз тиражировать.
Что мы можем и должны противопоставить всей этой вакханалии?
Разумеется, детям нужно качественно преподавать историю нашей Родины, и желательно по единому учебнику, которого, кстати, до сих пор нет в школах. Но не беда, есть много других, хороших. Например, того же Загладина, где предмет излагается умно, непредвзято, вчера полдня его читал.
И никто не говорит, что им надо преподносить историю в отфильтрованном виде. Пусть знают и об ошибках, допущенных во время войны, и о громадных наших потерях и отступлениях. О той страшной цене, которую мы заплатили за Победу. Обо всем, о чем писали в том числе Астафьев, Гроссман, Владимов, Николай Никулин (очень страшные воспоминания у этого питерского профессора, бывшего солдата-окопника).
В истории Великой Отечественной много непростых вопросов, неудобных фактов. Вроде бы и хочется закрыть на них глаза, а не закроешь. Пусть дети знают все. Но вести школьников через эти факты за руку, направлять их мысль в правильное русло должен грамотный педагог, патриот. И мы, родители, бабушки и дедушки.
С этим не поспоришь
Всего полгода назад делал я интервью с учителем истории, которая преподает в одной модной красноярской гимназии. Ее педагогические подходы мне тогда понравились. Она говорила, что задача педагога – научить детей находить информацию, пользоваться ею, анализировать, сопоставлять, уметь доказывать свою точку зрения, вести полемику. Голые знания – не самоцель.
Сегодня, посмотрев на то, что опять творится вокруг Победы, я с ней не готов согласиться. Что значит «находить информацию», «вести полемику»? Вот они и находят в Сети «информацию» наподобие той, которую я привел выше.
Есть случаи, когда двух мнений быть не может, поэтому иногда нужно давать и «голые знания». Чтобы вбить детям четкое понимание по ключевым вопросам истории Великой Отечественной. Советский народ в 1941–1945 годах совершил подвиг, освободив мир от коричневой чумы. Нюрнбергский вердикт незыблем и не подлежит переоценке. Гитлер – самый страшный палач XX века, который мечтал превратить русских в рабов. Власов – предатель. Никаких «европейских ценностей» армия вермахта нам не несла. А несла горе, кровь, разрушения…
Если дети усвоят это как «Отче наш», то по остальным вопросам пусть полемизируют. Нам надо их так воспитать, чтобы идеи Великой Победы они передали следующим поколениям. Из уст в уста. Лелеять добрые зерна. На историков надежды мало. Они так же «непредсказуемы», как их наука.