«От деда Вити»

История дружбы с писателем

«От деда Вити» История дружбы с писателем

Гимназия № 96 приютилась на окраине Железногорска, с виду – типовая школа среди таких же типовых хрущевок. Но кажущаяся простота не должна обманывать – эта гимназия таит много сюрпризов, да и знают о ней далеко за пределами края. Среди всех почетных званий школьники и учителя особенно ценят имя Виктора Петровича Астафьева, присвоенное гимназии в 2002 году.

Почетный ученик гимназии

– А вот это панно нам нарисовал профессиональный художник по детским эскизам. Знаете, как здесь красиво в солнечный день, – Евгения Бреус, директор гимназии № 96, проводит экскурсию по школе. В каждом слове сквозит забота о школе и чуткое внимание ко всему, что связано с именем Астафьева.

Панно в фойе на самом деле уникально – оно появилось после конкурса детских рисунков по произведениям Виктора Петровича, и сейчас его можно с уверенностью считать небольшим рисованным справочником по его книгам. Показательно, что разработали «справочник» сами ученики, и это общий принцип работы в школе: детская инициатива первична, иначе, говорит директор, ни о каком творчестве речи быть не может. А гимназия № 96 – школа по-настоящему творческая. Не последнюю роль в этом сыграла дружба с Виктором Петровичем Астафьевым, которая началась в 1996 году с незначительного эпизода.

– Мы всем коллективом искали новые формы, чтобы наши ребята начали читать, и в первую очередь Астафьева, – вспоминает Евгения Бреус, сейчас – директор школы, а тогда просто учитель русского и литературы. – У нас родилась идея провести игру «Поле чудес», посвященную его творчеству.

Евгения Валерьевна написала письмо Астафьеву, в котором попросила об одном вопросе для суперигры. Виктор Петрович откликнулся очень быстро, на удивление учителей. И прислал не один, а два вопроса. На этом история могла бы и закончиться, но деятельным учителям и школьникам одного эпизода было мало – появилась потребность встретиться с Виктором Петровичем.

Творческая встреча с АстафьевымЕдинственная встреча в стенах школы состоялась через год. На ней он говорил о многом: о понимании любви к родине, о своей жизни, о Маркесе, Пушкине, политике. Сотрудники гимназии с протокольной точностью задокументировали каждое слово: сейчас в школьном музее хранится видеозапись, есть множество фотографий, отдельной брошюрой издана расшифровка встречи. Этот вечер положил начало теплому общению, Астафьев не смог больше приехать в школу – ребята ежегодно навещали его в Овсянке. Общение с писателем продолжалось до последних дней его жизни. В декабре 2001 года школьники запланировали праздник, на котором хотели вручить писателю памятный диплом почетного ученика – на первой встрече он признался, что постоянно работает над собой: читает, развивается умственно, буквально – учится всю жизнь. В конце ноября мастера не стало…

– У нас с Виктором Петровичем было даже не сотрудничество, а ненавязчивая тихая дружба, – рассказывает Евгения Валерьевна. – В разговорах с ним рождалась и концепция школьного воспитания: мы вложили в нее самое важное, по мнению Виктора Петровича, – личный пример и чувство ответственности.

Сам себе экскурсовод

– В начальной школе мне казалось – подумаешь, школа Астафьева, ничего необычного, – восьмиклассник Ильдар Тазетдинов перекладывает из руки в руку деревянную указку. – В пятом классе я начал читать его произведения, но особого интереса не было. Потом, когда я пришел в музей, вновь открыл его произведения, мне стало очень интересно – я полюбил его книги.

Ильдар говорит не о музее в Овсянке, он имеет в виду школьный музей памяти В. П. Астафьева. Это небольшая комната в школьной библиотеке, в которой скрупулезно воссоздан быт деревенской избы. Тяжелая деревянная дверь, печь, домотканые половики, занавески на окнах… В прошлом году музею исполнилось 10 лет, это один из семи музеев памяти писателя. Появившись через несколько лет после смерти Виктора Петровича, он стал сердцем гимназии: все, что происходит в школе, оказывается так или иначе связано с этой комнатой в деревенском стиле.

Самые ценные экспонаты здесь – книги, подписанные автором для 96-й гимназии. Среди всех дарственных надписей поражает одна: «От деда Вити. В. П. Астафьев». Целый стеллаж посвящен детскому творчеству: здесь и царь-рыба, и конь с розовой гривой, и цветок стародуб – рисунки, вышивка, поделки…

Школьным этот музей называют не только потому, что он размещен в образовательном учреждении, – нет. Все экскурсии разработаны и проводятся здесь только учениками. Всего было придумано более 20 разных сценариев. Гимназия оказалась единственным в России учреждением, где школьных экскурсоводов учат, – например, Ильдар занимается в музее два года – с 6-го класса.

Руководят обучением четыре преподавателя русского и литературы, директор музея и директор школы. Воспитали уже более 30 человек. Сейчас бывшие экскурсоводы учатся, в том числе, в театральных вузах: работа в школьном музее помогла им преодолеть стеснение и боязнь аудитории. Но даже если они не станут во взрослой жизни исследователями творчества писателя или артистами, ребята считают: такой опыт им пригодится.

– Книги Астафьева помогают лучше узнать Сибирь, – размышляет 11-классник Артем Казаков (в музее два года). – Он в какой-то мере является ее летописцем, описывает те события и тот народ, который живет на нашей территории. Это традиционная, интересная жизнь.

Поражает, насколько свободно школьники рассуждают о любимых произведениях земляка. Такое внимание к печатному слову кажется анахронизмом – слишком уж живуч стереотип о том, что современные дети и молодежь не любят читать. Оказывается, такую любовь можно привить – было бы желание у педагогов.

Четыре экскурсии о войне

Музей памяти Астафьева чрезвычайно востребован: в него приходят пенсионеры и кадеты, школьники из других учебных учреждений, причем не по одному разу. Сейчас в гимназии запустили четыре экскурсии, посвященные Великой Отечественной. Все они отличаются по содержанию – для разных возрастов. Экскурсии составляли совместно с детьми, получились они разными. Педагоги говорят: в каждой виден почерк ребят.

Работу с тяжелой военной темой преподаватели вели в несколько этапов. Все начиналось с чтения «Затесей» с пятиклассниками, на уроках внеклассного чтения – «музейных уроках» – совместно с учителем они анализировали произведения, затем дети писали сочинение «Суровая правда войны». А при желании могли начать свое литературоведческое исследование.

– В этом году мы только сочинения начали писать, как ко мне в разных классах подошли несколько человек с желанием начать исследовательскую работу, – делится учитель русского языка и литературы Татьяна Вячеславовна Щурская. – Но самый сложный вариант все-таки – подготовка экскурсии. Для этого нужно изучить литературу, музейные экспонаты, посмотреть, какое есть видео в архиве, решить, что именно использовать. И создать свою экскурсию.

Такие нестандартные занятия становятся одним из вариантов воспитания.

– Дети меняются. Даже те, у кого были проблемы с поведением, – рассказывает Татьяна Вячеславовна. – Для них это возможность реализовать себя, ведь выступают они часто перед руководством города, именитыми гостями. У меня были ребята – просто легенды хулиганства. Имена на каждом родительском собрании звучали. Стали экскурсоводами – такие ладные парни вышли, такие молодцы.

– Из любого произведения Астафьева можно извлечь урок, – подводит итог Евгения Бреус. – И наша задача сделать так, чтобы ребята читали его книги. Совсем не обязательно, что он будет у них любимым писателем. Мы не требуем этого. Важно, что они учатся обращаться к книге и выносить из нее нравственные уроки.

За «музейные часы» учителя не получают надбавку – работа держится на чистейшем энтузиазме и грантах, которые выигрывают педагоги. Сейчас школа выиграла еще один, и теперь будет проводить виртуальные экскурсии по музею.

Из письма В. П. Астафьева

12 ноября 1996 года Евгении Бреус пришло письмо от Астафьева.

«Уважаемая Евгения Валерьевна! Благодарю Вас за письмо, а школу Вашу за внимание. Среди моих любимых фраз «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай глупца» и «И погромче нас были витии, да не сделали пользы пером… Дураков не убавим в России, а на умных тоску наведем». Кому принадлежат они? Желаю успехов! Кланяюсь и ребятам, и педагогам.

В. Астафьев».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного