В конце января Роскачество выступило с предложением внедрить психолого-педагогическую экспертизу детских игрушек. Инициатива направлена на то, чтобы оградить детей от продукции, негативно влияющей на их психику, духовное и нравственное развитие. Экспертные механизмы пока только разрабатывают, однако сама идея вызвала интерес у психологов и педагогов.
Критерии безопасности
Как отмечают в ведомстве, есть ряд критериев, позволяющих определить неполезную, опасную для психики ребенка игру или игрушку, – то, что изображает явное насилие, жестокость, побуждает совершать действия, угрожающие здоровью и жизни, склоняет к употреблению наркотиков, показывает половые отношения, содержит нецензурную брань. Еще один вредный критерий – товар изготовлен иноагентом.
Однако единого стандарта, определяющего безопасность игрушек, не существует, и потому нет преграды для недобросовестных производителей, думающих о прибыли больше, чем о здоровье ребенка. Роскачество предлагает создать ГОСТ безопасной игрушки, для чего и нужна психолого-педагогическая экспертиза. Как пояснил «Известиям» представитель ведомства, «производители смогут использовать ГОСТ на добровольной основе, чтобы определять возраст ребенка, для которого предназначена игрушка, а государственные заказчики, например, детские сады и другие учебно-методические организации, – для закупок детских товаров».
Также, ссылаясь на первого зампреда Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяну Буцкую, газета сообщает о подготовке законопроекта, обязывающего производителей игрушек указывать на продукции возраст детей, для которых она предназначена.
Психологи – за экспертизу
Спор об игрушках «плохих» и «хороших» ведется у нас не первое десятилетие, и надо признать, что явных победителей в нем до сих пор нет. Бесспорным остается лишь исторический факт – с падением СССР и воцарением свободного рынка на российские прилавки хлынул поток персонажей, радикально отличающихся от советских плюшевых мишек, чебурашек, зайцев и прочих спутников невинного детства. От одного взгляда на некоторые изделия даже взрослые могли поплатиться нарушениями сна, что, в общем, неудивительно – персонажи эти пришли из западных ужастиков, жанра незнакомого советскому человеку, да и современными российскими киноделами слабо освоенного… Встречались и откровенные идеологические диверсии: например, наборы солдатиков «Вермахт в наступлении», игрушечные танки и самолеты с нацистскими крестами – и все весьма высокого качества. Но если с такими диверсиями общественность все же справлялась, то в остальном остается полное разнообразие и неопределенность. Чего стоит, к примеру, только монстр с треугольной головой и улыбкой в несколько зубных рядов. Это персонаж американской компьютерной игры. Там он гоняется за персонажем «добрым» с намерением его убить. В «плюшевом» исполнении виртуальный монстр ураганом прошелся по нашему рынку, поэтому и стал своего рода символом всех сомнительных игрушек. У которых, кстати, есть сторонники, утверждающие, что ребенка надо понемногу знакомить с недоброй стороной жизни, дабы потом встреча со злом не стала ударом.
Красноярский психолог Марина Родионова с этим не согласна.
Негативным эмоциям, страхам, конечно, нужен выход, но сейчас это чрезмерно утрируется. У нас испокон веков были баба-яга, бабайка, домовые, но они все равно не несли негативного отношения к жизни. А если брать того же монстра с треугольной головой, то ребенок воспроизводит характер персонажа в игре, проживает его.
По ее мнению, предложенная Роскачеством экспертиза необходима:
В наше время продается действительно много неполезных игрушек. Скорее всего, это связано с маркетингом, с получением выгоды, и наносит урон детям. Но, как известно, спрос рождает предложение, ведь игрушки часто транслируют то, что есть в интернете. Поэтому родители, прежде чем купить ребенку игрушку, должны понимать, какой смысл она несет, а это может быть, например, агрессия. Взрослые зачастую не могут отказать в покупке, поскольку у других детей такая игрушка уже есть.
Но, судя по моей собственной практике, через несколько лет родителям приходится обращаться за помощью, поскольку у ребенка появляются страхи, агрессивное поведение.
Любовь Горбунова, клинический психолог Дивногорской межрайонной больницы, также поддерживает инициативу Роскачества, но считает: корень зла не только в том, что некоторые игрушки имеют агрессивную внешность:
Они бывают ядовитого цвета и вообще слишком яркие, что нарушает восприятие и рассредоточивает внимание ребенка. Я считаю, чем проще игрушка, тем она лучше влияет на развитие. А сейчас их выпускают настолько навороченными, что детям с ними не нужно думать, фантазировать. Если вспомнить советские игрушки, то они были рассчитаны на то, чтобы ребенок чего-то додумывал, а это очень хорошо развивает восприятие, мышление, воображение. Нынешний ребенок просто манипулирует игрушками, и от него самого не требуется никаких усилий.
Нейтрализовать влияние
Между тем бороться с «игрушечным» злом можно и до учреждения упомянутой экспертизы. Дарья Александрова, воспитатель детского сада, уверена, что педагог вполне способен нейтрализовать влияние сомнительного персонажа на ребенка:
– В моей группе был мальчик, который приносил с собой Хагги-Вагги… Он обнимался с ней, брал ее с собой в кровать. Никакой агрессии я не заметила… Но прежде у нас с мальчиком состоялась беседа по поводу улыбки этой игрушки, действительно страшноватой. Сошлись на том, что так этот персонаж показывает, что зубки у него очень здоровые, он хочет всем это показать – вот и улыбается на все шестьдесят четыре зуба. То есть многое зависит еще и от того, как воспитатель интерпретирует игрушку… И в целом я бы не сказала, что проблема «неправильных» игрушек стоит так остро. Конечно, они продаются в магазинах, но в детский сад они могут попасть только в том случае, если сам ребенок их принесет. На мой взгляд, куда важнее контролировать детский видеоконтент – те же мультфильмы. Если раньше они были на кассетах и дисках и можно было как-то контролировать просмотр, то сейчас интернет сам выдает ребенку все, в том числе неполезное, всяких ведьм, сиреноголовых и прочее. То, что дети видят в интернете, гораздо больше отражается на характере игр, чем собственно игрушки. Особенно если ребенок знает, какой характер у ее прототипа в первоисточнике – в компьютерной игре, в мультфильме. Кстати, мальчик, о котором я рассказала, этого не знал, поэтому Хагги-Вагги для него – добрый.