От теоремы к аксиоме Некоторые школы оказались не готовы к модернизации образования

От теоремы к аксиоме Некоторые школы оказались не готовы к модернизации образования

Модернизация школьного образования активно проходит во всех регионах России. Несмотря на то что она предусматривает несколько направлений, все пока говорят только об одном – повышении заработной платы учителей. И это объяснимо. Размер зарплаты учителя давно стал притчей во языцех – достойной ее назвать сложно. Вместе с тем в корне неправильным было бы поднять уровень заработка по принципу «под одну гребенку» – всем и поровну. Все-таки зарплата служит еще и мерилом проделанной работы, значимости и таланта человека.


Да, зарплата у учителей невысокая, тем не менее педагог, всей душой болеющий за дело, и тот, что работает с потухшими глазами, прививая ученикам не любовь, а отвращение к знаниям, не должны получать одинаково. О том, как внедряется новая система оплаты труда, шла беседа на круглом столе, организованном редакцией газеты «Наш Красноярский край» и региональным министерством образования.

Участники круглого стола

Алексей КЛЕШКО, заместитель председателя Законодательного собрания края
Светлана МАКОВСКАЯ, первый заместитель министра образования и науки Красноярского края
Людмила КОСАРЫНЦЕВА, председатель краевой организации профсоюза работников образования
Галина КАБАЦУРА, начальник отдела образования г. Дивногорска
Галина ПОПОВА, руководитель управления образования (УО) г. Сосновоборска
Константин ТЮНИН, заместитель главы района – руководитель управления образования Каратузского района
Елена ТЕПЛЯКОВА, директор МБОУ СОШ № 55
Татьяна ЖИХАРЕВА, директор МБОУ СОШ № 94
Елена НЕВЕЖИНА, учитель МБОУ СОШ № 94

Два года в эксперименте

Довведения новой системытруда во всех школах в крае два года шел эксперимент. В нем участвовали около ста образовательных учреждений. Правительство, профсоюзы и Законодательное собрание края пошли на такой шаг, чтобы заранее отработать систему и снять все возможные острые углы.

Часть целей была достигнута, считает первый заместитель министра образования и науки Светлана Маковская:

– Эксперимент позволил повысить зарплату учителям и мотивировать их на качественную работу. Первые школы сами разрабатывали свои положения о стимулирующих выплатах при ежемесячном мониторинге со стороны рабочей группы министерства. Эксперимент позволил школе разработать понятный учителям документ. И помог нам создать унифицированное типовое положение о стимулирующих выплатах. Его мы предложили школам, которые ввели НСОТ с 1 сентября. Второе, что показал эксперимент, – распределение выплат должно вестись коллегиально. И очень важно, чтобы положение было понятно и измеряемо.

Так, вписав обтекаемые показатели: «за улучшение», «за повышение», – коллектив получает повод для толкований и, как следствие, конфликтов. Если же в положении будет конкретно указано, сколько баллов учитель получает за успешное участие в городской научно-практической конференции, краевой, всероссийской, международной, то итог будет однозначным.

Участники круглого стола признали, что практически во всех школах, участвовавших в эксперименте, начинался он не без проблем.

– Сначала все казалось непонятно и запутанно, – признается учитель физкультуры красноярской школы № 94 Елена Невежина. – Мы долго разрабатывали положение. В итоге стимулирующие выплаты мы распределяем не в баллах, а в процентах к окладу. Комиссия по распределению сначала целыми днями заседала. Сейчас заседания проходят достаточно быстро – иногда меньше двух часов хватает. Потом в учительской на всеобщем обозрении висит приказ. Там и проценты, и за что они получены – все прописано.

Сомнительный менеджмент

Но опыт коллег не всем пошел на пользу. Многие школы в начале учебного года, переходя на НСОТ, начинали с нуля.

– Первого сентября выяснилось, что значительная часть образовательных учреждений не следила за тем, как идет эксперимент, – констатирует заместитель председателя Законодательного собрания края Алексей Клешко, активно участвовавший в рабочей группе по внедрению эксперимента. –

Видимо, люди считали, что их нововведение никогда не коснется. Такая недальновидность, с моей точки зрения, как раз очень важная и не самая хорошая характеристика менеджерского состава в образовании. К сожалению, сегодня он не того качества, как бы нам хотелось.

Есть директора школ, которые даже не потрудились объяснить учителям ни систему начисления зарплаты, ни критерии для получения стимулирующих выплат. Кто-то не понял сам, кто-то счел это дело «не барским».

– Мы все время отвечаем на вопросы не только учителей, но и руководителей, – признается Людмила Косарынцева. – Увы, у ряда руководителей нет понимания всей важности НСОТ. И председатели первичных профсоюзных организаций тоже не всегда входят в ситуацию.

«Я ухожу из школы»

В результате некоторые учителя возмущены. Не так давно на сайт нашей газеты пришло сообщение: «Я ухожу из школы из-за новой системы. Теперь директор может по своему усмотрению распоряжаться деньгами. Сколько захотел, столько заплатил. Независимо от наград. Успехи учеников просто не засчитываются, если это выгодно (а это так и есть) администрации».

– Такие обращения приходят и к нам. Вот письма, – Людмила Косарынцева показывает на пачку, лежащую перед ней, – они просто идут валом. Люди не понимают, что происходит.

– О таких опасениях мы говорили еще тогда, когда переходили на эксперимент. Я считаю, пока у нас общественность, родители в первую очередь, не будет вникать в процессы образования настолько, чтобы участвовать серьезно в распределении стимулирующих выплат, острые вопросы будут возникать, – уверен Константин Тюнин, заместитель главы Каратузского района, руководитель управления образования.

По словам заместителя министра образования Светланы Маковской, распределение надбавок только «своим» в крупных городских школах невозможно, потому что быстро выйдет на поверхность. Но в небольших деревнях, где зачастую в одной связке работают мать, дочь, зять и другие родственники, превышение полномочий руководителем – риск, который вполне может реализоваться.

– По поводу единоличного распределения хочу сказать, что такое невозможно в больших коллективах, которые работают продуктивно. Но вполне возможно в небольшом отдаленном коллективе, где еще и руководитель не совсем компетентен.

– Я не голословно так жестко говорю о менеджменте, – продолжает тему Алексей Клешко. – В сентябре-октябре я много поездил по краю и встречался с коллективами. Очень разный уровень подготовки у руководителей. Пример: хорошая школа и директор хорошая, она любит свою школу, свое дело, детей.

Но она даже не знает ни какой у нее фонд заработной платы, ни размер прибавки.

Сфера образования в данном случае проявила себя как показательная часть нашего общества, где до активной гражданской позиции большинству еще далеко.

– Но вместе с тем я бы не забывал о том, что внедрение НСОТ, в том числе, показатель работы управлений образования районов и городов, – напоминает еще об одной стороне процесса модернизации Алексей Клешко. – Порой районные управления не делегируют руководящую функцию школам. Сосредоточивают все у себя: централизованная бухгалтерия, управление – директор вообще отодвинут от финансов. Конечно, ему сложно с первого дня вникнуть.

Чего хочет директор?

 

И все-таки главным «героем» круглого стола стал директор школы. Его роль в руководстве учебным учреждением и его зарплата…

– Сейчас мы мониторим каждое учреждение, – утверждает Светлана Маковская. – Поэтому директор не может оставить средства «у себя».

Константин Тюнин тоже считает, что лично директору экономия фонда стимулирующих выплат не несет никакой выгоды:

– Стимулирующие выплаты директору начисляет комиссия при руководителе УО. Успеваемость, спортивные достижения, ЕГЭ, снижение правонарушений среди учеников – все это влияет на зарплату директора.

А директор красноярской школы № 94 Татьяна Жихарева вообще настаивает на том, что даже распределение доплат «по своим» директору не выгодно:

– Здесь есть еще и личная составляющая – я, как руководитель с амбициями, тоже хочу получать достойную зарплату. А она зависит от того, как будет работать мой коллектив. Значит, я не заинтересована в конфликтных ситуациях. Зато мне важно, чтобы мои учителя получали высокую оплату.

– На мой взгляд, комиссия по стимулирующим выплатам должна быть уважаема в коллективе. И нужно не просто приходить на заседания, а участвовать в них. Один пример: на комиссии министерства образования, которая распределяет выплаты директорам, я выступила против начисления одному из руководителей. К ней были серьезные замечания по нарушению трудового законодательства в отношении одного из учителей. Педагога сразу же восстановили на работе, директор принесла ему извинения. В конечном итоге она поняла, что и ее зарплата зависит от коллектива.

Отстаивать свои права

Отстаивать свои права непросто. Но делать это приходится все чаще. НСОТ – испытание для учителей и в этом отношении.
– Не надо стесняться спрашивать, почему я получил столько, а кто-то больше, – советует Алексей Клешко.
Для тех, кто не получил ответа на этот вопрос от директора, заместитель министра образования Светлана Маковская и председатель краевого профсоюза учителей Людмила Косарынцева озвучили следующий алгоритм действий: муниципальное УО, министерство образования или краевой комитет профсоюзов.
Справка
Телефон горячей линии министерства образования и науки Красноярского края: (391) 261-45-45

Комментарии

Галина КАБАЦУРА, начальник отдела образования Дивногорска

– Школы оказались не готовы к НСОТ и другим изменениям. Как та зима: сколько бы ни готовились, всегда наступает внезапно. Тарифная сетка себя просто изжила. Но мы же не вышли, как Афродита из моря, и разом обновились. Мы за собой тянем ту ситуацию, которая существовала раньше. Две трети учителей у нас из советского периода. Мой классный руководитель, когда мы пришли поздравлять ее с Днем учителя, показала мне свою расчетку. Там за подготовку к уроку стоит 36 рублей. Эта ситуация просто оскорбляет учителей. Учителя ведь не понимают, что за эту проверку тетрадей есть еще начисления и в персональных выплатах, и еще где-то. И по совокупности собирается нормальная сумма.

Елена ТЕПЛЯКОВА, директор красноярской школы № 55

– Самое главное – информированность людей. Как бы то ни было, с каждым человеком в коллективе надо разговаривать. У нас тоже все начиналось не гладко. Нам повезло в том, что мы добровольно участвовали в эксперименте и сами разрабатывали документы, коллегиально. Сейчас НСОТ только для учителей, а мы, как участники эксперимента, входили в нее всем составом. Поэтому в комиссию мы включили работников и от младшего обслуживающего персонала, и от учителей, и от управляющего совета. И любое решение распределяющей комиссии должно быть на всеобщем обозрении, а заседание – открытым. Если педагог не согласен, всегда может прийти и принять участие в работе комиссии.

Татьяна ЖИХАРЕВА, директор красноярской школы № 94

– Распределение доплат «по своим» директору не выгодно. Здесь есть еще и личная составляющая – я, как руководитель с амбициями, тоже хочу получать достойную зарплату. А она зависит от того, как будет работать мой коллектив. Значит, я не заинтересована в конфликтных ситуациях. Зато мне важно, чтобы мои учителя получали высокую оплату.

Алексей КЛЕШКО, заместитель председателя Законодательного собрания края

– Видимо, люди считали, что их нововведение никогда не коснется. Такая недальновидность, с моей точки зрения, как раз очень важная и не самая хорошая характеристика менеджерского состава в образовании. Мы привыкли гордиться нашими учителями. Но надо понимать, что общее состояние системы образования обеспечит высокий уровень менеджмента.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

О настоящем и будущем Норильска
Вторая в мае сессия Законодательного собрания состоялась всего лишь через неделю после первой. При этом особый интерес вызывали вопросы о
Оперативный маневр
Май продолжает радовать красноярцев летней погодой и температурами. Лишь огнеборцам сейчас не до красот природы. Для них продолжается в прямом
Яркая игра – яркая победа
На поле вышли команды всех предприятий СУЭК в нашем регионе – Бородинского, Назаровского, Березовского разрезов, погрузочно-транспортного управления и ремонтно-механического завода