От всей души красноярской

Традиции благотворительности в Сибири заложены довольно давно

От всей души красноярской Традиции благотворительности в Сибири заложены довольно давно


Люди всегда пытаются все объяснить – так они устроены. И если уж искать корни таких качеств, как широта души красноярцев, их готовность прийти на выручку незнакомому человеку, накормить и обогреть страждущего, то начать придется с самых первых лет освоения русскими суровых сибирских земель.

Бревенчатые остроги, нераспаханные земли – по нынешним меркам ни кола ни двора. Ситуация проста: не поможешь другому – потом не помогут и тебе. Вряд ли в этом был один только трезвый расчет. Но идущая от сердца необходимость и потребность – как выпить глоток воды в летний зной, – тоже. Иначе пропадешь – и телом, и душой. Так и повелось. Совсем немного в современной России осталось мест, где в зимовьях и охотничьих избушках оставляют соль, спички, запас дров усталому путнику. В нашем крае так принято до сих пор.

В Сибири с ее неосвоенными огромными просторами, пестрым языковым окружением, постоянным притоком переселенцев, беглых и ссыльных у жителей формировались некоторые физиологические и социально-психологические особенности. Сибиряк был развитее и самостоятельнее жителя крепостной России. Отличался практической сметкой, любознательностью, смелостью, национальной терпимостью, развитым чувством собственного достоинства, готовностью прийти на помощь в трудную минуту. Это бросалось в глаза и декабристам, и чиновникам различных рангов, и путешественникам. Известный государственный деятель Михаил Сперанский, бывший в 1817–1823 годах генерал-губернатором всей Сибири, считал, например, что она является «страной Дон Кихотов».

Традиции благотворительности, выражающиеся в подаяниях в церковные праздники нищим и убогим, в Сибири заложены довольно давно. В дневнике Даниэля Мессершмидта, который совершал научную экспедицию по Сибири, есть запись, датируемая 15 апреля 1722 года: «Новый комендант Красноярска Д. К. Щетнев созвал сегодня большой званый обед, т. к. у его жены именины, и велел приглашать всех хромых, кривых, слепых – всех, кто только хотел прийти».

Показательно, что именно чиновники «оформили» благотворительность де-юре. Енисейский губернатор Аполлон Лохвицкий проявил инициативу создать первый в Красноярске «благотворительный капитал», который был в полном подчинении губернатора. И первыми жертвователями были чиновники Енисейского губернского ведомства МВД. И хотя целью капитала было оказание «пособий сословию бедных чиновников», прецедент был создан. На благотворительные цели жертвовали мещане, купцы – по 300, 600, 1 000 рублей. Деньги давались в ссуду людям разных сословий: учителям, ссыльным, переселенцам. В 1880 году городской голова Павел Прейн высказал в присутствии городской управы, что «единственным источником для удовлетворения нужд беднейших жителей Красноярска по незначительности городских доходов служат в настоящее время доходы, получаемые с пожертвованных капиталов».

Интересна такая запись: от городского общества в неприкосновенный капитал поступила тысяча рублей, «желая сохранить в памяти будущих поколений день чудесного избавления государя императора Александра II от руки злодея», а купчиха Татьяна Щеголева пожертвовала по этому случаю аж три тысячи рублей. Речь в данном случае шла о неудавшемся покушении на царя Дмитрия Каракозова.

Купеческое слово

женская гимназия, построенная на средства Гадаловых, Кузнецовых, Щеголевой и ЮдинаБлаготворительная деятельность в крае получила широкое распространение во второй половине XIX века и напрямую связывается с развитием купеческого сословия. Подряды, торговая деятельность, золотопромышленность являлись благодатной почвой, на которой вырастали огромные состояния красноярских купцов Кузнецовых, Гадаловых, Даниловых, Щеголевых. Однако новый класс в Сибири не чурался и более широких целей, чем личное обогащение. По мере того как крепло экономическое влияние сибирских предпринимателей, в их среде начало формироваться понимание общенациональных задач, стоявших перед российским капиталом, – ответственность купцов за обеспечение экономического и культурного процветания отечества.

Особенно заметно эти новые подвижки в общественном сознании проявились в отношении образования. Скудные бюджетные ассигнования, которые правительство тратило на поддержку учебных заведений далекой сибирской окраины, не отвечали задачам поступательного развития края. Недостаток инженерно-технических кадров, квалифицированных рабочих особенно остро начал ощущаться с началом технической модернизации и переходом к крупному промышленному производству. Поэтому активная поддержка предпринимателями народного образования приобрела большую общественную значимость. Так, именно благодаря щедрым пожертвованиям Гадаловых, Кузнецовых, Татьяны Щеголевой, Геннадия Юдина в Красноярске были открыты мужская и женская гимназии. В общей сложности на их строительство и содержание они внесли около 104 тысяч рублей. Только Анна Кузнецова лично внесла на постройку женской гимназии, почетной попечительницей которой она являлась, свыше 30 тысяч рублей.

Всем миром

Настоящим бичом для Красноярска были пожары. 17 апреля 1881 года в городе произошел самый крупный в его истории пожар, в результате которого выгорело более половины зданий. Тысячи людей остались без крова. Бедствие заставило еще более сплотиться красноярцев и мобилизовать силы на возрождение города. Богатые горожане жертвовали деньги. Те, кто не имел средств, тоже старались по возможности помочь пострадавшим: приютить погорельцев, принять участие в общественных работах по восстановлению. На беду красноярцев откликнулся сам император Александр III, пожертвовав в пользу города 10 тысяч рублей.

В 1864 году в Енисейскую губернию стали прибывать партии поляков, высланных в Сибирь за участие в восстании 1863 года. По подсчетам историков, в губернию поступили 4 419 человек. Городская общественность с сочувствием относилась к ссыльным, стремясь хоть как-то облегчить их участь. Широко была распространена система поручительства за ссыльных. За 1863–1864 годы в ведомости губернского жандармского управления было отмечено 39 случаев поручительств красноярцев. Немного? Как сказать. За каждым таким поступком стоит гражданская, да и просто человеческая смелость.

Церковь и наука

Традиционной сферой благотворительности купечества были пожертвования на постройку церквей и содержание приютов. Особенно ярко в этой сфере себя проявил Исидор Щеголев. На его пожертвования в 1866 году был достроен кафедральный Рождественский собор, переустроена и украшена Покровская церковь, содержался приют для престарелых. После смерти купца его дела продолжила жена – Татьяна Щеголева. Пожертвования щедрой купчихи на открытие и содержание ремесленного училища, названного ее именем, помощь пострадавшим от пожара 1881 года, взносы на содержание городских храмов, городскую больницу и прочие общественные нужды составили в общей сложности около 300 тысяч рублей.

А вот всем известный символ Красноярска – часовня Параскевы Пятницы. Она была сооружена иждивением красноярского купца и золотопромышленника, благотворителя Петра Кузнецова. Заметьте, богатство далеко не всегда было в ладах с совестью – отца Кузнецова, Ивана Кирилловича, называли беззастенчивым купцом-обиралой.

К концу XIX века по мере расширения культурного кругозора купечества в сферу его деловой и благотворительной активности все чаще стали попадать такие занятия, как театральное антрепренерство, книгоиздательство, организация художественных выставок. Особенный интерес у части купечества вызывала организация научного изучения природных ресурсов края. Она напрямую была связана с перспективами их промышленной разработки и влияла на успешность бизнеса. В купеческой среде начал формироваться такой тип, который соединял в себе черты предприимчивости дельца и одновременно исследователя.

Несомненный интерес в этом плане представляет фигура красноярского купца первой гильдии Михаила Сидорова. Уроженец Архангельска, талантливый самоучка, начинавший свое дело с нуля, он благодаря своим знаниям и предприимчивости стал одним из самых богатых енисейских золотопромышленников. Но свое богатство он направлял на исследование и промышленное освоение природных богатств енисейского Севера, участвовал в международных выставках, открывших миру богатства Сибири. Сидоров вкладывал огромные средства в организацию экспедиций, подготовивших открытие Северного морского пути.

Кем бы стал Суриков?

На стипендии, финансировавшиеся купцами Виктором Даниловым, Кузнецовыми, Игнатием Некрасовым, обучались десятки сибиряков в университетах Петербурга, Москвы, Казани, Томска и даже за границей. И как знать, увидел бы мир раскрывшийся талант нашего великого земляка Василия Сурикова, если бы не помощь меценатов. Суриковы жили бедно. После завершения обучения в уездном училище Василий устроился работать писцом в губернское управление – у семьи не было денег на продолжение образования в гимназии. Во время работы в губернском управлении рисунки Сурикова увидел енисейский губернатор Павел Замятнин. Он нашел мецената – Петра Кузнецова, который и оплатил обучение Василия Сурикова в Академии художеств.

Сам художник впоследствии вспоминал об этом так: «А раз пошел я в собор, – ничего ведь я и не знал, что Кузнецов обо мне знает, – он ко мне в церкви подходит и говорит: «Я твои рисунки знаю и в Петербург тебя беру». Я к матери побежал. Говорит: «Ступай. Я тебе не запрещаю». Я через три дня уехал. Одиннадцатого декабря 1868 года. Морозная ночь была. Звездная. Так и помню улицу, и мать темной фигурой у ворот стоит. Кузнецов – золотопромышленник был. Он меня перед отправкой к себе повел, картины показывал. А у него тогда был Брюллова – портрет его деда. Мне уж тогда те картины нравились, которые не гладкие. А Кузнецов говорит: «Что ж, те лучше». Кузнецов рыбу в Петербург посылал – в подарок министрам. Я с обозом и поехал. Огромных рыб везли: я наверху воза на большом осетре сидел. В тулупчике мне холодно было. Коченел весь. Вечером, как приедешь, пока еще отогреешься; водки мне дадут. Потом в пути я себе доху купил».

Все – для фронта!

комсомолка Кристина Шумкова купила самолет для армии.jpgК сожалению, найти в архивах какие-либо данные о примерах, подобных перечисленным выше, за послереволюционный период мне не удалось. Такое было время – на первый план вышли коллективизация, индустриализация. Но это совсем не значит, что благотворительность исчезла. Скорее она просто сместилась на бытовой уровень – помощь соседу, другу. Широта души и порывов, готовность отдать едва ли не последнее никуда не делись. И наиболее ярко эти качества красноярцев проявились в годы Великой Отечественной войны.

Война резко изменила жизненный уклад каждого человека. Мысли тружеников края были прежде всего там, где шла битва за независимость нашей Родины. С первых дней войны в тылу началось патриотическое движение по оказанию материальной помощи фронту. Оно приняло самые разнообразные формы, но под одним лозунгом: «Все для фронта! Все для победы!»

27 июня 1941 года в «Красноярском рабочем» было опубликовано письмо 286 жен железнодорожников. Они писали: «В эти грозные для страны дни мы полны желания оказать помощь бойцам Красной Армии, выполняющим великую боевую задачу. Мы решили подготовить подарки бойцам Западного фронта… Обращаемся ко всем женщинам с призывом подготовить подарки нашим дорогим бойцам. Пусть бойцы, командиры и политработники Красной Армии, получая подарки, помнят, что за ними стоит весь многомиллионный советский народ, готовый в любую минуту встать на защиту своих завоеваний».

Жители края отправляли фронтовикам посылки с одеждой, продуктами, табаком. Особенно много было собрано теплых вещей. С первых дней войны рабочие и служащие по собственной инициативе начали отчислять часть своей заработной платы, сбережений, вносить ценности, облигации в фонд обороны. Только за два с половиной года войны красноярцы внесли в фонд обороны страны 25 миллионов рублей деньгами и 22 миллиона рублей облигациями госзаймов, передали 47 кг серебра и 23 кг золота из собственных фамильных ценностей.

Яркой демонстрацией патриотизма красноярцев стал сбор средств на строительство военной техники. Они вносили свои сбережения в создание танковых колонн «Красноярский рабочий», «Красноярский колхозник», самолетов «Красный медик», «Счастливое детство», санитарных самолетов, эскадрилий трудовых резервов, гидрометеослужбы и других боевых машин.

23 сентября 1942 года в Красноярск прибыл эшелон с детьми из Ленинграда – 1 458 крох. Из газет того времени: «На глазах у Симы и Гали Бычинских осколком снаряда убило мать. Двое суток сидели дети над ее трупом. Сима и сейчас каждый вечер просит погасить свет, «чтобы фашисты не бомбили».

К встрече детей готовился весь Красноярск, весь край. Собирали теплые вещи, игрушки. Районы оторвали от себя уже почти последнее – овощи, яйца, мед, масло, – только бы поправились малыши. Когда в детприемнике, где поначалу разместили детей, сняли карантин, в него потянулись десятки красноярцев – оформлять усыновление.

3 октября 1942 года в блокадный Ленинград отправился первый эшелон с продуктами, собранными жителями края. В 60 вагонах было 250 тонн продовольствия, в том числе 3,5 тонны сдобных сухарей, полтонны варенья, 117 индивидуальных посылок, картофель и другие овощи с личных огородов и участков. Делегация наших земляков, сопровождавшая поезд, до города на Неве добиралась почти месяц и пробыла в Ленинграде 16 дней.

Под крышей дома

7 декабря 1988 года Спитак в Армении в результате страшного землетрясения был разрушен до основания за 30 секунд. 19 тысяч человек стали инвалидами, погибли по меньшей мере 25 тысяч, 514 тысяч жителей города и окрестных селений остались без крова. Тысячи детей стали сиротами. На семейном совете мы принимаем решение – взять в свой дом ребенка из Спитака. Знаю точно – поступить так же были готовы сотни красноярцев. Довести дело до конца тогда не получилось. Всех детей пригрела под своим крылом местная армянская диаспора. Так было лучше во всех смыслах. А спустя четверть века Красноярье вновь распахнуло свои двери для людей, потерявших все. Беженцев из Украины.

Статус временно проживающего в Красноярском крае получили более трех тысяч украинцев. Из них почти 800 – дети. Кто-то из них отправился в районы, кто-то остался в Красноярске. Людям помогли с крышей над головой, работой, питанием не только власти, но и местные жители. Только один пример: администрация и жители поселка Большая Ирба Курагинского района оказали помощь семье Ромашенко, которая переехала в Сибирь из-за военных действий на Украине. Поселковая школа обеспечила детей Ромашенко учебниками, канцелярией, организовала бесплатное питание.

– В Большой Ирбе дети очень быстро адаптировались в школе, – говорит Надежда Ромашенко. – Старший сын-семиклассник рассказывает, что преподаватели очень хорошо объясняют материал, нет криков, страха. И мы с мужем чувствуем доброе отношение со стороны жителей поселка. На улицах люди здороваются, интересуются нашими делами.

Гуманитарный конвой

В августе 2008 года в разрушенную войной Южную Осетию ушли контейнеры с гуманитарным грузом, собранным красноярцами для пострадавших жителей республики. Очень многие жители края и целые трудовые коллективы перечислили свой дневной заработок в фонд для добровольных пожертвований. На эти средства волонтерами были закуплены медикаменты, мягкий инвентарь, продукты.

Так же было осенью 2013 года, когда затопило Дальний Восток. Люди делились теплыми вещами для взрослых и детей, фермеры тоннами отправляли в Хабаровский край и Амурскую область картофель, морковь и капусту. Размер перечисленных пожертвований на расчетный счет для пострадавших превысил 20 млн рублей. Деньги собрали врачи и медсестры краевой клинической больницы, сотрудники краевой прокуратуры, главного управления МЧС России по нашему региону и многие другие.

Продолжатель традиций

Хазрет Совмен– Один Хазрет Совмен делает для детей больше, нежели некоторые ФПГ, в адрес которых мы расточаем благодарности за пару построенных детских садиков, – так отозвался об известном красноярском меценате спикер краевого парламента Александр Усс.

В ряду славных продолжателей традиций красноярского купечества его имя по праву стоит одним из первых. В трудные для края времена на рубеже веков он предоставлял свои личные средства на выплату зарплат учителям и врачам, работникам культуры, помогал высшим учебным заведениям. Фонд Совмена – главный спонсор ежегодных культурных и оздоровительных проектов: Дня города Красноярска, Суриковского фестиваля, новогодних праздников, зарубежных поездок детских коллективов и ансамблей для участия в конкурсах. Им поддержан выпуск многих книг по истории края, об участниках Великой Отечественной войны и других.

Свой вклад Хазрет Совмен внес в строительство спортивно-оздоровительного парка на острове Татышев. На его средства обустроен парк им. 1 Мая в Ленинском районе краевого центра, создавался и поддерживается парк флоры и фауны «Роев ручей», проведена реконструкция площади и обустройство Караульной горы у часовни Параскевы Пятницы. Большинство красноярских храмов при их строительстве или реконструкции получили поддержку от фонда Совмена.

Детский дом имени СовменаСвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, посетивший Красноярск в 2012 году, вручил Хазрету Совмену орден Русской православной церкви за помощь в строительстве храма Рождества Христова на правобережье Красноярска, был восхищен детским домом, который построен и содержится с 2003 года. Детский дом-лицей имени Совмена больше напоминает дворец, вознесшийся в лучшем месте города – на Стрелке. В трехэтажном корпусе проживают 70 детей от 7 до 18 лет. Они ни в чем не нуждаются. Для каждого ребенка открыта перспектива в жизни. Даже после выхода из детского дома дети, продолжающие учебу в вузах, техникумах, училищах, не остаются без внимания, получают ежемесячно солидную финансовую поддержку. Совмена интересует судьба каждого выпускника детского дома. Добрые дела продолжаются – в 2013 году введен построенный на его средства детский сад на 135 мест в микрорайоне Покровском.

…Один из самых выдающихся меценатов России – Павел Третьяков в конце жизни писал: «Моя идея была, с самых юных лет, наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях, мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь». Слова Третьякова стали определяющими для многих и многих поколений жителей красноярской земли.

При подготовке материала использована информация из книг «Красноярск. От прошлого к будущему», «Роль частной и общественной инициативы в развитии образования Енисейской губернии в XIX – начале XX века».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного