Одно из главных впечатлений в любой поездке – люди. Встреча с хорошим человеком помогает чувствовать радость жизни. А если это не один человек, а целая семья, которая воспитала несколько поколений приемных детей, то заряжаешься энергией как от мощной батарейки. В уголках родного региона немало таких людей – гостеприимных, открытых, неиспорченных в наш век культивируемого эгоизма. Они составляют гордость края, крепкую основу и помогают ответить на вопрос: «В чем же секрет щедрой сибирской души?»
Место под сердцем
Наталья Халтурина и Сергей Филимонов живут в п. Причулымском Ачинского района. Небольшой поселок, жители которого знают цену труду. В каждом дворе – большой огород, домашний скот. Наталья и сама недавно держала корову, свиней – теперь часть хозяйства пришлось продать, остались кролики, куры и овечки. Всю жизнь работала – в сельской школе. Казалось бы, времени совсем нет: муж, дочки, служба, заботы по дому. Годы идут, пора бы и об отдыхе подумать. Но у семьи Натальи и Сергея мысли о другом: как помочь тем, кто одинок, брошен, не знает, что такое дом и семья. Однажды они встретили соседскую девочку, которая осталась без родителей. Наталья рассказывает:
– Олеся осиротела в 13 лет. Она через дом от нас жила. Мы знали, что девочку взяли под опеку. Как-то она пришла к нам в гости, осталась ночевать. А как-то вижу: Олеся стоит одна под дождем возле своего дома и плачет. Я сразу забрала девочку к нам, переодела, накормила. С нее и началась наша приемная семья.
Так в семье стало три девочки – две родные дочки Ксюша и Аня и приемная Олеся. Время бежало быстро в заботах и воспитании, дети росли. Старшая дочка окончила школу, уехала поступать в институт. Когда родители прочли в газете про социальный центр «Ястребовский» Ачинского района, где живут дети, оставшиеся без попечения родителей, сразу решили взять ребятишек. Позвонили директору, комиссия приехала, посмотрела условия. Так появились в семье Катя и Коля, брат и сестра. Затем приемным ребенком стала Ирочка, потом Варя с Никитой. В семье Натальи и Сергея уже восемь ребят, шесть внуков и большие планы на будущее. Они связаны, конечно, с детьми. Наталья гордится, что стала не просто приемной, а настоящей мамой сиротам:
Мы детей не бросили, когда им исполнилось по 18 лет. Дали образование. Ребята приезжают к нам, хотя живут в других городах, создали свои семьи. Внуков привозят! Самой старшей нашей Олесе – 28 лет. В Лесосибирске живет.
Танцуем от печки
В большом доме Натальи и Сергея центр детской активности расположился на кухне. Девочки стряпают угощение для гостей: булочки, пироги, пирожки и торт. Наталья Халтурина любит кулинарить. Никогда не покупает магазинных тортов, все печет сама, а рецептами делится в социальных сетях. Для армии журналистов, которые приехали в рамках пресс-тура «Енисей.РФ» в Причулымский к известной на всю округу приемной семье, дети накрыли огромный стол. Хлебосольность – черта сибиряков. Они знают, как принять гостей, порадовать вкусностями. Мы, конечно, не съели и половину угощений. Хотелось побольше пообщаться с семьей, узнать секрет их семейного благополучия. Что питает тот источник неиссякаемой энергии и душевного тепла? Наталья с удовольствием делится простой житейской мудростью:
Семья делает нас счастливыми и богатыми. Мы чувствуем детей сердцем. Воспитываем их так, чтобы детки выросли сильными, вышли в жизнь. Я им говорю: если споткнулись, упали, нужно подняться и идти дальше, не теряя человеческого достоинства. Конечно, мои дети изначально ущемлены, пережили гибель родителей. В нашей дружной семье они учатся улыбаться, радоваться, помогать друг другу.
Наталья говорит: деньги никогда не прячет, чтобы дети знали им цену. Если украдешь – украдешь у себя. К слову, зарплата приемной мамы – около четырех тысяч рублей плюс пособие на детей. Дорогих телефонов детям Наталья купить не сможет. Но и ребятишки понимают, что можно просить, а что нельзя.
Летом семья отдыхает на озерах, путешествует на семейном автомобиле. Родители мечтают взять еще детей на воспитание: у широкой души нет предела. В районной администрации инициативу готовы поддержать.
Сибирь без романтики
С каждым годом в крае все больше детей находят новых родителей, уходят в прошлое интернаты и казенное воспитание. Количество сирот, в том числе социальных, сокращается, при этом семей, желающих усыновить ребенка, становится больше. Каждый год около двух тысяч детей попадают в семью. И как итог – за последние несколько лет в регионе закрылись 22 детских дома.
О щедрости сибирской души, готовности помогать и отдавать писали известные мыслители. Михаил Бакунин писал:
Должно отдать справедливость Сибири. При всех недостатках, укоренившихся в ней от постоянного наплыва разных, часто весьма нечистых элементов, как-то: бесчестья, эгоизма, скрытности, взаимного недоверия, – она отличается какою-то особой широтою сердца и мысли, истинным великодушием.
Валентин Распутин в своем очерке «Сибирь без романтики» и в других произведениях исследовал сибирский характер и вывел его заметные черты, причем приятные и неприятные. В любом случае сибиряк – нечто большее, чем просто место обитания, особый характер и самобытность.
Исторически без взаимовыручки и общинного духа у нас не выжить. Уходя из таежного зимовья, охотник обязательно оставлял дрова, спички, соль, припасы. Чтобы любой странник, заблудившийся в лесу, пришел после нас и мог получить кров и тепло. Законы и традиции неукоснительно соблюдались веками. Возможно, громкие оды сибирской душе могут оказаться несколько преувеличенными. Но есть и крепкие основания для них. В годы войны сибирские дивизии, в том числе и формирования добровольцев, отличились на фронте, самоотверженно защищали родину. В это лихое время семьи наших земляков принимали у себя тысячи эвакуированных со всей центральной части страны. В начале войны из блокадного Ленинграда в Красноярск и другие города края прибывали эшелоны с людьми. Это были в основном женщины и дети, зачастую уехавшие из родных мест в одном платье. Теперь их надо было обеспечить жильем и работой, накормить и одеть. В Канск приехал эвакуированный из северной столицы Дом ребенка. Измученные войной, больные дистрофией дети мобилизовали сибиряков, также сильно подкошенных тяжелым трудом в тылу. Жители Канска устроили ребят в лучших домах, закрепили медицинских работников, нянечек. Медики сделали все, чтобы спасти детей.
Суровая Сибирь остается островком тепла, родиной людей разных национальностей, где ценят общение, где привыкли помогать и поддерживать, не думая о наживе и личной выгоде. Здесь чтут традиции. Как в семье Натальи Халтуриной, которая никогда не думала о себе без мыслей о детях, не мечтала о блестящей карьере, но построила самый крепкий фундамент – большую семью.
Отдавая, приобретаешь еще больше – с этой заповедью не поспоришь. Мы отдаем, и от этого становимся только богаче. Может, в этом суть качества сибирской души?
Фото автора
Материалы подборки «Семейные истории»: