Отмена тюремных уроков

Одними запретами подростковую преступность не победить

Отмена тюремных уроков Одними запретами подростковую преступность не победить

Нередко подросток, освободившийся из колонии, оказывается там снова. Что толкает его на новое преступление и можно ли предупредить рецидивную преступность среди подростков? На прошлой неделе комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав искала пути решения этой проблемы.

С 2007 года в крае количество несовершеннолетних ребятишек – участников преступлений – сократилось с 1 978 до 1 892. Однако при этом актуальной остается проблема неоднократности совершения преступлений.


В последние годы их число остается стабильным – 600 с лишним случаев. Эту цифру по праву уже называют магической. В этом году она увеличилась с 622 до 651 преступления.

Проблема рецидивов среди подростков стала рассматриваться комиссией ПДН еще в 2009 году. Тогда основной акцент был сделан на детях, освободившихся из Канской воспитательной колонии. Для реабилитации ребят в том же году было открыто отделение в реабилитационном центре «Ястребовский». Благодаря работе центра рецидив у подростков, отбывших наказание, снизился вдвое – с 35 до 17 человек, или на 51,4 %.

По данным министерства социальной политики, на первое октября 2011 года на учете комиссии ПДН края состоят 2 663 несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом. Это 43 % детей из общего числа ребят, находящихся в социально опасном положении. Сколько из них переступит закон снова, зависит от слаженной работы субъектов профилактики и от новых алгоритмов действий, которые уберегли бы ребенка от еще одной серьезной ошибки в жизни.

– Анализ тенденций повторной преступности показал, что существуют временные отрезки, где мы этих ребят упускаем. Ребенок вышел из колонии, и больше за ним никто не наблюдает, в то время как должно быть непрерывное сопровождение к месту постоянного пребывания после снятия с учета, – рассказывает заместитель губернатора – заместитель председателя правительства края Ольга Карлова. – Если в отношении подростка возбуждено уголовное дело, мы должны об этом знать незамедлительно. Пока пройдет бюрократическая процедура оповещения комиссии, мы упустим неделю или две.

Помочь раскрыться

Сегодня в Канской воспитательной колонии, куда попадают дети со всего края, 65 подростков. При лимите наполнения свыше 300 человек это небольшая цифра. Тем не менее дети возвращаются. Что заставляет ребенка снова красть или хулиганить?

По мнению самих несовершеннолетних правонарушителей, основная причина, толкающая их на преступление, – жилищно-бытовые проблемы.

– Вроде наши социальные работники помогают, вроде есть родители, но очень часто, когда мы сопровождаем детей до 16 лет, ребенок со слезами на глазах просит нашего сотрудника: «Забери меня обратно», – отмечает начальник управления психолого-педагогической и социальной работы с осужденными ГУФСИН Андрей Луханин.

Тот факт, что дети не боятся возвращаться, – это колоссальная проблема. Хотя понять их можно. Зачастую работодатели не хотят принимать на работу бывших несовершеннолетних заключенных. В такой ситуации детям проще достать спиртное, чем трудоустроиться. А в состоянии алкогольного опьянения и в соответствующей компании отключаются «тормоза», и ребенок идет на повторное преступление. И здесь есть над чем задуматься – в 2011 году количество таких преступлений выросло с 88 до 118.

У комиссии по делам несовершеннолетних есть вариант решения проблемы повторной преступности – ввести в структуру социальной реабилитации такую должность, как куратор отдельного случая. В некоторых территориях края эта методика уже действует и имеет положительные результаты, но есть и такие районы, где такой способ борьбы с преступностью среди детей в новинку.

В первую очередь кураторы случая – это органы социальной защиты. Люди, которые занимаются подростками в трудной жизненной ситуации. Уже назрела необходимость в специалистах, которые бы работали индивидуально с каждым трудным подростком.

– Люди и так закрытые – и подростки, и семьи. А если и готовы раскрыться, то они артисты очень хорошие – дают ту информацию, которую мы от них ждем, а не ту, которая на самом деле есть. А когда нет понимания, когда ты не залез в душу человеку, как ты можешь сказать, что он сделает в следующий момент? – говорит Ольга Карлова.

В крае будет проводиться обучение навыкам работы с детьми – Педагогический университет имени Астафьева готов предоставить базу.

– Красноярский край – такой большой, мощный регион. Мы можем разработать систему, в которой будет детальная работа с каждым таким подростком, с каждой семьей, – добавляет Ольга Карлова. – Действительно, когда занимаются одним делом 15 субъектов, тогда и ответственность размывается. Помните, у Райкина было? Этот пуговицу пришил, этот – карман, этот – еще что-то. В результате никто ни за что не отвечает. А помощь подростку должна быть адресной.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного