Совет Федерации, верхняя палата российского парламента, – орган, депутаты которого не избираются нами напрямую. Не удивлюсь, если 9 из 10 случайных прохожих даже не знают, кто сейчас представляет в Совете Федерации край. Между тем, это такая же полновесная палата Федерального Собрания, как и Госдума, если не сказать «старший брат». И нынешний парламентский сезон выдался для него на редкость ярким.
Вид сверху
В нынешнем году сенаторы несколько раз оказывались на острие не только российской – международной политики. Сначала Совет Федерации проголосовал за разрешение президенту использовать военный контингент за пределами страны. Это (почти единогласная поддержка решимости Путина в регионах) стало холодным душем для горячих киевских голов. Позже, отзывая это разрешение в момент начавшихся переговоров между украинской армией и ополченцами, сенаторы подчеркнули миротворческую позицию России.
Весной был ратифицирован договор о присоединении к России Крыма и Севастополя. За ратификацией последовала объемная рутинная работа по включению новых субъектов в федеральное законодательное поле.
Немало решений было принято и по вопросам внутренней политики. Главный, наверное, из них – обновление принципа формирования обеих палат парламента: в Совете Федерации появятся сенаторы, назначаемые президентом, а депутаты Госдумы вновь будут избираться по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе (и по спискам, и персонально). Кроме того, в бюллетень вернулась графа «против всех».
Совет Федерации как защитник интересов регионов ведет постоянный мониторинг того, как на развитие страны влияет ее членство в ВТО, в таможенном союзе, как реализуется политика ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока.
Позиции края в Совете Федерации достаточно сильны. Андрей Клишас – представитель от нашего правительства – занимает пост председателя комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. В последний день минувшей зимы ушел из жизни представитель от Законодательного собрания края Вячеслав Новиков – человек, обладавший исключительным опытом и кристальными моральными маяками. В свое время он был председателем краевого совета депутатов, является автором идеи и одним из создателей ассоциации «Сибирское соглашение». Вячеслав Александрович стоял у истоков федеративного договора, определившего, как именно будет устроено современное российское государство, и был одним из тех, кто отстоял равенство прав области и края по отношению к правам республики в составе России. В Совете Федерации он занимал пост зампреда комитета по бюджету. 4 апреля сенатором от Законодательного собрания края стал первый заместитель председателя Валерий Семенов, опыт которого тоже говорит за то, что в сенате он «не потеряется».
Врио губернатора в Москве
Президент Владимир Путин встретился с врио губернатора края Виктором Толоконским. Не сказать, чтобы встреча носила какой-то системный, тем более фатальный характер. Судя по стенограмме, президент решил убедиться, что смена руководителя региона дала положительный эффект, поскольку именно об эффекте, о промежуточных итогах, и шла речь. Исполняющий обязанности губернатора доложил об основных точках приложения усилий: промышленная стратегия, детские сады, рост доходов бюджетников, преодоление кадрового дефицита в сфере образования и здравоохранения. Еще раз акцентировал внимание на дисбалансе между высочайшим ростом налоговой выручки государства в крае и нулевым ростом краевого бюджета. Главным в разговоре можно, пожалуй, считать вот эту цитату врио губернатора Виктора Толоконского: «Но в основном сейчас занимаемся ростом доходов: поработали со всеми крупными компаниями, со всеми налогоплательщиками, не забываем малый бизнес. Стараемся активизировать и расходы (есть и проблема дорог, и проблема больших территорий), но все-таки акцентирую задачу на росте доходов. Думаю, что мы уже в этом году по доходам прирастем».
Речь не идет о траншах от Федерации в качестве разовой компенсации. Речь о системном росте собственных доходов. Выстраивая политику работы с бизнесом на крупных компаниях, все эти годы мы наращивали инвестиции, вводили рабочие места, повышали зарплаты в регионе, но, увы, почти не наращивали собственных доходов края, ибо все кратно выросшие налоговые отчисления либо уходили в Москву как федеральные налоги, либо обнулялись через механизм консолидированных групп. В Новосибирской области, лишенной мощного промышленного потенциала, врио губернатора Виктору Толоконскому приходилось искать другие точки роста, например, опираться на малый и средний бизнес, не включенный в хитрые налоговые схемы и обладающий серьезным потенциалом роста. Эту же успешную тактику он, по-видимому, применит и в крае. Еще один итог визита врио губернатора в столицу: Москва подтвердила выделение 40 млрд на универсиаду (по формуле «Федерация – 80 %, край – 20%») и утвердила список строящихся и реконстуируемых объектов (подробности на странице 3).
Минус 20 %
Это арифметическое действие из задачки о сокращении чиновников, каким бы невероятным это ни казалось, близится к завершению. Вот лишь несколько цифр, актуальных на середину минувшей недели:
минздрав: 198 – 35 = 163;
минсоцполитики: 142 – 25 = 117;
минспорт: 70 – 16 = 54.
В других министерствах и ведомствах сокращения поскромнее, но казначейство компенсирует все: вместо 454 человек с ноября в нем будут работать только 55. Это минус 399 – почти ровно половина от всего сокращаемого контингента. Кроме того, вовсе упраздняется институт полпредов губернатора в краевых округах. Это еще минус 5.
Кое-где ряды чиновников и пополнятся, что в первую очередь связано с передачей полномочий. К примеру минкульт, в ведение которого передается краевой туризм, вырастет на 1 ставку, минэкономики увеличится на 3 ставки – с 99 до 102 штатных единиц. Вот такая рисуется математика.
325 подписей в поддержку
Между тем в четверг в 09.15 утра врио губернатора Виктор Толоконский, выступающий в данном случае в роли выдвиженца на пост губернатора от партии «Единая Россия», передал подписи муниципальных депутатов в свою поддержку в избирательную комиссию Красноярского края. Комментировать тут особенно нечего, кроме того, что врио губернатора Виктор Толоконский подал подписи в избирком первым среди других выдвиженцев и теперь, с момента признания их надлежащими, получит статус кандидата в губернаторы Красноярского края.
Вообще подписей было собрано гораздо больше – 1100, но закон определяет потолок 5 % от общего количества муниципальных депутатов плюс 15 подписей на случай выявления брака, и разница эта говорит о своего рода «запасе прочности» поддержки выдвиженца на местах.
Остальные выдвиженцы, по-видимому, все еще заняты проблемой прохождения через муниципальный фильтр, однако, судя по информации на местах, этот барьер не станет для них непреодолимым. Все в итоге решится в сентябре непосредственно на участках для голосования посредством наших с вами персональных голосов.