Нести просвещение в глубинку во все времена считалось самой благородной и патриотической миссией. В прошлом веке тысячи учителей ехали туда по распределению. Молоденькие выпускницы даже столичных педвузов могли оказаться в глухом горном ауле. Как сейчас заманить учителей в деревню?
Психолог – профессия значимая
Информационные технологии, различные общероссийские конкурсы стирают границу между городом и деревней в плане развития. Действуют программы поддержки молодых учителей. Однако общего рецепта нет, тут срабатывает только индивидуальный подход. Убежденный городской житель может вдруг забыть о прелестях мегаполиса и погрузиться в сельские реалии. Бывает и так: рубанул сплеча, переехал в глубинку, но сомнения остались. Каждый делает свой выбор. В Шарыповском районе молодыми учителями, которые приехали в район, очень гордятся. Как говорится, лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме.
В Холмогорской средней общеобразовательной школе появился психолог. Алина Шуренкова приехала из Красноярска, почти за 400 км от столицы края. Специалиста здесь долго ждали. Алина Николаевна – уроженка села Холмогорское, но училась и жила в большом городе. В 2015 году окончила Московский психолого-социальный университет, а потом супруг неожиданно позвал вернуться в родные края. Небольшой кабинет педагога-психолога от других школьных помещений отличает необычное устройство – световой песочный стол. Дети рисуют пальцами на песке, создают картины, которые помогают расслабиться, успокоиться, снять напряжение. Алина Николаевна говорит, что песочная терапия очень эффективна, помогает проживать различные ситуации с детьми и просто отвлечься от учебы, улучшить внезапно упавшее настроение.
Тезка психолога, маленькая Алина, ученица школы, еще минуту назад собиралась плакать, но педагог-психолог сразу нашла подход, предложила игру, и девочка начала улыбаться. Грамотный специалист – настоящее достижение для сельской школы. В Холмогорском есть дети с ограниченными возможностями здоровья, ученики коррекционных классов. Практика инклюзивного образования здесь освоена на отлично. Занятия с психологом важны и для вундеркиндов – одаренных учеников, которые покоряют олимпиады, конкурсы.
Но особенно помощь нужна тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Малышка Алина как раз тот случай. Ее привезли из другого поселка и поместили в социально-реабилитационный центр Холмогорского. Органы опеки вынуждены были оградить девочку от жестокого обращения папы. А мамы у нее нет. С ней предстоит много работы, чтобы вернуть Алине ощущение беззаботного детства. Сегодня Алине опять стало плохо на уроке, она пришла к психологу. Девочке трудно дается адаптация в новой школе. Ребенок часто плачет, чувствует себя потерянным. Ей еще не нашли опекуна, родные не спешат взять Алину в семью. Девочка все чувствует, переживает, учеба дается ей с трудом. У психолога она расцвела: с удовольствием поиграла с песком и вернулась на урок. Молодой педагог радуется вместе с ребенком. Алине 27 лет, она первый год в холмогорской школе, но уверена в своих силах:
– Меня дети не воспринимают как педагога, поэтому я могу стать им другом. И тогда они раскрывают свои тайны и секреты, делятся переживаниями. Они знают, что я никому не расскажу об этом. Мы часто проводим с детьми тренинги, садимся в кружок. Главное правило тренинга: все, что сказано в круге, остается в круге. Дети хорошо понимают и соблюдают этот принцип.
Как яркое солнышко, появляется в кабинете психолога Витя, маленький ученик с большой улыбкой. Вите трудно передвигаться, у него ДЦП. Но все, кто рядом, рады протянуть мальчику руки помощи. Ученики школы переживают за Витю, всегда уделяют ему внимание. На занятиях с психологом Витя немного расслабляется после учебы. Ему трудно дается речь, письмо. Но энергии у парня хоть отбавляй. Витя с радостью позировал фотографу, выполнял все задания Алины Николаевны. Молодой психолог говорит, что именно Витя показал ей значимость профессии:
– Я его веду с сентября. И вижу, как он меняется, как улучшается его эмоциональное и физическое состояние. Результаты есть. Каждый прогресс ребенка дает мне силы и желание работать.
Результат дает силы
Завуч школы Елена Галкина отмечает:
– Мы искали человека, который будет вкладывать душу в свою профессию, в детей. И нашли! У Алины Николаевны горят глаза, она хочет и умеет работать. Осталось решить жилищный вопрос семьи. И улучшить материально-техническую базу кабинета психолога. Пока это обычная комната. Но я как администратор обещаю превратить ее в уголок для релаксации. Можно поставить аквариум, оформить интересно стены, поставить музыкальный центр, современные кресла. Зонировать помещение. У нас молодой директор школы – Сергей Кузнецов. Он отличный педагог и организатор, умеет считать деньги. Надеемся, что с его помощью все планы реализуются.
Алина и не думала, что окажется в сельской школе и заболеет ею:
– Здесь свой мир, он кардинально отличается от той атмосферы большого города, в которой я жила раньше. Я считала, что не смогу жить и работать в маленьком поселке вдали от мегаполиса. Но мне здесь спокойно и хорошо, люди окружают очень добрые. В этом большой плюс сельской школы. На мой взгляд, здесь, в Холмогорском, есть все условия, чтобы растить и правильно воспитывать детей, которые откликаются на каждый твой призыв. Сейчас моя цель – нарабатывать опыт, повышать квалификацию. Пусть мой карьерный рост ограничится одной должностью, но я не хочу отсюда уезжать. Ведь здесь работают не за зарплату. В школу приходят по велению души.
Коллега Алины Шуренковой Виктория Приймак приехала в Холмогорское работать учителем начальных классов. Специалист окончила Ачинский педагогический колледж – кузницу кадров для сельских школ. Жилищный вопрос пока решен временно: комната в общежитии. Виктория взяла в прошлом году первый класс, за год детки стали ей как родные. Завуч школы подчеркивает:
– Мы гордимся всеми своими новичками, хотим еще больше молодежи пригласить.
Без математиков – никуда!
Обычная сельская школа живет скромно. В некоторых кабинетах парты и стулья с металлическим каркасом образца 80-х годов. За такими еще я училась. Но коридоры и окна утопают в цветах, за которыми ухаживают сами ребятишки. Каждый уголок здания говорит о том, что дети его любят. Но готовы ли учителя приезжать в районы, окунаться в эту скромную сельскую жизнь? Между тем школы в глубинке нуждаются в обновлении кадров, так как львиная доля педагогов в коллективе – пред- и пенсионного возраста.
В парнинской средней школе № 5 два учителя математики. Любовь Страхова, опытный педагог с большим стажем. Она курирует 23-летнего Ярослава Крестьянинова, новичка, только постигающего педагогику. Он окончил Лесосибирский педагогический институт СФУ. Участвовал в конкурсе, объявленном краевым министерством образования. И сам выбрал свое место работы – село Парная:
– Для меня Шарыповский район – как другая страна. Все-таки сотни километров от Енисейского района, где я жил. Друзья и родные остались там. Кроме того, я из города переехал в деревню. Трудно, не скрою, но выбор сделан. Я выбрал парнинскую школу по своим критериям. Во-первых, она большая, на 350 учеников. Во-вторых, ее окружает курортная зона. И главное, мне предоставили трехкомнатную квартиру.
Зарплата у сельского учителя чуть выше. Кроме того, зарабатывать позволяет система баллов. Есть и программа для молодых педагогов, которая предусматривает выплаты 350 тысяч рублей, если специалист останется в селе на три года. Служебное жилье, после определенного стажа работы, также можно будет приватизировать. Но пока идет первый год в школе. Даже для мужчины это испытание. У Ярослава пятые-шестые классы, самые шустрые и непоседливые дети, к которым не так просто найти подход.
Работы у педагога много. Уроки отвел, надо тетради проверить, подготовиться к следующему уроку, найти интересную подачу материала, чтобы удивить ребят. Ярослав критически относится к себе и подвергает сомнению свои успехи:
– Я еще не определился до конца со своим призванием. Мне нравится школа, но не могу сказать, что готов отдать ей всю жизнь. Пока я пробую, изучаю профессию педагога. И пробую жить в сельской местности. Но я больше тяготею к городской, тут мне непривычно, не адаптировался еще. Хотя еще рано делать выводы.
Любовь Страхова поддерживает коллегу:
– Ярослав очень ищущий человек, творческий. Очень старается. Я всегда его хвалю и помогаю. Вижу, как растет его квалификация. Он ни один вопрос не оставит без внимания, найдет, узнает, расскажет. В конференциях участвует, на курсах учится, спортом занимается. Ему интересно развиваться, идти вперед.
Как можно отпустить такого перспективного сотрудника? Об этом педагогам и подумать страшно, хотя они все понимают. Их задача – помочь Ярославу влюбиться в школу и профессию. Опыт работы в сельской школе может стать для него лучшим жизненным стартом.