Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?

Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Фото: Олег Кузьмин, Руслан Рыбаков

Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом в Минусинске. Изменилось многое – в финансировании, уровне специалистов, подходах. В преддверии Международного дня памятников и исторических мест, который отмечают на этой неделе, мы поговорили с руководителем службы государственной охраны объектов культурного наследия Павлом Гутенковым о том, над какими объектами в крае работают сейчас и какие здания мы увидим уже в другом качестве к 400-летию Красноярска.

 Миллиард на Покровский собор

 

– Павел Евгеньевич, в прошлом году в рамках подготовки к 200-летию Минусинска отреставрировали более 20 объектов города.

– И эта работа не закончена. Мы продолжаем реставрировать гостиницу «Метрополь», одно из зданий драмтеатра. На самом деле, я не думаю, что за Уралом кто-то может похвастаться такими масштабами работ, какие были выполнены в Енисейске или Минусинске. Что касается Красноярска, то сейчас уже в финальной степени готовности находятся четыре объекта на пересечении улиц Мира и Вейнбаума: там за счет частного инвестора были отреставрированы два бывших больничных здания, гараж с проходной, их назначение, конечно, будет изменено. И знаковый для нас объект – это церковь Николая Чудотворца начала прошлого века. Работы идут на очень высоком уровне и завершатся, скорее всего, в начале следующего года.

Еще один из значимых объектов – это церковь Параскевы Пятницы в Барабаново, которой около 170 лет. В европейской части России таких старинных деревянных храмов немало, но у нас она одна. И там, скорее всего, процесс завершится только в следующем году. Это связано с уникальной настенной росписью: так называемые паруса с живописными изображениями евангелистов (треугольные конструкции, обеспечивающие переход от стен храмовой части к потолку) мы вообще отправили в Москву для реставрации. У нас по пальцам одной руки можно посчитать, кто в России качественно работает с реставрацией живописи, и нам удалось договориться с одними из них – с Российским художественно-промышленным университетом им. С. Г. Строганова, остальные загружены на три года вперед. Потом эти элементы привезут сюда и будут устанавливать.

В центре Красноярска заканчиваются работы на доме-музее Красикова, который известен тем, что там на протяжении 30 лет проживал протоиерей кафедрального Рождественского собора В. Д. Касьянов.

Дождалась реставрации и Ольгинская церковь в Уярском районе – уникальный деревянный храм, освященный во имя святой равноапостольной княгини Ольги, построенный в честь рождения первой дочери императора Николая II. Статус объекта культурного наследия она получила еще в 1980 году. Двадцать лет назад были выделены деньги, но их оказалось недостаточно. Сейчас есть финансирование и согласованный проект. Мы не делаем из нее «новодел» – это самое важное. Мы боролись за это с проектировщиками в Барабаново – мы не заводим туда отопление, мы оставляем ее максимально идентичной.

 – Еще есть храмы исторические, о реставрации которых говорится давно, к примеру, это самое старое из сохранившихся на данный момент каменных зданий Красноярска – Покровский кафедральный собор.

– По нему мы долго ждем проект – он находится в Главгосэкспертизе, есть там некоторые бюрократические сложности, потому что объект находится в федеральной собственности, но мы очень хотим его успеть сделать к 400-летию города Красноярска. Храму более 200 лет, и там нужно многое менять, по оценкам проектировщиков, понадобится чуть более миллиарда рублей. Есть, к примеру, сложности с фундаментом, потому что его никогда не усиливали.

 

– Планировали заняться храмом в Сухобузимском, который тесно связан с семьей Суриковых. И в Ачинске почти его ровесник – Казанской собор.

– Как только проект получит положительное заключение государственной экспертизы, а это должно произойти в текущем году, будем просить финансирование. В Барабаново предполагается не только отреставрировать церковь, но и организовать музей – примерно так, как это сделано в Енисейске, когда часть площади храма занимают музейные экспозиции, поэтому было бы логично сделать единый турмаршрут. Из Барабаново отправиться в Сухобузимское, где у нас проходят масленичные гуляния.

В Ачинске пытались противоаварийные работы выполнять. Но собор у нас пока в планах – в 2025 году запланировано финансирование на проект. Есть еще надежда, что глава города сможет договориться с крупными предприятиями Ачинска, может, они помогут. Вообще в городе много исторических зданий – в одном из них, как и в Минусинске, планируется сделать загс.

В Енисейске продолжат работы

 

– Когда готовились к реставрации Енисейска, то за пять лет уже начали говорить о тех зданиях, которые там будут восстановлены, а вот про красноярские почему-то не слышно…

– Мы, кстати, из Енисейска не уходим. И договорились, что будем не только содержать те объекты, которые уже отреставрированы, но и возьмем в работу еще несколько.

Это амбар, который потом перейдет к музею, понятно, что назначение он поменяет – возможно, там разместятся какие-то выставочные пространства. И еще два объекта: здание келий и настоятельский корпус, находящиеся на территории Иверского женского монастыря.

 

– Самое главное, что в Енисейске исторические здания не просто восстанавливаются, они получают новую жизнь.

– Сейчас музей настолько преобразил дом купца Бородкина, там такая гостиница получилась замечательная, где гости смогут почувствовать атмосферу XIX века…

Вернемся к Красноярску. У нас по Мира, 70, здание типографии Кудрявцева, где давно располагается медицинский колледж. Сейчас проект готов, прошел в марте экспертизу, заявляемся на следующий год на финансирование.

В доме по Маркса, 42, – дом, где в 1957 году начал работать Институт физики под руководством Киренского Леонида Васильевича, а построен он был немецким ботаником Лессингом еще в середине XIX века, сейчас делаем противоаварийные работы – это связано со строительством метро, укрепляем фундамент. До конца года получим проект и будем заявлять на финансирование.

Похожая ситуация со зданием, которое сейчас относится к музею Сурикова (его фасад выходит на улицу Парижской Коммуны). Предполагается, что в будущем это здание совместно с особняком составит единый архитектурный ансамбль.

 

– Был проект музейного квартала, который включает это здание, у нас из-за дефицита места многие из имеющихся коллекций не выставляются.

– Да, мы хотим там сделать то, что, к примеру, для Санкт-Петербурга уже стало привычным форматом, но чего еще в Красноярске не было: получить внутренний дворик для экспозиции, установив, к примеру, легкую и прозрачную конструкцию.

Вместе с этим к 400-летию Красноярска планируются мероприятия по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Троицкий некрополь», старейшее из сохранившихся к настоящему времени кладбище Красноярска, являющееся местом захоронения многих выдающихся людей. Запланировано проведение благоустроительных работ: сделать тропинки, освещение, восстановить некоторые памятники.

Разрабатывается проект и по Троицкой церкви, дальше будем просить деньги у Федерации – это объект федерального значения. Если не получится, то будем думать, как хотя бы за краевые деньги сделать фасад здания.

В связи с началом строительства линии скоростного подземно-наземного легкорельсового транспорта в Красноярске выявлено, что в зону влияния попадает более 22 объектов. Здесь при необходимости будут выполнены противоаварийные работы, связанные с усилением конструкций.

Отдельная история – это реставрация жилых многоквартирных домов. Я думаю, у нас получится совместно с администрацией города и с фондом содействия ЖКХ сделать это. К примеру, здания на Мира, 105, Мира, 107, или Мира, 85, – этот дом был построен по проекту известного красноярского архитектора В. А. Соколовского.

В СФУ откроют бакалавриат по реставрации

 

– Облик города уже изменился, но, пожалуй, один из самых важных моментов – изменилось и мировоззрение людей, они поняли, что это не просто старые дома, это то, чем можно и нужно гордиться.

– У службы есть функция популяризации – коллеги делают мини-фильмы, мультфильмы, проводят конкурс фотографии, рисунков, и не только среди школьников, но и студентов. Мы растим поколение, которое даже если не станет реставраторами, но потом с большим уважением будет относиться к нашему культурному наследию.

– Что касается образования, ранее нередко высказывались претензии по качеству работ, связанных с низким уровнем квалификации специалистов. Готовим ли мы собственные кадры в крае?

– Дело в том, что у нас просто ранее, до Енисейска, такого финансирования и такого объема работ не было, соответственно, и спрос на таких специалистов был небольшой. Потом пошли масштабные работы, востребованность увеличилась, и даже некоторые строители стали обучаться, обращаться в министерство культуры, сдавать экзамен, получать документы.

А с 2013 года в институте архитектуры и дизайна СФУ действует программа магистратуры «Реставрация и охрана архитектурного наследия».

Готовят проектировщиков, архитекторов-реставраторов, исследователей культурного наследия края. В этом году с 1 сентября в СФУ открывается подготовка специалистов на уровне бакалавриата по архитектурной реставрации. Это продолжение реализации крупного проекта Сибирского федерального университета по формированию непрерывной подготовки в области архитектурной реставрации на всех уровнях образования: бакалавриат – магистратура – аспирантура – дополнительное образование.

Мы же с удовольствием принимаем практикантов, и у нас за последние годы пришло немало молодых специалистов. У нас сейчас уже средний возраст сотрудников около 30 лет, это говорит о том, что интерес к этой сфере растет.

В настоящее время реализуется проект по созданию высшей школы архитектурной реставрации СФУ на базе объекта культурного наследия «Красноярская мужская гимназия» на ул. Ленина, 70. В программе изучение региональных особенностей памятников архитектуры в Приенисейской Сибири XVII–XX вв., изучение методики разработки научной документации о выявленных объектах культурного наследия для подготовки экспертных заключений для постановки на государственную охрану. Важная составляющая – проектно-производственная реставрационная практика на базе ведущих проектно-реставрационных организаций Красноярска, Санкт-Петербурга и других исторических городов.

 Объект культурного наследия – это престижно

 – В крае отбывал ссылку знаменитый врач, святой, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. Есть здание на Вейнбаума, где он жил, там планировали сделать музей. Это объект, который имеет статус памятника, но находится он не в очень хорошем состоянии.

– Что касается дома Потехина на Вейнбаума, честно скажу, что ситуация там печальная. Это здание находится в частной собственности. Собственник не исполняет свои обязательства, дом в плохом состоянии, мы обратились в суд, и он принял нашу сторону. В итоге владельцу запрещен выезд из России, но все наши методы побуждения – они не помогают. Самый идеальный вариант – это когда самому собственнику становится интересно заниматься памятником, хотя, быть может, вначале он не знает, как от него отделаться. Вот компания «Сибиряк» имеет обязательства восстановить «Винную монополию», и ранее они считали, что это напрасные траты, а сейчас есть планы перенести офис в это здание. Они поняли, когда офис находится в доме, имеющем статус объекта культурного наследия, – это престижно, и они готовы вкладывать деньги. А на Вейнбаума результата пока нет, рассматривался вопрос о музее, но уже есть такой в здании медуниверситета.

 – Законодательно есть возможность лишить собственника здания?

– Да, если он относится ненадлежащим образом и это ведет к уничтожению памятника. Но это крайний вариант, и он предусматривает, что у нас будет соответствующее финансирование, иначе все не будет иметь смысла.

Отсканировать и возродить

 

– Сейчас много говорится о применении искусственного интеллекта в разных сферах. Есть практики, когда он помогает архитекторам в реставрации?

В последнее время появилась программа, где данные об объекте строительства представляют собой не таблицы и перечни, а структурированную виртуальную модель с параметрами, скоординированными между собой и имеющими конкретную геометрическую привязку.

Я думаю, в ближайшие годы все-таки законодательно закрепят это, и проектировщики будут проектировать уже в этой технологии. Мы заранее готовились, некоторых специалистов отправили на обучение. Это проектирование сразу в 3D-плоскости. Если сместить стену на плане этажа в программном обеспечении, то стена автоматически переместится и на всех разрезах, планах фасадов и 3D-визуализациях.

И еще один момент: наши проектировщики начали применять 3D-сканирование, которое выдает с абсолютной точностью размеры фасадов, декоративных элементов. Мы решили, что мы будем потихоньку сканировать наши здания, хотя пока законодательство этого не требует. Таким образом, если через 10, 20 или даже 50 лет встанет вопрос о реставрации, мы будем с большей точностью составлять план. Сейчас специалисты, когда разрабатывают проект, поднимают исторические фотографии, пытаются по ним восстановить, к примеру, внешний облик, уже утраченные элементы. Но фото дает искажение, размеры меняются. При использовании сканера этого не произойдет. Мы сейчас работаем над формированием такого архива.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
4 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: путеводной звездой для писателя стало письмо от дочери его героя
Письмо, полученное от дочери героя своего первого рассказа, Астафьев называл «путеводной звездой в работе». Самое первое свое произведение «Гражданский человек»
Без рубрики
4 мая 2024
Четыре мифа о войне
Как и многие события глобального масштаба, Великая Отечественная война не сразу начала обрастать мифами – в данном случае слово «миф»
Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ