На строительстве магистрального нефтепровода Куюмба – Тайшет произошло знаковое событие. ООО «ЦУП ВСТО» (дочернее общество ОАО «АК «Транснефть») завершило строительство спецперехода воздушной линии электропередачи через реку Ангара в Богучанском районе протяженностью 3 085 метров. От берега до берега великой сибирской реки протянулись нити проводов.
В соответствии с классификацией Градостроительного кодекса Российской Федерации спецпереход через реку Ангара по своим техническим показателям относится к уникальным объектам. Возведены четыре анкерно-переходные опоры – каждая высотой 125 метров и весом более 250 тонн. Протяженность руслового пролета – 2 065 метров, перепад высот между берегами реки Ангара в месте перехода – 240 метров. Совокупность этих непростых условий потребовала выполнения сложных инженерных расчетов, слаженной координации действий строителей, монтажников, инженеров. Специалисты ООО «ЦУП ВСТО» с этой задачей справились на отлично.
Строительство спецперехода началось в 2015 году в рамках проекта «Магистральный нефтепровод Куюмба – Тайшет. Внешнее электроснабжение ГНПС № 1, НПС № 2, НПС № 3». Выполнены работы по расчистке просеки от леса, в разработанные котлованы установлены по 96 свай и сооружен бетонный ростверк объемом 500 кубических метров.
Дальше все шло быстро и в четком соответствии с утвержденным графиком. Разработку котлованов и устройство фундаментов закончили уже к октябрю. Начались сборка и монтаж опор, высота которых потребовала применения специальной техники – двух автокранов грузоподъемностью 500 тонн со специальной удлиненной стрелой. Нужно отметить, что таких автокранов в стране всего несколько единиц, и те, что работали на спецпереходе, доставили из Санкт-Петербурга и Москвы. Это стало отдельной транспортной операцией, которая тоже легла на плечи специалистов ЦУПа. В мае 2016-го завершились работы по монтажу провода, грозотроса и грозозащитного троса со встроенным волоконно-оптическим кабелем. На уникальном спецпереходе применен и уникальный провод. При его выборе были учтены значительная длина пролета между опорами, суровые климатические условия в районе спецперехода. В результате чего на строительстве воздушной линии использовали высокотемпературный провод отечественного производства, который обладает большей механической прочностью по сравнению с традиционным сталеалюминиевым проводом.
Как отметили в дирекции по строительству ВЭС ЦУП ВСТО, основные сложности при возведении спецперехода были связаны с трудоемкостью работ. Например, общее количество свай (по 11 метров каждая и диаметром 0,4 метра), забуренных под фундаментами спецперехода, составляет 744 единицы. При этом половина устанавливалась на правом скалистом берегу с шестой (одной из самых высоких) категорией грунтов по трудности разрабатываемости.
Во-вторых, при доставке материалов, оборудования и уникальной подъемной техники на правый берег реки пришлось столкнуться со сложностями устройства дополнительных подъездных путей на склонах.
В настоящее время полный комплекс строительно-монтажных и пусконаладочных работ по объекту завершен. Получено разрешение Ростехнадзора и подано напряжение. В июне будет проведена итоговая рабочая комиссия, а в первых числах июля планируется подписание акта, который подразумевает передачу законченного строительством объекта эксплуатирующей организации.
Благодаря этому будет подан ток на подстанции 110/10 кВ нефтеперекачивающих станций (НПС), и под напряжение будет поставлено технологическое закрытое распределительное устройство каждой из НПС.
Это значит, что новый магистральный нефтепровод в срок получит электроэнергию, необходимую для перекачки миллионов тонн черного золота из Эвенкии до трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан».