Недавно мир потрясла одна фотография: остров в Тихом океане, на котором нет свободного места – все покрыто мусором. Остров этот необитаем, а мусора на нем – при достаточно скромных размерах – больше 18 тонн. Теперь это официально зарегистрированная самая большая свалка в мире, на которой живут редкие морские птицы и животные. Для ученых это очень тревожный знак – мусора в мире теперь столько, что наша Земля вот-вот превратится в планету-помойку, если не начать действовать прямо сейчас.
Все – в творчество
В «Поздеевке» кипит работа: эта школа стала площадкой для мастер-классов к предстоящему детскому экокарнавалу «В мире животных». В этом году одна из номинаций, в которых дети смогут получить призы, – «Лучшая ресайкл-идея».
– Нам нужно забрать картон, много картона, – Светлана Тетерина, руководитель оргкомитета карнавала, договаривается по телефону – знакомые закупили оргтехнику, осталось много упаковки, которую хотят выбросить.
Нужен на самом деле не только картон: на мастер-классе по ресайклинг-арту (превращение старых, отслуживших предметов быта в новые арт-объекты), который проходит в школе перед карнавалом, пригодится многое – макулатура, мелкий пластиковый мусор, крышки от газировки… Сейчас в руках художника Михаила Немкова – полуфабрикат. Голова тираннозавра, которую он вместе с детьми доделает на мастер-классе из картонных коробок, бумаги, клея, прищепок, даже в сыром виде выглядит устрашающе.
– Экологическое искусство – уже сформировавшаяся философия, – размышляет Михаил. – Оно объединило и примирило сейчас все направления современного искусства. Самое главное – помогает воспитывать экологическое сознание не только у детей, но и у взрослых.
Кит из пластиковых крышечек, который появляется на тротуаре мегаполиса, чтобы напомнить о проблеме загрязнения океана пластиком, слон, собранный из старых телевизоров, – все это арт-объекты экологического искусства, хотя оно, конечно, намного шире. Сюда входит и акционизм – Михаил вспоминает, как в одной из европейских стран нашли бесхозную трубу, которая дымила только по ночам. Попросили альпинистов, чтобы именно ночью ее можно было подсветить – получилась художественная инсталляция и огромный скандал. Хозяина трубы быстро нашли, завод закрыли.
– И это тоже искусство, – рассказывает художник, помогая приклеивать на морду тираннозавра очередной пласт бумаги. Работа идет быстро – техника папье-маше доступна даже самому маленькому ребенку. Буквально через три минуты морда обретает мимику – кажется, тираннозавр скоро оживет.
Экологическое искусство – модное явление, но это не означает, что оно появилось сегодня. Михаил Немков приводит в пример мозаику Евгения Кобытева на кинотеатре «Родина», которая недавно пострадала от вандалов. Она сделана в 1960 году из речной гальки с берегов Енисея, это означает, что материал для нее не везли издалека – не жгли зря бензин, загрязняя атмосферу. Сейчас мозаика испорчена безвкусным граффити, и удастся ли ее спасти, пока непонятно.
Начать с детства
Одна из главных проблем, которая сейчас не позволяет нам сдвинуть мусорные горы, – это отношение к отходам. Мы привыкли, что их нужно зарыть, сжечь, спрятать. А ведь многое можно пустить в переработку.
– Основная задача ресайклинга сейчас – это изменение мировоззрения, – считает бизнесмен Дмитрий Закарлюкин. – Если перевернуть мусорный айсберг, можно увидеть в отходах не проблему, а ресурс.
Но вот переворот этот в сознании наших сограждан сделать не так просто. И, как это ни удивительно, эту задачу помогают решить не только просветительские акции, буклеты и уроки, но и арт-проекты. Когда мусор не только напоминает об экологических проблемах, но и сам становится материалом для творчества.
– Нельзя сказать, что через подобные мастер-классы у нас получилось бы сформировать экологическое мировоззрение, – комментирует практический психолог Вера Высоцкая. – Но так можно изменить представления о том, кто такой человек и каково его место в мире. Искусство – преобразующая сила, которая поможет нам преодолеть такие пороки, как расточительство и безудержное потребление.
А экологическое сознание, по мнению психолога, все-таки воспитывается в семье – долго, последовательно, шаг за шагом. И с самого рождения.
В семье Зыковых задумываться о влиянии на экологию стали несколько лет назад. Начали с отказа от полиэтиленовых пакетов – теперь в магазин ходят только с продуктовой сумкой, почти отказались от пластика в быту, но самое главное, считает мама Алена, – дети теперь воспринимают даже сам процесс покупок по-другому.
– Если мы идем куда-то, у них всегда есть бутылка из специального пластика, которую мы наполнили дома, – делится она. – И дети не просят у меня какие-то напитки в ПЭТ-упаковке – они знают, что эти бутылки потом будут долго засорять природу.
В семье сортируют мусор – откладывают картон и бумагу, собирают батарейки, стараются покупать как можно меньше продуктов в пластиковой упаковке. Делать это достаточно просто, экологичное поведение уже само стало частью традиции, семейного уклада.
– Меня радует, что, когда на кассе в супермаркете кассир спрашивает о пакете, мой сын-дошколенок сам отвечает: нет, пакет не нужен, вот это я положу к себе в рюкзак, а это – в мамину сумку для покупок, – рассказывает Алена. – По дороге в садик мы с ним всегда собираем мусор, он теперь это сам делает. А это значит, что понимание пользы или вреда миру у него уже есть. Как и ответственность перед природой.
Таких семей немного, но они уже есть. Мы постепенно приходим к сортированию мусора – в Красноярске появились контейнеры для пластика, и горожане быстро перестроились: откладывают бутылки в пакеты отдельно от пищевых отходов. А ведь это самая большая проблема: разделить пищевой и непищевой мусор.
Самые разные организации уже с определенной периодичностью проводят сбор макулатуры и батареек, а это значит, что в сознании наших сограждан что-то меняется. Следующим этапом станут контейнеры для стекла и бумаги на мусорках. И в скором времени, вполне возможно, мы сможем на самом деле увидеть в мусоре ресурс – и для заработка, и для творчества. Главное – начать прямо сейчас. С малого.
Пока готовился номер, в «Поздеевке» закончили «ваять» картонного тираннозавра – его обклеили пластиковыми крышками, пробками и другим мелким мусором. Так он стал арт-объектом – ресайклозавром, как назвал его Михаил Немков и дети, которые участвовали в мастер-классе. Для них это символ нашего пока неразумного отношения к природе, в которой мы как хищники: пожираем ресурсы, но пока ничего не готовы возвращать.