Полное погружение

Как красноярские водолазы ищут «клады» и помогают людям

Полное погружение Как красноярские водолазы ищут «клады» и помогают людям

Работа настоящего водолаза-спасателя далека от открыточных картинок, снятых гражданскими дайверами в тропических морях. Работать приходится в мутной и холодной воде практически на ощупь, сантиметр за сантиметром, долго и монотонно, доставать со дна порою страшные находки. И все же из-за всех этих трудностей романтики в профессии меньше не стало.

Это вам не тропики

Договориться о встрече с нашим героем – водолазом КГКУ «Спасатель» Иваном ЧУКЛИНОВЫМ – оказалось ох как непросто. Водолаз – профессия штучная, а оттого очень востребованная. Всего в крае не более ста настоящих профи подводных работ – их постоянно приглашают по всему региону, и найти окошко между выездами нелегко. Зачастую командировки длятся по нескольку дней из-за труднодоступности места работ, хотя само погружение может занять всего минут двадцать. Среди красноярских водолазов бывали случаи, когда до пункта назначения приходилось добираться на бронетанковой технике, потому что иначе никак. Спасатели-водолазы нужны полицейским, гидроэнергетикам, коммунальным службам, строителям… Укрепление берегов, обследование плотин, подъем затонувших судов, провалившихся под лед машин, трупов, обследование дна при прокладке труб… Список работ, на которые привлекаются водолазы, бесконечен. Они нужны всегда и везде, где есть глубина.

Иван ЧуклиновЧуклинов бредил подводным миром еще в детстве. Именно тогда он записался в секцию подводного плавания – вся юность прошла в маске и ластах в заплывах на скорость, участии в различных соревнованиях. Большое впечатление произвела «Подводная одиссея команды Кусто», которую в начале нулевых крутили по ТВ несколько раз. Хотелось того же – приключений, романтики и риска. А потому, когда в 2002 году появилась возможность устроиться на работу спасателем, долго не раздумывал: пошел на курсы водолазов. Сегодня на его счету около 500 часов под водой, выполнение работ на глубинах до 30 метров.

Впрочем, это не предел. Сам Чуклинов рассказывает, что его предшественники, на которых он равняется, работали и на 80 метрах, помогали обследовать и обслуживать Красноярскую ГЭС.

– Проделывали все это в таком снаряжении, от которого нынешние дайверы впали бы в шок. Ничего – делали вещи и на стареньком оборудовании. Ведь главное – это четкое соблюдение инструкции и хорошая физическая форма. Сегодня у нас в распоряжении глубоководное оборудование французского производства, которое и легче, и надежнее старого. Оно позволяет нам погружаться без проблем на глубину до 60 метров, – говорит Чуклинов.

Но и во французском костюме приходится попотеть. Это ведь в кино или на канале «Дискавери» водолазы плавно парят над коралловыми рифами и любуются красотами. В реальной жизни работа на глубине очень тяжелая – чтобы завести специальные пневматические домкраты под затонувший автомобиль зимой (стандартная операция для спасателей), когда на улице настоящий сибирский минус, а под водой сводит пальцы от холода, одних знаний недостаточно. Тут нужны характер, способность терпеть дискомфорт. И все это практически на ощупь – большинство водоемов в нашем крае мутные.

Перед любым погружением объект тщательно изучается, досконально выясняются факты. Важно все – вплоть до того, на каком боку лежит машина.

Еще важны крепкие нервы. Ведь, если под водой случилась нештатная ситуация, ни в коем случае нельзя паниковать. А они происходят регулярно. К примеру, зимой перемерзает оборудование, в ил засасывает ботинки, срываются грузы, запутывается сигнальный конец или, не дай бог, происходит неконтролируемое выбрасывание водолаза на поверхность воды. Последний вариант довольно опасен, так как грозит кессонной болезнью, если глубина серьезная. На самом деле список ситуаций бесконечен, на то они и нештатные. И в каждой нужно сохранить самообладание.

– Мы, конечно, изучаем возможные сценарии, но жизнь всегда подкидывает что-то новое. Так что приходится действовать по обстановке, – рассказывает Чуклинов.

В свободное от работы время наш герой собирает собственный водолазный набор – глубина не отпускает Чуклинова и вне работы:

– В планах – заняться подводной охотой или найти клад (смеется). На самом деле мне очень повезло – ведь редко бывает, чтобы увлечение совпадало с тем, чем ты занимаешься на работе. На самом деле самое большое наслаждение от выполненной работы получаешь уже тогда, когда люди говорят спасибо. Это редко, но бывает в нашей профессии.

Как все начиналось

Подъем сухопутной техники – рутинная часть работы для красноярских спасателей. За всю историю современного водолазного дела в нашем регионе ими проводились и более сложные операции – со дна поднимали даже затонувшие теплоходы. К примеру, в середине 90-х годов вытянули судно «Вертлюг», столкнувшееся с сухогрузом на Ангаре. Это была одна из первых подобных операций, и, естественно, условия были далеко не идеальные – приходилось работать при течении примерно три метра в секунду.

Годом позже после этого случая пришлось вытаскивать вертолет, упавший в Карское море. Тут условия были еще сложнее – открытое море, температура соленой воды – ноль градусов, водолазный костюм «мокрого» типа (это значит, что холодная вода в буквальном смысле заливалась за воротник), глубина – почти десять метров. Пришлось частично разгрузить машину прямо под водой, разобрать, подвести тросы, чтобы затем все это при помощи другого вертолета перенести на берег.

водолазыНа самом деле в самом начале практически все водолазные работы проводились в «мокрых» костюмах – другого оборудования просто не было. И ничего – ездили на подмогу даже в Монголию, где доставали провалившийся под лед тяжелый грузовик при температуре воздуха минус 30 градусов.

В те годы профессия водолаза-спасателя была еще более редкой – в региональном МЧС, к примеру, насчитывалось всего семь таких спецов. Так что работать приходилось во многих регионах.

Уже потом появились технические новинки, да и задачи стали более масштабными. Самой известной работой красноярских спасателей стала ликвидация последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Красноярцы прибыли на место одними из первых. Обстановка сложнейшая – кто видел картинки или кадры новостей, понимает, о чем речь. Стихия буквально разметала людей по помещению, выбросила наружу, разрушила мощные стены, перекрытия. Все работы пришлось проводить в затопленных помещениях, где вся поверхность воды покрыта толстым слоем масла, захламлена торчащей отовсюду арматурой, блоками.

Практически круглые сутки без выходных красноярцы трудились в момент масштабного наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году. Послужной список наших водолазов-спасателей достаточно велик.

Дело техники

На глубинах, где человек физически не может работать в штатном снаряжении, используется специальная техника. К примеру, управляемый аппарат позволяет производить работы на глубине в несколько сот метров. К слову, его уже опробовали при крушении гидроплана на Алтае несколько лет назад и подъеме катера на глубине более 200 метров.

На самом деле высокие технологии уже давно позволяют человеку опускаться даже на дно Марианской впадины. Однако такие погружения пока редкость, так как чем глубже, тем дороже путешествие. К тому же более вероятны сбои техники.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного