Комплексная проверка готовности края к пожароопасному сезону состоялась в конце марта. По ее итогам было признано, что регион к нему готов. Вместе с тем министр лесного хозяйства Владимир Векшин признал, что трудно справляться с огненным шквалом, который «атакует» гослесфонд с земель иных категорий.
По словам чиновника, все пожары обнаруживаются, и 98 % ликвидируется в течение первых суток. На 212 гектарах площади работают 154 человека, 30 единиц техники. Дополнительно за счет внутреннего маневрирования усиливаются лесопожарные формирования. Привлекается и авиатехника: четыре самолета и три вертолета.
Владимир Векшин обнадежил парламентариев, что для борьбы с лесными пожарами достаточно и людских, и материальных ресурсов. Но призвал оказать помощь в ходе встреч с избирателями:
– Давайте с вашей помощью еще раз обратимся к населению: нужно быть предельно осторожными с огнем в лесу.
После доклада депутаты задали ряд вопросов. Егор Бондаренко спросил, осуществляет ли министерство своими силами с привлечением подведомственных учреждений опашку лесных участков в опасных местах, то есть там, где они граничат с землями сельхозназначения.
– Лучше заниматься профилактикой, а не тратить бюджетные деньги на противопожарные мероприятия, в том числе с использованием дорогой авиации, – сказал Егор Сергеевич.
Владимир Векшин согласился, что опашка – это одно из основных мероприятий по подготовке к пожароопасному периоду, для этого имеется 61 химическая станция.
– По федеральному законодательству владельцы предприятий, чьи участки соприкасаются с лесфондом, могут быть оштрафованы, если допустят переход огня. Они подвергаются крупным денежным штрафам. Святое дело аграрников – опахать свои поля, – назидательно сказал Векшин.
Николай Креминский заявил, что есть проблемы с бесхозными землями, и необходимо навести порядок с ними. Петр Медведев подхватил тему:
– Каждый кусок земли имеет фамилию, имя и отчество. Вот пришла весна. Необходимо более предметно работать, чтобы были штабы на уровне администрации городов, районов, поселков. Там должна проходить работа, и не только один год!
Валерий Фарукшин спросил:
– Какое ведомство отвечает за пожаротушение на территории Эвенкии? В прошлом году около 200 пожарных прилетели в Ванавару, которая горела, и две недели жили на берегу. Они были почему-то из Иркутска, Ангарска. Чья это территория ответственности?
Владимир Векшин ответил, что вся лесная площадь разделена по зонам пожаротушения; помимо этого, есть еще так называемая зона контроля, к которой, собственно, и относится эта северная территория. Там согласно законодательству правительство определяет, целесообразно ли тушить пожар, если затраты превышают ущерб.
– Заправка вертолета на пять часов стоит 100–120 тысяч рублей. Чтобы одному вертолету слетать, нужно 500–600 тысяч. А лететь 200–250 километров, – пояснил Владимир Николаевич.
После того как все вопросы были заданы, спикер краевого парламента Александр Усс поблагодарил министра за доклад:
– Обсуждение этого вопроса было полезно и уместно, мы даже немного расширили пределы рассмотрения темы с переходом на вопросы общего плана, касающиеся сельхозземель, взаиморасчетов с муниципалитетами и так далее. Спасибо всем за работу.